Учебные материалы для студентов Экономика предприятия |
Экономика предприятияИнформационно-консультационные услуги (консалтинг)Консалтинг — это совокупность услуг, связанных с обработкой информации по заказам клиентов и информационным обслуживанием на ЭВМ в режиме разделения машинного времени. Консультационные услуги — это предоставление потребителям знаний в виде информации, консультаций и экспертиз различных видов хозяйственной деятельности.
В состав консалтинговых услуг входят также непосредственное управление профессиональными менеджерами или их бригадами, фирмой в целом, отдельным ее подразделением, оказание помощи в организации деятельности хозяйственного объекта, формирование имиджа компании и др. В этом случае консалтинговые фирмы осуществляют полный контроль за реализацией предлагаемой заказчиком программы. Это наиболее распространенный вид консалтинга в мировой торговле. Объем его продаж превышает 25% от общего экспорта консалтинговых услуг. Рынок консалтинговых услуг очень динамичен. В 80-е гг. среднегодовые темпы прироста объемов экспорта составляли 15—20%, но наибольшим спросом пользуются услуги, связанные с организацией информационной технологии в сфере бизнеса (темп прироста 50%). Значительно возрастает спрос на специальные консультационные услуги (создание компьютеризированных систем логистики, развитие снабженческого менеджмента, разработка программ подготовки руководящих кадров). Эти тенденции необходимо учитывать при проектировании СЭЗ, особенно различных типов научно-технических зон. Западные специалисты считают, что рынок консалтинга будет развиваться еще более динамично. По их прогнозам, в 90-х гг. объемы традиционных услуг в области управления персоналом, маркетинга и производства возрастут примерно на 10%, информационной технологии — на 20%, стратегии и развития фирм, создания на предприятиях "желаемой социальной атмосферы" — в 2 раза. Главным продавцом этой продукции станет частный сектор услуг. При создании консалтинговых фирм в СЭЗ может быть учтен опыт промышленно развитых стран, особенно опыт США. Именно здесь в 20-е гг. возник классический консультационный бизнес в его нынешнем виде. Это практически полностью монополизированная сфера торговли, поставленная на индустриальную основу. Ее возглавляет крупнейшая консалтинговая фирма "Маккинси", имеющая филиалы практически во всех промышленно развитых странах мира (сейчас в мире функционируют 35 бюро "Маккинси"). В настоящее время в США с консультантами этой фирмы сотрудничают примерно 80% всех крупных фирм страны. Определенным своеобразием отличается рынок консультационных услуг в Японии. До 70-х гг. он развивался очень медленно, и лишь затем его развитие ускорилось. Самым динамичным периодом для него оказались 1983—1987 гг., когда объем консалтинговых услуг увеличился в 3,2 раза. В отличие от американского консалтингового рынка японский рынок децентрализован. На нем действуют консультационные фирмы трех видов: филиалы, бюро крупных международных консультационных фирм, а также "мозговые тресты". Филиалы и бюро специализируются на оказании помощи в разработке стратегии для предпринимательской верхушки. Например, бюро "Маккинси" в Токио и его отделение в Осаке оказывают примерно 75% консалтинговых услуг крупным компаниям Японии в электронной, автомобилестроительной, химической, сталелитейной отраслях промышленности, а также банкам и другим финансовым учреждениям. Работа в этой фирме считается высокопрестижной. Японские консультационные фирмы занимаются прежде всего персоналом и производством. "Мозговые тресты" создавались первоначально для НИОКР, а затем расширили свою деятельность за счет консультирования в области технологии развития фирм. Специалисты считают, что "мозговым трестам" принадлежит будущее. В СЭЗ с высокой долей ВПК наиболее целесообразно создание консалтинговых фирм по типу "мозговых трестов" для более рационального использования интеллектуального потенциала внутри зоны и увеличения объема валютных поступлений. Одновременно "мозговые центры" могут создавать у заказчика научно-исследовательские лаборатории и осуществлять там своими силами исследования по заказам клиентов. Такие фирмы реализуют связь науки с производством, образуют наукоемкий сектор сферы услуг и наряду с промышленным сектором высокой технологии входят в состав научно-технического ядра хозяйства зоны, определяющего его научный и технических потенциал. В Западной Европе американская "индустриальная" модель сочетается с консультациями отдельных специалистов (ученых и практиков), способных высказывать основательные суждения по своим проблемам. Однако начиная с 60-х гг., с проникновением на западноевропейский рынок американских консультационных фирм, индивидуальное консультирование все более утрачивает свои позиции.* * См.: Консультационный бизнес в Западной Европе // МЭиМО, 1989, № 3, с. 92. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |