Учебные материалы для студентов

Экономика предприятия


Экономика предприятия



ТОВАРООБОРОТ И ЕГО ПОКАЗАТЕЛИ. >ЗАДАЧИ И УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ АНАЛИЗА


Товарооборот – это важнейший показатель, характеризующий хозяйственную деятельность предприятия торговли. Он является оценочным показателем предприятия торговли, измерителем эффективности его деятельности.

Объем продажи товаров характеризует конкурентные позиции предприятия на рынке, его долю в общем объеме продаж, объем деятельности, степень устойчивости положения на рынке, способность продавать товары, пользующиеся спросом потребителей и обеспечивающие получение намеченных и стабильных результатов. Оценка конкурентоспособности торгового предприятия на конкретном рынке или его сегменте основывается на тщательном анализе товарооборота и позволяет определить его возможности на рынке. Результаты исследования берутся за основу при разработке стратегии предприятия, его товарной политики, при принятии решений о включении в ассортимент или снятии различных товаров с продажи, в процессе выработки оптимальных пропорций товарооборота.

Показатели товарооборота дают возможность выявить фактическую потребность в товарах, определить уровень покупательной способности населения, сформировать требования покупателей к товарам, установить факторы предпочтения при выборе товаров потребителями, а также увидеть перспективу изменения потребностей, выражаемую не только темпами изменения товарооборота, но и характером жизненного цикла товара.

Потребности покупателей и требования их к товару постоянно меняются, поэтому успех на рынке имеет то торговое предприятие, которое наилучшим образом приспособилось к оптимальному удовлетворению спроса. Зная объем и структуру товарооборота, предприятие может предугадывать смену фаз цикла спроса и жизненного цикла товара и пересматривать стратегию в соответствии с меняющимися условиями конкуренции на рынке. Эти тенденции влияют на динамику и структуру товарооборота предприятия.

Товарооборот, отражая размер предприятия, его денежную выручку за проданные товары, является основой для определения потребности в материальных, трудовых и финансовых ресурсах. В нем воплощены различные стороны хозяйственной деятельности предприятия и отдельных его звеньев.

Реализация товаров на предприятиях торговли характеризуется тремя основными показателями, которые можно оценить как важнейшие при разработке товарной стратегии, выработке оптимальных пропорций товарооборота, при анализе и планировании товарооборота. К этим показателям относятся:

1) общий объем товарооборота. Характеризует объем продажи товаров в стоимостном выражении за определенный период. В соответствии с этим выделяют общий объем розничного товарооборота и общий объем оптового товарооборота;

2) состав товарооборота. Этот показатель характеризует соотношение отдельных видов и форм товарооборота в общем его объеме. Например, в составе общего объема розничного товарооборота рассматривают объем продажи товаров населению и объем мелкооптовой продажи, продажу товаров за наличный и безналичный расчет и т.п. В составе товарооборота изучают реализацию товаров по структурным подразделениям (филиалам), отделам, секциям и по другим наиболее характерным признакам, отражающим специфику работы фирмы;

3) товарная структура товарооборота. Это качественный показатель, который характеризует соотношение отдельных товаров и товарных групп в общем объеме товарооборота, выраженное в процентах. Структуру товарооборота изучают в целом по предприятию, его филиалам, отделам, секциям, а также по временным периодам. Структура товарооборота позволяет охарактеризовать процесс удовлетворения покупательского спроса, установить тенденции его изменения, отражает распределение затрат покупателей на приобретение различных товаров.

Торговое предприятие для оценки результатов своей деятельности в процессе анализа и планирования использует также различные количественные и качественные показатели товарооборота. К ним относятся:

общий объем продажи товаров за отчетный и прошлый периоды в текущих и сопоставимых ценах;

среднедневная продажа товаров;

розничные и оптовые цены на товары;

равномерность, ритмичность, а также сезонность реализации товаров;

поступление товаров в покупных ценах;

наличие товаров на складе, их соответствие нормативам;

время обращения товарных запасов;

издержкоемкость и рентабельность продаж отдельных товаров и товарных групп;

товарооборот на одного работника, на одного продавца;

товарооборот на 1 м2 торговой площади;

число покупателей за анализируемый период;

степень удовлетворения спроса (завершенность покупки, ее средняя стоимость);

интенсивность потока покупателей и т.п.

Чем шире перечень анализируемых показателей, тем больше возможностей для глубокого анализа тенденций развития товарооборота, изменения структуры спроса покупателей, оценки эффективности использования ресурсов предприятия. Это позволяет наиболее точно определять, что и в каких количествах, по какой цене необходимо продавать на рынке либо закупать то, что будет пользоваться наибольшим спросом у потребителей. Изучение и сопоставление издержкоемкости реализации товаров дает возможность выбрать те из них, которые приносят наибольшую прибыль, являются наиболее рентабельными.

Анализ товарооборота позволяет: оценить достигнутые результаты; изучить развитие товарооборота в динамике по видам и формам, по структуре; определить тенденции его изменения; оценить правильность стратегии предприятия в развитии товарооборота; сравнить деятельность данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов – основа планирования объема реализации.

Необходимость проведения анализа товарооборота также связана с тем, что от него напрямую зависят финансовое состояние предприятия, степень удовлетворения потребительского спроса, уровень издержек обращения, уровень валового дохода от реализации товаров и полученная прибыль. Анализ проводится по данным бухгалтерской и статистической отчетности, по материалам оперативного учета.

Цель анализа товарооборота – получение информации, необходимой торговому предприятию для принятия решения, что и в каких количествах следует продавать на рынке в будущем, чтобы обеспечить получение необходимой прибыли.

Для достижения поставленной цели необходимо определить задачи анализа товарооборота. Они таковы:

1. Анализ товарооборота в предплановом периоде, проверка степени его выполнения по сравнению с планом или предыдущим периодом; выявление всех изменений, происшедших в объеме, составе и структуре товарооборота за этот период.

2. Изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на динамику и изменение товарооборота.

3. Выявление внутренних резервов, путей и возможностей оптимизации товарооборота и совершенствования его ассортиментной структуры.

Важное значение при проведении анализа имеет выбор показателей и приемлемых методов, позволяющих получить более точные и объективные результаты. При анализе товарооборота используют: показатели динамики; абсолютные, относительные и средние показатели; стоимостные и натуральные; балансовый метод, методы сравнения, цепной подстановки, метод абсолютных и относительных разниц, индексный, интегральный, графический методы и др.

Анализу должна предшествовать работа по подбору и подготовке информации. Информацией для анализа служат данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, нормы и нормативы, разработанные на предприятии, материалы наблюдений и опросов. Эти данные проверяются с точки зрения правильности и сопоставимости отдельных показателей.

Прежде чем приступить к анализу, необходимо проверить, соответствуют ли используемые для этого показатели товарооборота:

а) по ценам: товарооборот отчетного периода должен быть рассчитан в таких же ценах, что и товарооборот базисного периода (для этого рассчитывается индекс цен);

б) по времени: товарооборот отчетного и базисного периодов должен быть взят за одинаковые промежутки времени, а если эти временные периоды различаются, то необходимо использовать дополнительный показатель среднедневного товарооборота;

в) по торговой площади: товарооборот отчетного и базисного периодов должен быть рассчитан на одну и ту же торговую площадь.

Поскольку разработка плана товарооборота на будущий год начинается в текущем году, когда еще нет отчетных данных за весь год, необходимо рассчитать ожидаемый товарооборот за текущий год. Для этого определяется ожидаемый товарооборот за оставшийся период до конца года (как правило, за квартал).

В случае анализа товарооборота за IV квартал рекомендуется прибавить к фактическому товарообороту за прошедший отрезок квартала (например, октябрь) ожидаемый товарооборот на оставшийся период (ноябрь, декабрь).

При определении ожидаемого товарооборота необходимо исходить из оценки ожидаемого поступления товаров, изменения товарных запасов, а также следует учитывать состояние торговли отдельными товарами.

Кроме того, принимают во внимание темпы изменения товарооборота за IV квартал текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлых лет и удельный вес этих кварталов в фактическом товарообороте предшествующих лет. Если не предвидится существенных изменений товарооборота в целом и по товарным группам по сравнению с планом на оставшийся период года, то ожидаемое выполнение на этот период принимается на уровне плана.

Определение товарооборота за текущий год является важной составной частью анализа: чем точнее определено ожидаемое выполнение, тем обоснованнее будет составлен план на следующий год. Ожидаемое выполнение плана рассчитывают по отдельным товарным группам. Методика определения ожидаемого товарооборота по различным товарам неодинакова.

Для товаров, по которым не наблюдается значительного перевыполнения плана, ожидаемый товарооборот определяют на основе фактического товарооборота за первое полугодие и плана товарооборота на второе полугодие (или на основе фактического товарооборота за девять месяцев и плана товарооборота на IV квартал). Например, фактический товарооборот магазина по плодам, фруктам, ягодам за первое полугодие составил 1437,4 тыс. р.; план продажи на второе полугодие установлен в сумме 1500 тыс. р. Ожидаемый товарооборот составит 2937,4 тыс. р. (1437,4 + 1500).

Для товаров, по которым наблюдается значительное перевыполнение плана товарооборота, ожидаемое выполнение плана определяется на основе фактического товарооборота за первое полугодие и перспектив перевыполнения плана товарооборота во втором полугодии. Например, фактическая продажа кондитерских изделий за первое полугодие составила 2363 тыс. р.; на второе полугодие установлен план 2420 тыс. р. План второго полугодия предполагается перевыполнить (как и план первого полугодия) на 7,5%. Ожидаемое выполнение плана второго полугодия составляет 2601,5 тыс. р. (2420 ? 107,5 : 100). Ожидаемое выполнение плана за текущий год будет равно 4964,5 р. (2363 + 2601,5).

При определении ожидаемого товарооборота необходимо учитывать возможные изменения спроса на отдельные товары, изменения товарных запасов, а также поставки товаров.

Для объективного анализа товарооборота требуется приведение его в сопоставимый вид с учетом изменения цен на товары. Пересчет товарооборота осуществляется с помощью индекса цен, рассчитываемого с учетом конкретных условий работы предприятия.

Предположим, что по товару В с 1 июля были снижены цены в среднем на 12%, и индекс цен составил 0,88. Товара В фактически продано в отчетном году на 889 тыс. р., по плану на текущий год – на 992 тыс. р., фактически в текущем году – на

934 тыс. р., в том числе за второе полугодие (с момента ввода новых розничных цен) – на 520 тыс. р. Фактический товарооборот текущего года в сопоставимых ценах составил 1005 тыс. р.

[520 : 0,88 + (934 – 520)]. Выполнение плана товарооборота в сопоставимых ценах по товару В составляет 109% (1005 ? 100 : 922), в то время как в действующих ценах он равен только 101,3%

(934 ? 100 : 922). Темпы роста реализации товара В по сравнению с отчетным годом в сопоставимых (неизменных) и действующих цена – соответственно 113 (1005 ? 100 : 899) и 105,1%

(934 ? 100 : 899).

Необходимо также обеспечить сопоставимость товарооборота с учетом особенностей работы магазинов, ввода новых торговых площадей или их сокращения за счет ликвидации, изменения времени работы и т.п.