Учебные материалы для студентов Экономика предприятия |
Экономика предприятияОсновные понятия. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельностию Основные понятияВсе показатели, используемые при оценке хозяйственной деятельности торговых предприятий, можно разделить на две группы, оценивающие две экономические категории: экономический эффект; экономическая эффективность.
Эффект — экономический результат функционирования предприятия. В зависимости от цели анализа экономический эффект может выражаться с помощью показателей товарооборота, валового дохода, прибыли, издержек обращения. Экономическая эффективность определяется соотношением полученного эффекта (результата) и затрат различного рода ресурсов (материальных, трудовых, финансовых, информационных) по его достижению. Иными словами, речь идет об уровне эффективности использования ресурсов. Показатели оценки эффективности коммерческой деятельности Для оценки эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности торгового предприятия чаще всего используют систему показателей. Обоснование необходимости их применения дано в теории множественности целей, основу которой составляет системный подход к описанию предприятия, что предполагает существование в системе иерархии целей и, соответственно, критериев их достижения. Содержание показателей, привлекаемых для оценки хозяйственной ситуации, в каждом конкретном случае определяется жизненным циклом предприятия, его размером, временным аспектом планового горизонта, назначением анализа и другими параметрами. При использовании системы экономических показателей торговых предприятий предусматривается применение дедуктивного метода, т.е. построение некого синтетического показателя, обобщающего результаты хозяйственной деятельности, а затем отбор частных показателей, конкретизирующих состояние той или иной стороны деятельности. В качестве основы для обобщающего показателя рекомендуется использовать экономический потенциал торгового предприятия — совокупность ресурсов (трудовых, материальных, финансовых, природных и др.), имеющихся в распоряжении хозяйствующего субъекта, а также способности его сотрудников и менеджеров к использованию ресурсов в соответствии с целью деятельности предприятия и получением максимально возможного в данных экономических условиях дохода. Экономический потенциал предприятия, во-первых, определяется реальными возможностями предприятия, причем не только реализованными, но и нереализованными по каким-либо причинам; во-вторых, характеризуется объемом ресурсов и резервов — как вовлеченных, так и не вовлеченных в торговую деятельность; в-третьих, определяется способностью менеджеров использовать возможности и ресурсы для достижения стратегических целей предприятия. В связи с этим модель экономического потенциала для торговых предприятий можно представить следующим образом: человеческий капитал + основной капитал + оборотный капитал. Модель экономического потенциала любого предприятия определяется объемом и качеством имеющихся у него ресурсов: численностью занятых и их профессиональными способностями, основными производственными и непроизводственными фондами, оборотными фондами, материальными запасами, финансовыми и нематериальными ресурсами, инновационными и другими способностями. В сумме это образует совокупную хозяйственную способность предприятия, которая по сравнению с аналогичными параметрами другого предприятия отражает уровень его конкурентоспособности. Принцип эффективного применения экономического потенциала (Эп) можно представить в следующем формализованном виде: Эп = ?(Рп) – ?(Рв) ? 0, где ?(Рп) — функция потенциальных ресурсов; ?(Рв) — функция вовлеченных ресурсов. Практическое использование показателя исходит из допущения, что процессы вовлечения ресурсов и повышения эффективности хозяйственной деятельности, результатом которой является полученный доход, исчисляемый нами как разность между выручкой, образуемой от реализации товаров и издержками обращения, находятся в прямо пропорциональной зависимости. Особенность системы показателей оценки качественной деятельности торговых предприятий применительно к условиям переходного периода заключается в том, что, с одной стороны, уже не существует столь привычных директивных показателей, а с другой стороны, еще не сложилась система индикативного регулирования экономики, которая помогла бы предприятию сориентироваться во внешних условиях, определить свое место среди других предприятий, оценить адекватность своих экономических целей состоянию и перспективам развития потребительского рынка. Поэтому предприятия должны самостоятельно создать для себя исходную базу, выделить приоритетные показатели, уровень которых будет являться критерием для формирования значений всех остальных взаимосвязанных показателей системы. В качестве составляющих могут использоваться три группы показателей, отражающих: интересы потребителей; интересы инвесторов; финансовую устойчивость предприятия. В группу показателей, отражающих интересы потребителей входят: объем товарооборота; товарная структура товарооборота; качество обслуживания; уровень цен на товары и сопутствующие платные услуги. В группу показателей, отражающих интересы инвесторов, входят:* чистая номинальная стоимость активов в расчете на привилегированную акцию; чистая номинальная стоимость активов в расчете на обыкновенную акцию; коэффициенты капитализации, т.е. соотношение стоимости каждого вида ценных бумаг (как правило, привилегированных и обыкновенных акций) в совокупной стоимости ценных бумаг, выпущенных предприятием, избыточного капитала и полученной прибыли к распределению; избыточный капитал; нераспределенная прибыль; доход в расчете на обыкновенную акцию; покрытие дивидендов по привилегированным акциям; отношение курса акций к доходу. * Для оценки эффективности крупных торговых фирм, чьи акции котируются на фондовых рынках России, например АО "ГУМ", АО "ЦУМ", рекомендуется использовать показатели, отражающие результаты торгов акциями в торговой системе страны, а также их привлекательность для инвесторов. Финансовую устойчивость характеризует система критериев для определения удовлетворительности структуры баланса и платежеспособности предприятия, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации "О некоторых мерах по реализации законодательства о несостоятельности (банкротстве) предприятий" от 20 мая 1994 г. № 498, в соответствии с которым, как уже упоминалось, к основным показателям, характеризующим финансовое положение предприятий, отнесены коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными средствами и коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Формулы их расчета содержатся в Методических положениях по оценке финансового состояния предприятий и установления неудовлетворительной структуры баланса, утвержденных распоряжением Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) от 12 августа 1994 г. № 31-р. Выделение трех указанных групп показателей, с одной стороны, вводит новые показатели, отражающие развивающиеся рыночные отношения, с другой стороны, сохраняет ряд показателей, присущих плановой системе хозяйствования. Но по- скольку в новой структуре изменяются взаимосвязи как между отдельными показателями, так и между их группами, то изменяются роль и значение отдельных показателей. Среди названных показателей наиболее часто применяются: показатели эффективности использования активов предприятия (Еа) — Еа = Gm/A, или Еа = Ib/А, или Еа = In/A, где А — средние совокупные активы предприятия (сумма активов предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое); Gm, Ib, In — соответственно валовой доход, прибыль балансовая, прибыль чистая; показатели эффективности использования ресурсов (Er) — Er= Gm/C, или Er = Ib/C, или Er = fn/C, где С — издержки обращения торгового предприятия (затраты); отношение выручки от продаж (товарооборота) к общим активам предприятия (ТА)— ТА = Т/А, где Т — выручка от продаж (товарооборот); отношение выручки от продаж (товарооборота) к собственному оборотному капиталу (ТАсо) — ТАсо = Т/Асо где Асо — средний собственный оборотный капитал (сумма собственного оборотного капитала предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое); отношение прибыли к выручке (Р) — Р = Gm/T, или Р = Ib/T, или Р = 1п/Т; отношение прибыли к собственному капиталу (РАо) — РАо = Gm/Ao, или РАо = Ib/Ao, или РАо = In/Ao, где Ao — средний собственный капитал (сумма собственного капитала предприятия на начало и конец анализируемого периода, уменьшенная вдвое). Показатели эффективности коммерческой (хозяйственной) деятельности являются обобщающими параметрами, позволяющими качественно и количественно оценить экономическое состояние торгового предприятия. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |