Учебные материалы для студентов Экономика предприятия |
Экономика предприятияОптовый товарооборотОптовый товарооборот — это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд. В результате оптового товарооборота товары не переходят в сферу личного потребления, а остаются в сфере обращения или поступают в производственное потребление. Иными словами, при оптовом обороте товар реализуется для последующей переработки или перепродажи.
Оптовый товарооборот классифицируется, как правило, по: назначению; форме организации товародвижения. В зависимости от назначения оптовый товарооборот разделяется на: оптовый товарооборот по реализации; внутрисистемный оптовый товарооборот. Оптовый товарооборот по реализации — это продажа товаров предприятиям розничной торговли, общественного питания, поставки внерыночным потребителям, на экспорт и по клирингу. Внутрисистемный оптовый товарооборот — это отпуск товаров одними оптовыми предприятиями по поручению других непосредственно рыночным и внутрирыночным потребителям. Внутрисистемный оптовый товарооборот, как правило, используется для маневра товарными ресурсами и присущ крупным коммерческим структурам. Таким образом, оптовый товарооборот по реализации характеризует процесс непосредственной оптовой продажи товаров, а внутрисистемный оптовый товарооборот — движение товаров между звеньями оптовой торговли. Сумма двух видов оптового товарооборота составляет валовой оптовый товарооборот. В зависимости от организации товародвижения каждый из двух видов оптового товарооборота делится на: складской; транзитный. Складской оптовый товарооборот — эта продажа товаров со складов оптовых торговых предприятий. Транзитный оптовый товарооборот — это поставка товаров производителями непосредственно розничной торговле, минуя складские звенья. Транзитный оптовый товарооборот в свою очередь подразделяется на: транзитный товарооборот без участия в расчетах (организуемый); транзитный товарооборот с участием в расчетах. Иными словами, торговое предприятие участвует в этом процессе либо как посредник, получающий за организацию продвижения товара комиссионное вознаграждение, либо как собственник, оплативший стоимость товара. Сумма складского и транзитного товарооборота с участием в расчетах составляет оптовый товарооборот с участием в расчетах. Особенности товарооборота предприятий питания Отличительная особенность хозяйственной деятельности предприятий питания — объединение в рамках одного предприятия процессов производства, реализации и организации потребления продукции. Соответственно, и товарооборот предприятий питания имеет свою специфику, разделяясь на: оборот по реализации продукции собственного производства; оборот по реализации покупных товаров. Наибольший удельный вес в товарообороте предприятий питания имеет оборот по реализации продукции собственного производства.* * 55—85% в зависимости от типа предприятия: ресторан, кафе, столовая, пельменная, блинная, закусочная, бистро, буфет и пр. В зависимости от конечного или промежуточного потребления выделяют розничный и оптовый товарооборот. Розничный товарооборот включает в себя: продажу продукции собственного производства и покупных товаров через обеденные залы, буфеты, а также продажу через розничную и мелкорозничную сеть, принадлежащую самим предприятиям; реализацию продукции через передвижную сеть; отпуск питания работникам предприятия по льготным ценам. Оптовый товарооборот, как правило, состоит из продажи полуфабрикатов, мучных и кондитерских изделий другим предприятиям питания и розничной торговли. Сумма розничного и оптового товарооборота образует валовой товарооборот, характеризующий полный объем производственной и торговой деятельности. Структура товарооборота Товарная структура розничного товарооборота включает в себя продовольственные и непродовольственные товары, которые разделены на ассортиментные группы и подгруппы. При дальнейшей детализации рассматривают виды, сорта, модели, размеры товаров. Структура продовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп: мясо и мясопродукты; рыба и рыбопродукты; жиры; молоко и молочные продукты; яйца; сахар; кондитерские изделия; чай; соль; хлеб и хлебобулочные изделия; мука, крупа и макаронные изделия; картофель; овощи; плоды, фрукты, ягоды, арбузы и дыни; другие продовольственные товары. Структура непродовольственных товаров состоит из следующих ассортиментных групп: ткани; одежда, белье, головные уборы и меха; трикотажные и чулочно-носочные изделия; обувь; хозяйственное мыло; синтетические моющие средства; туалетное мыло и парфюмерия; галантерея и нитки; табачные изделия; спички; товары культурно-бытового и хозяйственного назначения; другие непродовольственные товары. Система показателей товарооборота К показателям, характеризующим товарооборот торгового предприятия, относятся: объем товарооборота в стоимостном выражении в текущих ценах; объем товарооборота в стоимостном выражении в сопоставимых ценах; ассортиментная структура товарооборота по отдельным группам товаров (руб., проценты); однодневный объем товарооборота (руб.); объем товарооборота в расчете на одного работника, в том числе работника торговой группы; объем товарооборота на 1 м2 общей площади, в том числе торговой площади; время обращения товаров, дни оборота; скорость товарооборота, число оборотов. Задачи и методы анализа и оценки товарооборота Задачи анализа товарооборота: изучение динамики показателя; анализ и оценка ассортиментной структуры; определение и оценка факторов, влияющих на объем и структуру товарооборота; анализ товарооборачиваемости. Методы анализа: построение динамических рядов; использование относительных и средних величин; сравнение; индексный метод; построение трендовых и регрессионных моделей динамики; цепная подстановка; балансовая увязка показателей; построение графиков и др. Анализ товарооборота начинают с определения его объема (в стоимостном выражении или в натуральных показателях) за исследуемый период. Полученные данные (отчетные) сравнивают с плановыми показателями и с показателями (базисными) соответствующих предшествующих временных интервалов (декада, месяц, квартал, полугодие, год). Подобные сопоставления позволяют оценить степень соответствия фактических результатов деятельности предприятия намеченной стратегии развития. В процессе анализа динамики товарооборота используют систему индексов: индекс физического объема товарооборота (Iф); индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах (Iт); индекс цен (Iц). Индекс физического объема товарооборота характеризует влияние изменения количества и структуры реализованных товаров на динамику показателя. Индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах отражает изменение совокупной стоимости проданных товаров за анализируемый период. На состояние показателя влияют два фактора — количество реализованных товаров и динамика цен. Индекс рассчитывают по формуле: Использование индекса цен в анализе товарооборота в условиях заметного влияния инфляционных процессов на экономическую жизнь страны, обусловивших высокие темпы обесценения денег и роста цен, приобретает исключительное значение. Индекс цен показывает изменение совокупной стоимости определенного количества товаров в течение рассматриваемого периода. Индекс рассчитывают по формуле: Рассчитаем: индекс физического объема товарооборота Iф == (5 х 300 + 8 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (1900 : 1800) = 1,055; индекс товарооборота в фактически действовавших (текущих) ценах Iт = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 200 + 8 х 100) = (2400 : 1800) = 1,333; индекс цен Iц = (6 х 300 + 12 х 50) : (5 х 300 + 8 х 50) = (2400 : 1900) = 1,263. Проверим выведенную ранее зависимость между изучаемыми показателями: Iф= Iт : Iц, или 1,055 = 1,333 : 1,263. Способом цепной подстановки можно определить степень влияния на объем товарооборота отдельных факторов: количества реализованных товаров и изменения цен на них. В приведенном примере прирост товарооборота составил 600 млн. руб. (2400 — 1800). За счет изменения реализации товаров товарооборот увеличился на 100 млн. руб. (): в том числе по товару "А" прирост составил 500 млн. руб. (5 х 300 — 5 х 200), а по товару "Б" отмечается уменьшение -400 млн. руб. (8 х 50 — 8 х 100). За счет изменения цен товарооборот возрос на 500 млн. руб. () в том числе по товару "А" — на 300 млн. руб. (6 х 300 — 5 х х 300), по товару "Б" — на 200 млн. руб. (12 х 50 — 8 х 50). Для наглядности сведем полученные данные в таблицу: Влияние отдельных факторов на изменение объема товарооборота Факторы Товар "А" Товар "Б" Итого Изменение объема реализации Изменение продажных цен Итого +500 +300 +800 -400 +200 -200 +100 +500 +600 Анализ товарной структуры оборота торгового предприятия предполагает количественную и стоимостную оценку продаж отдельных товаров, а также определение динамики структурных сдвигов. Структура реализованных товаров измеряется в процентах к объему товарооборота в целом или отдельных товарных групп. Результаты анализа используются для изучения соответствия структуры товарного предложения спросу потребителей и оказывают определяющее влияние на формирование заказов поставщикам и выбор самих поставщиков. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |