Учебные материалы для студентов Страхование |
СтрахованиеОрганизация страхового дела в современной России
Современной Россией следует считать Россию с транзитивной (т. е. переходной) экономикой. Датой отсчета можно считать дату принятия новой Конституции Российской Федерации, дату принятия второй части Гражданского Кодекса РФ, а также дату принятия Закона РФ от 27 ноября 1992 г. №4015-1 "О страховании". Для развития страхового рынка и страхового бизнеса в Российской Федерации существуют значительные возможности и перспективы, а именно: огромная территория страны, почти 150-миллионное население, наличие хозяйствующих субъектов различных организационно-правовых форм и видов собственности, появление новых видов страхования и др. Началом возникновения современного российского страхового бизнеса можно считать 1989 г., когда появились страховые кооперативы. Важную роль в становлении и развитии современного страхового дела в России сыграл Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 "О страховании", который заложил все основы современного страхового дела. Дальнейшее развитие этого закона произошло в Гражданском Кодексе РФ (глава 48 "Страхование"). ГК РФ уже четко определил, что следует понимать под страхованием имущества, неполным имущественным страхованием, дополнительным имущественным страхованием, страхованием ответственности за причинение вреда, страхованием ответственности по договору, страхованием предпринимательского риска, перестрахованием. Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О страховании"" изменил название Закона РФ от 27 января № 1015-1 на термин "организация страхового дела". Этот термин более точно выражает сам провес страхования, в то время как предыдущий закон более точно выражал экономическую категорию. Закон РФ от 31 декабря 1997 г. № 157-ФЗ законодательно ввел следующие важные положения. Страхование расположенных на территории РФ имущественных интересов юридических лиц (за исключением перестрахования и взаимного страхования) и имущественных интересов физических лиц - резидентов Российской Федерации - может осуществляться только юридическими лицами, имеющими лицензию на осуществление страховой деятельности на территории РФ. Посредническая деятельность, связанная с заключением на территории РФ от имени иностранных страховщиков договоров страхования гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств, выезжающих за пределы РФ, разрешается с начала страховой деятельности страховой организации, осуществляющей указанную посредническую деятельность. Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи юридическим лицом документов на осуществление страховой деятельности должен быть не менее 25 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) - при проведении видов страхования иных, чем страхование жизни, не менее 35 тыс. МРОТ - при проведении страхования жизни и иных видов страхования; не менее 50 тыс. МРОТ - при проведении исключительно перестрахования. Данный закон послужил основанием для разработки программных действий по развитию страхового дела в России. Постановлением Правительства РФ от 1 октября 1998 г. № 1139 были утверждены "Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 1998-2000 годах". Основными направлениями намечено, что главной целью является создание эффективной системы страховой защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц в Российской Федерации, обеспечивающей: — реальную компенсацию убытков (ущерба, вреда), причиняемых в результате непредвиденных природных явлений, техногенных аварий и катастроф и негативных социальных обстоятельств, за счет — резервов страховых организаций при снижении нагрузки на бюджет; — формирование необходимой для экономического роста надежной и устойчивой хозяйственной среды; — максимальное использование страхования как источника инвестиционных ресурсов. Для достижения указанных целей необходимо: — обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования; — проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг; — повышение эффективности государственного регулирования страховой деятельности; — развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков; — совершенствование нормативной базы страховой деятельности. Важнейшими задачами развития национальной системы страхования являются: — обеспечение надежности и финансовой устойчивости системы страхования; — проведение активной структурной политики на рынке страховых услуг; — повышение эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности; — развитие взаимоотношений российского и международного страховых рынков. Для решения задач обеспечения надежности и финансовой устойчивости системы страхования одним из приоритетных направлений деятельности страховых организаций и перестраховочных компаний является повышение минимального размера уставного капитала, а также его формирование исключительно за счет денежных средств. Одной из главных тенденций развития рынка будет концентрация страхового бизнеса, в результате чего финансово слабые страховые организации уступят рынок наиболее устойчивым компаниям, способным развивать национальное страховое дело в соответствии с современными требованиями. Регулирование структурных преобразований должно включать защиту добросовестной конкуренции на страховом рынке, предупреждение и пресечение монополизма, в том числе: — пресечение злоупотреблений страховыми организациями доминирующим положением (включая установление необоснованно высоких или низких тарифов на страховые услуги); — контроль за соглашениями и согласованными действиями страховых организаций, а также за созданием объединений (союзов и ассоциаций) страховых организаций; — запрещение действий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции на федеральном и региональных рынках страховых услуг; — определение на конкурсной основе страховых организаций, привлекаемых к проведению страховых программ с использованием государственных средств; — осуществление государственного контроля за концентрацией капитала на рынке страховых услуг. Намечен бурный рост системы перестрахования, который позволяет поощрять развитие различных форм объединения страховщиков в целях реализации крупных страховых проектов. Сегодня емкость российского перестраховочного рынка не позволяет надежно защитить такие крупные риски, как экологические, авиационные, морские, космические. С учетом того, что запрет перестрахования за рубежом невозможен, полный отказ от регулирования этого процесса с открытием рынка обусловит передачу практически всей перестраховочной премии на западный страховой рынок. Выход только в разумных протекционистских мерах, включая меры налогового регулирования, сопровождающихся опережающим созданием инфраструктуры перестрахования. Первоочередной задачей является подготовка силами национальных объединений страховщиков свода обычаев делового оборота по перестраховочной деятельности. Стабильность страхового рынка во многом определяется его инфраструктурой, которая должна представлять собой слаженно работающий механизм с развитой системой информационно-аналитического обеспечения органов государственной власти, субъектов страхового рынка и заинтересованных лиц (создание информационно-аналитических центров, проведение регулярных выставок, подготовка ежегодных аналитических докладов по вопросам страхования и др.). Развитие системы страхования зависит от уровня профессионализма руководителей и специалистов страховых компаний. В связи с этим необходимо установить единые квалификационные требования к ру ководителям страховых организаций, порядок их аттестации и обязательной периодической переаттестации. Намечено также ускорить создание института актуариев с учетом выработанных международной практикой критериев, определить порядок аттестации и лицензирования актуариев. Особое внимание следует обратить на создание системы подготовки кадров страховщиков и всемерное развитие страховой науки. Решение задачи проведения активной структурной политики на рынке страховых услуг связано со следующими моментами. Основным из них является оптимизация пропорций в соотношении добровольных и обязательных видов страхования. В настоящее время удельный вес обязательного страхования достиг более чем 40% всего страхового рынка (в 1992 г. - 6%). В основном это следствие введения обязательного медицинского страхования. Практика показала, что быстрый рост обязательного страхования был неизбежен именно в период возникновения и формирования страхового рынка в условиях экономического спада при неразвитой страховой культуре и обеспечивал ускоренную капитализацию рынка. Однако уже в 1997 г. начался опережающий рост добровольного страхования (30% за год против 16,5% по обязательным видам). Эту положительную тенденцию необходимо поддерживать. Наиболее действенным стимулом здесь являются проведение налоговой политики, отвечающей существу страховых отношений, законодательное закрепление принципов отнесения производимых страхователями затрат на осуществление страховой защиты имущественных интересов к производственным затратам и исключение из совокупного облагаемого дохода физических лиц сумм страховых взносов, уплаченных по договорам страхования. Большие изменения намечено провести по совершенствованию стимулирования в сфере малого бизнеса, где давно назрела разработка концепции развития страхового рынка. Намечено усилить контроль за компаниями, осуществляющими страхование жизни, в частности за введением специальных аудиторских проверок и актуарной оценки страховых обязательств, принятием скоординированных мер со стороны финансовых, налоговых и правоохранительных органов по отношению к страховым компаниям и страхователям. Подобные действия необходимы для пресечения недобросовестной страховой деятельности, преступлений в сфере страхования и мошенничества, совершенствования условий лицензирования страховой деятельности. Важным фактором развития добровольного страхования станет восстановление доверия населения, в первую очередь на основе восстановления сбережений по договорам страхования жизни, заключенным с органами государственного страхования до 1992 г. Это даст возможность активизировать привлечение средств населения в сферу реальной экономики под контролем государства. Так, Росгосстрах наметил начать в I кв. 2001 г. выплату по дореформенным (заключенным до 1992 г.) договорам страхования жизни и уже начал прием заявлений. В области обязательного страхования намечено соотнести существующие и планируемые виды с основными целями социально-экономического развития страны, определить перечень обязательных видов страхования в соответствии с ГК РФ и значимостью страховой защиты имущественных интересов отдельных категорий лиц. В соответствии с этим к числу важнейших видов обязательного страхования следует отнести: — обязательное страхование ответственности владельцев транспортных средств, работодателей, отдельных категорий производителей продукции, работ и услуг; — ряд программ обязательного государственного страхования (страхование военнослужащих, государственных служащих, государственного имущества). Необходимо прекратить практику необоснованного и неупорядоченного введения новых видов обязательного страхования, порождаемую стремлением к созданию внебюджетных ведомственных фондов, критически оценить обоснованность и эффективность уже существующих фондов. В сжатые сроки на основе федерального закона будет регламентирован порядок осуществления уже введенных видов обязательного страхования, пересмотрен либо отменен ряд действующих нормативных актов, устанавливающих отдельные виды обязательного страхования. Для повышения эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности "Основными направлениями" намечены следующие меры. Минфин России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти принимает меры по совершенствованию нормативно-методической базы регулирования страховой деятельности, разрабатывает экономически обоснованные нормативы деятель ности страховых организаций, соблюдение которых минимизирует риск дестабилизации их работы, в первую очередь организаций, осуществляющих долгосрочные виды страхования. Государственная поддержка страхования должна осуществляться с учетом значимости и приоритетности решаемых задач по следующим направлениям: 1) прямое участие государства в становлении страховой системы защиты имущественных интересов, предполагающее: — определение институциональных основ и порядка участия государства в страховании некоммерческих рисков для защиты инвестиций, а также в страховании экспортных кредитов; — обеспечение за счет бюджетных средств программ обязательного государственного страхования (в частности, страхования имущества унитарных и казенных предприятий, иных организаций бюджетной сферы при четкой регламентации действий страхователя, представляющего интересы государства); — повышение роли государственных страховых компаний в реализации политики в области страхования, определение порядка их участия в государственных программах страхования, предоставление им поддержки; — предоставление дополнительных гарантий при размещении средств страховщиков, аккумулируемых в рамках приоритетных видов страхования в форме специальных нерыночных государственных ценных бумаг с гарантированным доходом, а также формирование целевых резервов, компенсирующих несостоятельность отдельных страховых организаций при исполнении ими обязательств по договорам долгосрочного страхования жизни и пенсионного страхования граждан; 2) законодательное обеспечение защиты национального страхового рынка, включающее: — конкретизацию условий допуска иностранных страховщиков на российский страховой рынок; — дополнительную регламентацию перестраховочной деятельности в целях предотвращения необоснованного оттока валютных средств за рубеж; — выработку законодательных процедур, позволяющих эффективно предотвращать незаконную деятельность иностранных страховщиков, брокеров и иных субъектов страховых отношений на национальном страховом рынке; 3) совершенствование государственного надзора за страховой деятельностью, предполагающее: — создание нормативных и организационных основ страхового надзора в Российской Федерации; — разработку процедур финансового оздоровления страховых организаций; — определение специальных требований к страховым организациям, оказывающим услуги населению по долгосрочному страхованию жизни и пенсий; — совершенствование условий лицензирования страховой деятельности, создание дифференцированной системы санкций, применяемых к страховым организациям за нарушение предъявляемых к ним требований, принципов добросовестной конкуренции; — введение порядка, ограничивающего допуск к руководству страховой или брокерской организацией лиц, действия которых привели финансово-кредитную организацию к банкротству. Деятельность Минфина России должна осуществляться в постоянном взаимодействии с: — правоохранительными и налоговыми органами в целях пресечения фактов мошенничества в сфере страхования; — органами, осуществляющими антимонопольную политику в целях развития конкуренции на страховом рынке; — органами исполнительной власти субъектов РФ в целях выработки единых методических принципов организации и осуществления страхового дела и недопущения принятия на региональном уровне решений, не соответствующих действующему законодательству; Всероссийским союзом страховщиков, другими профессиональными объединениями страховщиков; — органами страхового надзора зарубежных стран, прежде всего государств-участников СНГ, с учетом предстоящего вступления РФ во Всемирную торговую организацию. Для решения задачи развития взаимоотношений российского и международных страховых рынков "Основными направлениями" намечено следующее. В связи со вступлением в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между РФ и Европейским союзом, а также предстоящим вступлением РФ во Всемирную торговую организацию в 1998-2000 гг. предстоит решать сложные задачи развития взаимоотношений российского и международных страховых рынков. При этом основной целью должно быть сохранение инвестиционного потенциала страхового сектора, его использование в интересах национальной экономики. По мере укрепления российского страхового рынка и создания необходимых предпосылок для его развития будет поэтапно проводиться либерализация допуска на него иностранных страховых компаний. Главным направлением станет привлечение зарубежных страховщиков и перестраховщиков в отечественную экономику для создания системы защиты инвестиций. В то же время в первоочередном порядке необходимо создавать условия для увеличения емкости национального страхового рынка с учетом того, что в любом случае возможности протекционистских решений могут быть весьма ограничены в условиях реальной международной конкуренции. Бурное развитие страхового дела в России требует участия иностранных страховых компаний, которых российские страховые компании не допускают к работе в нашей стране, опасаясь конкуренции и потери доходов. Вместе с тем подавляющее количество российских страховых компаний работает не на людей, а на себя, используя деньги страхователей и извлекая из них прибыль. Жизнь требовала изменить отношение к иностранным страховым компаниям. Это было сделано Законом РФ от 30 ноября 1999 г. № 204-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"".1 Согласно положениям этого закона, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, не могут осуществлять в Российской Федерации страхование жизни, обязательное страхование, государственное, имущественное, связанное с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций. В случае если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышает 15%, то федеральный орган исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью прекращает выдачу лицензий страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющим долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%. Указанный выше размер (квота) рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций. Страховая организация обязана получить предварительное разрешение федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью на увеличение размера своего уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ, на отчуждение в пользу иностранного инвестора (в том числе на продажу) своих акций (долей в уставном капитале). Российские акционеры (участники) также должны имет разрешение на отчуждение принадлежащих им акций (долей в уставном капитале) страховой организации в пользу иностранных инвесторов и/или их дочерних обществ. В нем отказывается страховым организациям, являющимся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, либо становящимся таковыми в результате указанных сделок, если установленный настоящим пунктом размер (квота) исчерпан или будет превышен при их совершении. Оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций производится исключительно в денежной форме. Страховая организация, являющаяся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации), имеет право осуществлять в РФ страховую деятельность, если иностранный инвестор (основная организация) не менее 15 лет действует в соответствии с законодательством соответствующего государства и не менее двух лет участвует в работе страховых организаций, созданных на территории РФ. Страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям) либо имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, могут открывать филиалы на территории РФ, участвовать в дочерних страховых организациях после получения предварительного разрешения федерального органа исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью. В указанном предварительном разрешении отказывается, если превышен размер (квота) участия иностранного капитала в страховых организациях РФ. Минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств на день подачи документов для получения лицензии страховой организацией, являющейся дочерним обществом по отношению к иностранному инвестору (основной организации) либо имеющей долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, должен составлять не менее 250 тыс. МРОТ, при проведении исключительно перестрахования - не менее 300 тыс. МРОТ. Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться дополнительные требования к порядку и условиям образования и размещения страховых резервов страховыми организациями с иностранными инвестициями. Федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью могут устанавливаться дополнительные требования к нормативным соотношениям между активами и страховыми обязательствами, принятыми страховыми организациями с иностранными инвестициями. Деятельность страховых организаций с иностранными инвестициями, доля которых превышает в уставных капиталах 49%, допускается, если иное не установлено законом. Были установлены также порядок и условия выдачи разрешений (лицензий) на осуществление страховой деятельности на территории РФ иностранным страховым компаниям. С этой целью приказом Минфина России от 26 мая 2000 г. № 50-Н были утверждены "Положение о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями" и "Положение о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций".1 Положением о выдаче разрешений страховым организациям с иностранными инвестициями установлено, что под данными организациями понимаются страховые организации, имеющие долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале более 49%, страховые организации, являющиеся дочерними обществами по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям). Иностранными инвесторами в целях настоящего Положения признаются фирмы, имеющие право осуществлять инвестиции на территории РФ в виде приобретения акций (долей в уставном капитале) и/или вложений иностранного капитала в уставный капитал страховой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ: — иностранное юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено; — иностранный гражданин, гражданская право- и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства (подданства) или постоянного места жительства. Под дочерним обществом иностранного инвестора в целях настоящего Положения понимается юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством РФ, в котором иностранный инвестор в силу преобладающего участия в уставном капитале, либо в соответствии с заключенным договором, либо иным образом имеет возможность влиять на политику компании. Страховая организация может быть дочерней по отношению к иностранному инвестору, если последний является иностранной страховой организацией, созданной в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и имеет право осуществлять инвестиции на территории РФ. Считается, что: — размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций превышен, если рассчитанный в соответствии с Положением о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), превышает 15%; — размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций будет превышен в результате определенной сделки, если рассчитанный в соответствии с Положением о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, утвержденным Минфином России, в предположении, что сделка совершена, превышает 15%. Лицензирование страховых организаций с иностранными инвестициями осуществляется в соответствии с условиями лицензирования страховой деятельности на территории РФ, установленными согласно законодательству РФ, а также настоящим Положением. Для получения лицензии на осуществление страховой деятельности, в том числе на новые виды страхования, страховая организация с иностранными инвестициями должна выполнять действующее законодательство и отвечать следующим требованиям: а) минимальный размер оплаченного уставного капитала, сформированного за счет денежных средств, на день подачи документов для получения лицензии должен составлять не менее 250 тыс. минимальных размеров оплаты труда, а при проведении исключительно перестрахования - не менее 300 тыс. МРОТ; б) оплата иностранными инвесторами принадлежащих им акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций должна быть произведена исключительно в денежной форме в рублях; в) иностранный инвестор (основная организация) должен не менее 15 лет являться страховщиком, осуществляющим свою деятельность согласно законодательству соответствующего государства, и не менее двух лет участвовать в работе страховых организаций, созданных на территории РФ; г) лица, осуществляющие функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями, должны иметь гражданство РФ; д) порядок и условия образования и размещения страховых резервов организаций с иностранными инвестициями, нормативное соотношение между активами и страховыми обязательствами, принятыми организациями с иностранными инвестициями, должны соответствовать требованиям, установленным для них Минфином России. В Положении также перечислены документы, которые должна представить страховая организация для получения лицензии для работы в России. Такими документами являются: — сведения об акционерах (участниках) страховой организации, в том числе об иностранных инвесторах и их дочерних обществах; —сведения об акционерах страховой организации, зарегистрированной в форме открытого акционерного общества, величина доли которых в уставном капитале не превышает 5%, приводятся одной строкой; —удостоверенные в установленном порядке копии учредительных документов юридического лица - иностранного инвестора, предусмотренных законодательством страны места регистрации иностранного инвестора; —удостоверенная в установленном порядке копия документа (или выписка из него), подтверждающего регистрацию юридического —лица - иностранного инвестора; копия документа, подтверждающего гражданство (подданство) соответствующего государства, место жительство иностранного физического лица; —решение уполномоченного органа юридического лица об участии иностранного инвестора в создании или в приобретении акций (долей) страховых организаций на территории РФ с указанием размера участия иностранного инвестора в уставном капитале страховой организации (в числовом и процентном выражении); —письменное согласие соответствующего контрольного органа страны места регистрации юридического лица иностранного инвестора на его участие в уставном капитале страховой организации на территории РФ либо заключение этого органа об отсутствии необходимости получения такого согласия, если: такой порядок предусмотрен законодательством страны места регистрации иностранного инвестора; —бухгалтерский (финансовый) отчет за предыдущий год деятельности юридического лица - иностранного инвестора, подтвержденный аудиторским заключением; —сведения о форме оплаты уставного капитала страховой организации по видам вложений, внесенных акционерами (участниками) в качестве оплаты уставного капитала, удостоверенные подписью уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера) страховой организации и скрепленные ее печатью; —письменное подтверждение органа страхового надзора (с приложением копии лицензии (специального разрешения)) страны места регистрации иностранного инвестора (основной организации) о том, что он не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством соответствующего государства; —сведения об участии иностранного инвестора (основной организации). Данные о том, что он не менее 15 лет является страховой организацией, осуществляющей свою деятельность в соответствии с законодательством данного государства; —сведения об участии иностранного инвестора (основной организации) не менее двух лет в деятельности страховых организаций, созданных на территории РФ, подтвержденные подписью уполномоченных лиц (руководителя и главного бухгалтера) страховой организации, в деятельности которой участвовал иностранный инвестор (основная организация), и скрепленные ее печатью; —копии договоров, соглашений, других документов, подтверждающих возможность иностранного инвестора-акционера (участника) определять решения, принимаемые страховой организацией; —копии паспортов или документов, их заменяющих, подтверждающих гражданство РФ лиц, осуществляющих функции единоличного исполнительного органа и главного бухгалтера страховой организации с иностранными инвестициями. Минфин России может отказать в выдаче лицензий страховым организациям с иностранными инвестициями, обратившимся за получением лицензии, в том числе на новые виды страхования, по следующим основаниям: —если исчерпана свободная квота участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций; —в случае обращения за получением лицензии на осуществление страхования жизни, обязательного страхования, обязательного государственного страхования, имущественного страхования, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также на осуществление страхования имущественных интересов государственных и муниципальных организаций; —в случае несоответствия страховой организации с иностранными инвестициями требованиям настоящего Положения; —в связи с непредоставлением всех документов и/или с предоставлением ненадлежащим образом оформленных документов. Можно также получить предварительное разрешение на увеличение размеров уставных капиталов страховых организаций за счет средств иностранных инвесторов, на совершение сделок с участием иностранных инвесторов по отчуждению акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций. Разрешения выдаются Минфином России. <BR Для получения разрешения на увеличение размера уставного капитала за счет средств иностранных инвесторов, на отчуждение (в том числе на продажу) в пользу иностранного инвестора своих акций (долей в уставном капитале) страховая организация представляет в Минфин России заявление о выдаче соответствующего разрешения. Страховой организации, зарегистрированной в форме открытого акционерного общества, может быть дано разрешение на отчуждение (в том числе продажу) акций в пользу иностранного инвестора на первичном рынке без указания предполагаемых акционеров - иностранных инвесторов, если совокупная доля иностранных инвесторов по итогам выпуска ценных бумаг не превысит одного процента ее уставного капитала. По результатам рассмотрения представленных документов Минфин России выдает заявителю разрешение на проведение указанной в заявлении операции или отказывает в выдаче разрешения страховым организациям, являющимся дочерними по отношению к иностранным инвесторам (основным организациям), либо имеющим долю иностранных инвесторов в своих уставных капиталах более 49%, либо становящимся таковыми в результате указанной в заявлении сделки, если установленный размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций исчерпан или превышен. Об отказе в выдаче разрешения сообщается в письменной форме с возвратом представленных документов. Разрешение действительно в течение одного года со дня его получения. Для получения разрешения на открытие филиала на территории РФ страховая организация с иностранными инвестициями направляет в Минфин России заявление с приложением сведений об акционерах (участниках) страховой организации, в том числе об иностранных инвесторах и их дочерних обществах. К заявлению должен быть приложен бизнес-план страховой организации на первый год деятельности с учетом объема операций, планируемых филиалом(ами) страховой организации, по форме, установленной условиями лицензирования. Для получения разрешения на участие в дочерней страховой организации страховая организация с иностранными инвестициями направляет в Минфин России заявление о выдаче разрешения. К заявлению должны быть приложены: —решение уполномоченного органа страховой организации с иностранными инвестициями об участии в дочерней страховой организации с указанием размера предполагаемого участия в уставном капитале страховой организации (в числовом и процентном выражениях); —копии договоров, соглашение других документов, подтверждающих возможность страховой организации с иностранными инвестициями определять решения, принимаемые дочерней страховой организацией. Положением о порядке расчета размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций установлено следующее. Совокупный уставный капитал страховых организаций рассчитывается на основании их учредительных документов, представляемых в Минфин России в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", как сумма уставных капиталов страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности. Суммарный капитал, принадлежащий иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций (в совокупном уставном капитале страховых организаций), рассчитывается на основании данных, представляемых страховыми организациями в Минфин России как номинальная стоимость принадлежащих иностранным инвесторам и их дочерним обществам акций (долей в уставных капиталах) страховых организаций, имеющих лицензии на осуществление страховой деятельности. Размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций рассчитывается как выраженное в процентах отношение суммарного капитала, принадлежащего иностранным инвесторам и их дочерним обществам в уставных капиталах страховых организаций, к совокупному уставному капиталу страховых организаций. Если размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций по состоянию на дату расчета не превышает 15%, рассчитывается свободная квота. Размер свободной квоты (в рублях) рассчитывается как произведение величины совокупного уставного капитала страховых организаций и разности между 15% и размером (квотой) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, деленное на 100%, за минусом суммы, на которую в течение предыдущего года были выданы разрешения страховым организациям на совершение сделок, предусмотренных в статье 6 Закона Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации", и сведения о совершении которых не поступили по состоянию на дату расчета. Размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций рассчитывается один раз в год по состоянию на 1 января (далее - дата расчета) в срок не позднее 15 января. Размер (квота) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, а также размер свободной квоты устанавливаются приказом Минфина России на период до следующей даты расчета. В 1998 г. были также приняты Закон РФ от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"1 Постановление Правительства РФ от 29 июля 1998 г. № 855 "О мерах по реализации Федерального Закона "Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и сотрудников федеральных органов налоговой полиции""2 Постановление Правительства РФ от 27 ноября 1998 г. № 1399 "О государственном регулировании страхования в сфере агропромышленного производства" 3 Приказом Росстрахнадзора № 02-02/08 от 19 мая 1994 г. были утверждены "Условия лицензирования страховой деятельности на территории Российской Федерации" и "Классификация по видам страховой деятельности". Этими документами установлен порядок выдачи лицензии, которая может быть выдана на проведение страховой деятельности на определенной территории, заявленной страховщиком. Установлены также виды страховой деятельности, приведенные ниже. По личному страхованию: —страхование жизни; —страхование от несчастных случаев и болезней; —медицинское страхование. По имущественному страхованию: —страхование средств наземного транспорта; —страхование средств воздушного транспорта; —страхование средств водного транспорта; —страхование грузов; —страхование других видов имущества; —страхование финансовых рисков. По страхованию ответственности: —страхование гражданской ответственности владельца автотранспорта; —страхование гражданской ответственности перевозчика; —страхование гражданской ответственности предприятий - источников повышенной опасности; —страхование профессиональной ответственности; —страхование ответственности за неисполнение обязательств; —трахование иных видов гражданской ответственности. —Государственный надзор за страховой деятельностью до 14 августа —1996 г. осуществляла Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью (Росстрахнадзор), основными функциями которой являлись: —выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности; —ведение Единого государственного реестра страховщиков, страховых брокеров; —контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков; —установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций и отчетности о страховой деятельности; —разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности; —обобщение практики страховой деятельности. Страховой брокер - это юридическое или физическое лицо, зарегистрированное в качестве предпринимателя, осуществляющее посредническую деятельность по страхованию от своего имени на основании поручений страхователя или страховщика. < Деятельность страхового брокера регулируется Временным положением о порядке ведения реестра страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, утвержденным приказом Росстрахнадзора № 02-02/03 от 9 февраля 1995 г. Реестр страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации, ведется Федеральной службой России по надзору за страховой деятельностью в целях обеспечения контроля за соблюдением действующего законодательства при предоставлении посреднических услуг в страховании. Реестр страховых брокеров представляет собой список, содержащий следующие сведения: —регистрационный номер; —наименование брокера; —юридический адрес; —номер свидетельства о занесении в реестр; —дату выдачи (отзыва) свидетельства. Задача брокеров при страховании, перестраховании или состраховании - это посредническая деятельность в покупке или продаже страховых услуг, подразумевающая содействие соглашению между сторонами, заинтересованными в страховании, предусматривающая ведение переговоров по страхованию согласно волеизъявлению страхователя или страховщика (в договорах перестрахования), конечной целью которой является нахождение условий и форм страхования, взаимоприемлемых для сторон. Свидетельство выдается по установленной форме и включает в себя следующие реквизиты: —номер свидетельства; —наименование организации или фамилию, имя, отчество лица, владеющего регистрационным свидетельством, юридический адрес; —дату решения Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью о занесении страхового брокера в реестр; —регистрационный номер по реестру страховых брокеров; —подпись руководителя Федеральной службы России по надзору за страховой деятельностью (его заместителя) и гербовую печать. —Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью имеет право исключить из реестра страховых брокеров и отозвать выданное свидетельство, если страховой брокер: —в течение 1 года не ведет брокерскую деятельность; —систематически не выполняет принятых обязательств; —сообщил о прекращении брокерской деятельности. —Страховой брокер может быть также исключен из реестра страховых брокеров при наличии в Федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью информации о несоблюдении им условий настоящего Положения и действующего законодательства РФ. —Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью имеет право: —изменять и дополнять условия занесения страхового брокера в реестр, в том числе предусматривать проверки квалификации и профессиональной подготовки страхового брокера в форме тестирования, экзаменов и т. д.; —разрабатывать нормативные документы, координирующие деятельность страховых брокеров, в том числе квалификационные требования; —по мере необходимости осуществлять проверки брокерской деятельности; —запрашивать необходимую информацию в пределах своей компетенции. Федеральная служба России по надзору за страховой деятельностью публикует список страховых брокеров, осуществляющих свою деятельность на территории России и внесенных в реестр, не реже 1 раза в год. Страховой брокер - физическое лицо, зарегистрированное в установленном действующим законодательством РФ порядке в качестве предпринимателя. Брокерская деятельность по страхованию должна быть оговорена в документе о его государственной регистрации. Страховой брокер, осуществляющий свою деятельность как физическое лицо, не имеет права являться сотрудником какой-либо страховой организации. Страховые брокеры - юридические лица - предоставляют следующие виды услуг по страхованию: а) привлечение клиентуры к страхованию, ее поиск; б) разъяснительная работа по интересующим клиента видам страхования; в) подготовка или, в соответствии с предоставленными полномочиями, оформление необходимых для заключения договора страхования документов, сбор интересующей информации; г) подготовка или, в соответствии с предоставленными полномочиями, оформление необходимых документов для получения страховой выплаты; д) организация страховых выплат по поручению страховщика и за его счет при наличии соответствующего соглашения; е) по поручению клиента размещение страхового риска по договорам перестрахования или сострахования; ж) предоставление заинтересованным лицам экспертных услуг, услуг по оценке страховых рисков при заключении договора страхования; з) подготовка документов по рассмотрению и урегулированию убытков при наступлении страхового события по просьбе заинтересованных лиц; и) организация услуг аварийных комиссаров, экспертов по оценке ущерба и определению размера страховых выплат; к) консультационные услуги в части страхования; л) инкассация страховых взносов (премий) по договорам страхования при наличии соответствующего соглашения со страховщиком; м) другие услуги, связанные с брокерской деятельностью по страхованию. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |