Учебные материалы для студентов Экономика предприятия |
Экономика предприятияФОРМИРОВАНИЕ ТОВАРНОГО АССОРТИМЕНТА И ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГО УСТОЙЧИВОСТИФакторы, влияющие на формирование товарного ассортимента. Потребительские комплексы, виды спроса. Основные звенья товарной классификации. Принципы формирования товарного ассортимента. Устойчивость товарного ассортимента. Стадии жизненного цикла товара. Формирование товарного ассортимента в странах с развитой рыночной экономикой Факторы, влияющие на формирование товарного ассортимента Товарный ассортимент — это определенная совокупность разнообразных товаров, входящих в состав торговли.
Формирование товарного ассортимента — это разработка и установление в определенном порядке номенклатуры товаров, образующих необходимую совокупность для торговли. К факторам, влияющим на формирование ассортимента товаров в магазине, относятся: спрос; производство (включая поступление по импорту); ассортиментный профиль магазина; зона деятельности магазина; состояние его МТБ. Потребительские комплексы, виды спроса Потребительские комплексы — это конкретный перечень разновидностей различных групп товаров, сформированных по функционально-потребительскому признаку. Они разрабатываются по множеству вариантов, учитывающих размеры торговой площади, размещение на территории региона, а также по следующим признакам: возраст, пол ("Товары для женщин", "Товары для ребенка"); особенности образа жизни и проведения досуга ("Товары для садовода", "Товары для туриста"); торжественные события в жизни людей ("Товары для новобрачных"); общественные события и праздники ("Товары к началу учебного года"); покупательские привычки, обусловленные сезоном ("Летняя мода", "Товары для дачи"). Формирование ассортимента товаров в значительной степени определяется характером предъявляемого спроса, который может быть: специальным — спрос на определенный товар или его разновидность, не допускающий замены каким-либо другим, даже однородным товаром; импульсивным — спрос, появляющийся и формирующийся под влиянием побуждений, предложения (рекламы, выкладки); альтернативным — спрос, окончательно формирующийся в процессе выбора товаров, ознакомления с предложенным их ассортиментом. Оптимальный ассортиментный набор предусматривает стабильный состав товаров специального (твердо сформулированного) спроса, возможность введения в ассортимент изделий импульсивного и обновления товаров альтернативного спроса. Групповой ассортимент характеризуется перечнем входящих в него групп товаров, выделенных по следующим признакам: однородность сырья, из которого они изготовлены (металлоизделия, молочные продукты); потребительское назначение (продукты детского питания, обувь); способ производства (трикотажные изделия). Основные звенья товарной классификации К основным звеньям товарной классификации относятся: раздел (продовольственные и непродовольственные товары); подраздел (скоропортящиеся и нескоропортящиеся); группа (основанная на признаке однородности производства или общности хранения — бакалейные товары, обувь, мебель); подгруппа (используется для детализации торгового ассортимента данной группы); вид товара (развертывает ассортимент каждой группы); разновидность (наименование конкретного товара). По частоте спроса товары разделяются на товары частого спроса, периодического спроса и редкого спроса. Принципы формирования торгового ассортимента К этим принципам относятся: • обеспечение в каждом магазине достаточной полноты товаров частого спроса, простого ассортимента, незаменяемых и труднозаменяемых в потреблении и спросе; • обеспечение достаточной широты видов товаров по каждой группе и подгруппе в зависимости от ассортиментного профиля магазина; • установление определенного количества разновидностей по каждому виду товаров в зависимости от товарного профиля и зоны деятельности магазина; • учет и отражение в ассортименте особенностей спроса в данной зоне деятельности. Устойчивость товарного ассортимента Устойчивость (стабильность) ассортимента — обеспечение постоянного ассортимента товаров всех групп, подгрупп, видов и разновидностей, которые должны быть в торговом зале магазина. Коэффициент устойчивости ассортимента (Куст) определяется как отношение количества видов товаров, имеющихся в продаже, к количеству видов товаров, которое установлено магазину (обязательное количество): Куст = Тф / Тн где Тф — количество видов товаров, имеющихся в продаже; Тн — количество видов товаров, установленных магазину. Обеспечение устойчивости ассортимента зависит от наличия и движения товарных запасов. К факторам, обусловливающим образование и изменение запасов, относятся условия производства, транспортные условия, условия поставок, условия потребления. Существуют следующие виды товарных запасов: запасы текущего хранения — товары на предприятиях оптовой и розничной торговли, обеспечивающие повседневные нужды торговли; сезонные запасы — запасы, необходимые для обеспечения бесперебойной торговли в периоды сезонного изменения спроса или предложения; запасы целевого хранения — запасы товаров, создаваемые на случай определенных обстоятельств. Широта ассортимента определяется количеством товарных групп, предлагаемых магазином. Глубина ассортимента определяется количеством разновидностей товаров в каждой товарной подгруппе. Широта и глубина ассортимента должны зависеть от общих целей и задач, которые ставит перед собой розничное предприятие, и предпочтений потребителя. Стадии жизненного цикла товара Жизненный цикл товара имеет следующие стадии: • внедрение — закупаются сравнительно небольшие партии товара у хорошо известных поставщиков; • рост — закупка больших партий товара различных разновидностей, поиск новых поставщиков, обеспечение непрерывного завоза, сосредоточение в магазине больших товарных запасов; • зрелость — снижение закупочных цен, отказ от услуг слабых поставщиков, минимизация товарных запасов, реклама; • устаревание — распродажа остатков товара. Формирование товарного ассортимента в странах с развитой рыночной экономикой В области формирования и размещения товаров в магазинах заслуживает внимания опыт ряда фирм США, Франции, ФРГ, Канады. Численность ассортиментных позиций в магазинах этих фирм распределяется между продовольственными и непродовольственными товарами в процентном соотношении 66 : 34. Ассортимент продовольственных товаров расширяется в основном за счет овощей, фруктов, замороженных продуктов, примагазинных пекарен, а также продукции отделов кулинарии, которые функционируют в 81% продовольственных магазинов самообслуживания США. Особое внимание уделяется формированию ассортимента непродовольственных товаров в магазинах самообслуживания. В данную группу, как правило, включают поздравительные открытки, кухонную посуду, писчебумажные товары, школьные принадлежности, игрушки, книги, предметы домашнего обихода, штучные текстильные товары, предметы ухода за автомашинами, столовое и постельное белье, драпировку, бытовые машины, дорожные принадлежности, корм для домашних животных и птиц, спорттовары, изделия из дерева, грампластинки и кассеты, электротовары, предметы для шитья и рукоделия, фототовары, принадлежности для сада и огорода, пряжу и предметы для вязания, парфюмерию, косметику, предметы санитарии и гигиены. Во Франции ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 50 до 200 м2 насчитывает 3000 позиций, из них 1700 — бакалейные товары, 500 — замороженные и молочные продукты, 130 — овощи и фрукты, 180 — гастрономические продукты, 100 — мясопродукты. Длина выкладки товарных линий составляет 66 погонных метров. Ассортимент товаров в магазинах с торговой площадью от 250 до 600 м2 насчитывает 5000 наименований. Скоропортящиеся товары составляют 53%, бакалейные и напитки — 42%, непродовольственные товары — 5%. Длина выкладки — 170 погонных метров. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |