Учебные материалы для студентов Экономика предприятия |
Экономика предприятияОПЕРАТИВНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МАГАЗИНЕПонятие торговых и технологических процессов. Принципы организации оперативных процессов. Приемка товаров. Формы и этапы продажи товаров. Правила розничной торговли. Торговые услуги Понятие торговых и технологических процессов Оперативные (торгово-технологические) процессы в магазине — это совокупность торговых и технологических процессов, последовательно взаимосвязанных, целью которых является доведение товаров в широком ассортименте и надлежащего качества до потребителей с наименьшими затратами труда и времени.
Торговый процесс обеспечивает смену формы стоимости. Предметом труда здесь являются не только товары, но и покупатели. Он включает в себя не только доведение товаров до потребителя, но и изучение опроса населения, формирование ассортимента, рекламу товара. Структура торгового процесса, последовательность выполнения различных операций зависят от степени хозяйственной самостоятельности магазина, формы продажи, вида и типа магазина. Технологический процесс обеспечивает обработку товарных потоков, начиная с поступления товара в магазин и кончая полной подготовкой их к продаже. Он включает в себя такие операции, как приемка товаров по количеству и качеству, хранение, фасовка, упаковка, перемещение, выкладка на торговом оборудовании. Осуществляется без участия покупателей. Принципы организации оперативных процессов К данным принципам относятся: обеспечение комплексного подхода к выработке оптимальных вариантов продажи товаров; обеспечение наилучших условии выбора товаров, экономия времени покупателей, высокий уровень торгового обслуживания; соответствие технологии современному научно-техническому уровню, использование передовой техники, прогрессивных трудовых процессов; достижение оптимальной экономической эффективности технологического процесса путем ускорения оборачиваемости товаров, экономии труда, снижения издержек обращения; сохранение физико-химических свойств товаров. Организация торгового и технологического процесса в магазине зависит от потребительских свойств товаров, степени их готовности к продаже, принятой системы товародвижения, применяемых форм продажи. Рис. 14.2. Технологический процесс движения тары в магазине Приемка товаров Приемка товаров по количеству и качеству осуществляется в соответствии с инструкциями "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству", "О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству",* если в договорах поставки, стандартах и ТУ не предусмотрен другой порядок приемки товаров. Приемка товаров по количеству — это сверка массы, числа мест, единиц фактически поступивших товаров с показателями сопроводительных документов (счет-фактура, товарно-транспортная накладная). Проводят в определенные сроки, указанные в инструкциях. Недостачу оформляют коммерческим актом. Приемка товаров по качеству — это выявление качества и комплектности товара, соответствия тары, упаковки, маркировки установленным требованиям, а также сопроводительным документам (сертификат качества, санитарный сертификат, ветеринарный сертификат). Проводят в установленные инструкциями сроки. При обнаружении недоброкачественных или некомплектных товаров приемку приостанавливают и составляют коммерческий акт. Технологическая карта — это форма документации, которая отражает пооперационную разработку выполнения того или иного процесса с указанием технических средств, затрат времени и труда на его выполнение. Технологические карты приемки товаров должны содержать графики поступления товаров в течение дня, последовательность выполнения операций, количество работников, занятых разгрузкой и приемкой товара. Формы и этапы продажи товаров Существуют следующие формы продажи товаров: • самообслуживание — покупатели самостоятельно осматривают, отбирают и доставляют отобранные товары к единому узлу расчета. Предусматривается типовое торговое оборудование, минимум услуг; • продажа товаров по предварительным заказам — покупатели предварительно заказывают необходимые товары из числа имеющихся в продаже и получают их в обусловленное время в магазине, на дому или по месту работы; • индивидуальное обслуживание — продавец обслуживает каждого конкретного покупателя и помогает ему в выборе покупки, консультирует в вопросах пользования товаром, упаковывает и отпускает товар. Предусматриваются все формы расчета с покупателями, послепродажное обслуживание, бесплатная доставка по желанию покупателя, возврат товара; • продажа с открытой выкладкой — покупатели знакомятся с ассортиментом товаров самостоятельно, а продавец проверяет качество, дает консультации, упаковывает и отпускает товары; • продажа товаров по образцам — покупатели самостоятельно или с помощью продавца знакомятся с выставленными в торговом зале образцами товаров. После выбора и оплаты товара он может быть доставлен на дом покупателю или вручен непосредственно со склада магазина; • продажа по телефону — активная, свободная продажа товаров, когда продавец зазывает клиента с помощью рекламирования товара по телефону. Используется для реализации товаров через торговых агентов; • консультативная продажа — покупателей обслуживает продавец, являющийся консультантом. Используется при предоставлении инжиниринговых услуг, в строительстве, информатике; • парадоксальная (групповая) продажа — данная форма продажи основана на выслушивании, проявлении взаимопонимания, разделении общих точек зрения. Продавец выполняет роль хозяина (хозяйки). Различают следующие этапы продажи: прием и установление контакта; выявление потребности и выслушивание; аргументация и показ товара; ответ на возражения; осуществление продажи. Правила розничной торговли Существует несколько видов правил розничной торговли. • Правила продажи отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров распространяются на всех хозяйствующих субъектов независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности и регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". • Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит регулируют порядок продажи товаров с рассрочкой платежа в предприятиях розничной торговли независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности. • Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами регулируют порядок торговли, осуществляемой на основании договора комиссии, и распространяются на все предприятия независимо от форм собственности. При приеме на комиссию предметов антиквариата необходимо руководствоваться Указом Президента Российской Фе- дерации "О реализации предметов антиквариата и создании специально уполномоченного органа государственного контроля по сохранению культурных ценностей". При приеме на комиссию ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней необходимо руководствоваться Правилами продажи изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 1994 г. № 684. При приеме на комиссию и реализацию гражданского оружия необходимо руководствоваться Законом Российской Федерации "Об оружии", Правилами оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему в Российской Федерации. • Правила продажи товаров по заказам и на дому у покупателей регулируются Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей". • Принцип размещения товаров на линиях — зонирование линий по товарным группам, при котором учитываются: частота покупок различных товаров; совместное (комплексное) приобретение товаров; продолжительность отборки конкретных товаров; трудоемкость перемещения товаров из неторговых помещений; требования к взаимному товарному соседству, исключающему отрицательное влияние одних товаров на другие. К принципам выкладки товаров на торговом оборудовании относятся: выкладка однородных товаров по вертикали; применение простейших приемов выкладки товаров; использование декоративной выкладки товаров только с рекламной целью; отсутствие переполнения торгового оборудования товаром; выкладка товаров, быстрая реализация которых предпочтительна, в оптимальной зоне обозреваемости товара (от 1100 до 1600 мм от пола). Основные требования размещения товаров в магазине: предоставлять покупателям возможность быстро ориентироваться в размещении ассортимента и содержании покупки; создавать условия комфортности пребывания в магазине; предоставлять информацию и услуги; оптимально использовать торговые площади; обеспечивать сохранность материальных ценностей; организовать рациональное движение товарных потоков и расчетных операций с покупателями. Качество торгового обслуживания определяется минимальным временем, затраченным на приобретение товаров, удобством и комфортом обслуживания, экономической эффективностью работы магазинов. Торговые услуги Под торговыми услугами понимаются различные виды полезных действий, дополнительно оказываемых торговыми предприятиями покупателям в процессе покупки или потребления товаров. Существуют следующие виды услуг: производственного характера; транспортные и погрузочно-разгрузочные; по комплектованию покупок; по продаже товаров; консультации специалистов; связанные с оказанием благоприятной обстановки для посетителей магазина. Общее розничное предложение — это ассортимент, цена, дополнительные услуги, удобства, стимулирование, размещение. Комплекс товаров и услуг — автостоянка, продажа товаров и услуги; разнообразный ассортимент, дополнительные услуги; продажа в кредит, по льготным ценам; гарантия и замена товаров;доставка. Комплекс коммуникаций — устное предложение; рекламная деятельность; отношения с потребителями; планировка магазина; каталоги; продажа по телефону. Комплекс физического распределения — склады; транспорт; погрузка; перемещение. Современные супермаркеты оказывают различные виды услуг покупателям: предоставление бумажных и пластиковых пакетов; подвоз покупок к машине; проявление фото-, кино-пленок; прокат видеокассет; продажа лотерейных билетов; организация отдела кулинарии, отдела книг, газет, журналов, примагазинных пекарен, игровых видеоавтоматов, примагазинных предприятий быстрого обслуживания, примагазинных аптек, секции поздравительных открыток, отдела продуктов сбалансированного питания, секции живых цветов и декоративных растений; продажа садового, огородного инвентаря, семян. Факторы, влияющие на отношение покупателей к магазину: легкая парковка; внешняя и внутренняя реклама; количество касс; стимулирование сбыта; оживленная атмосфера; режим работы; возможность использования упаковки; помощь в упаковке и транспортировке; ширина и длина товарных линий; расположение товаров в линиях; выкладка каждого товара; цены товаров; ассортимент, представленный в начале зоны отборки товара; качество товаров; доступность магазина; расположение; торговая площадь; имидж фирмы; торговое оборудование; расположение торгового оборудования; персонал; архитектура. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |