Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Понятие и сущность государства. Теории происхождения государства


Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Основными атрибутами (существенными признаками) государства являются территория, население, публичная власть.

Территория составляет физическую, материальную основу государства. Территория государства представляет собой пространство, на которое распространяется его юрисдикция. Это суша, недра, водное и воздушное пространство. Территория как признак государства нераздельна, неприкосновенна, исключительна (на территории государства господствует власть только этого государства), неотчуждаема (государство, лишившееся территории, перестает быть государством).

Население государства – это совокупность людей, проживающих на данной территории. Несмотря на существующие социальные различия, население страны составляет единое сообщество, народ, выступающий как источник и носитель власти в государстве. Постоянное население данной территории имеет, как правило, устойчивую связь с государством в виде подданства или гражданства и пользуется его защитой внутри страны и за ее пределами.

Важнейшим атрибутом государства является наличие отдельной oт общества публичной власти. Такая власть не совпадает с населением, персонифицируется в виде особого слоя людей, профессионально занимающихся управлением. Осуществление публичной власти требует определенной организации – становле-ния специального государственного аппарата и его оснащения материально-техническими средствами.

Итак, государство – особая форма организации политической власти в обществе, обладающая суверенитетом, монополией на применение узаконенного насилия и осуществляющая управление обществом с помощью специального механизма (аппарата).

Государство выполняет ряд функций, которые отличают его от других политических институтов. Функции отражают главные направления деятельности государства, его предназначение.

К внутренним функциям государства можно отнести экономическую, социальную, организаторскую, правовую, политическую, образовательную, культурно-воспитательную и др.

Экономическая функция заключается в организации, координации, регулировании экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов экономического роста или осуществления санкций, в обеспечении макроэкономической стабильности.

Социальная функция государства – забота о человеке как о члене социума: удовлетворение потребностей людей в жилье, ра-боте, поддержании здоровья, образовании; поддержка незащищенных групп населения и т.д.

Организаторская функция заключается в упорядочении всей властной деятельности: принятии, организации и исполнении решений, формировании и использовании кадров управленцев, осуществлении контроля за исполнением законов, осуществлении координации деятельности различных субъектов политической системы и т.д.

Правовая функция включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан.

Политическая функция государства состоит в обеспечении политической стабильности, осуществлении властных полномочий, выработке программно-стратегических целей и задач развития общества.

Образовательная функция реализуется в деятельности государства по обеспечению демократизации образования, его непрерывности, предоставления людям равных возможностей его получения и т.д.

Культурно-воспитательная функция государства направлена на создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности.

Среди внешних функций следует выделить функцию взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами в экономической, политической, культурной и других сферах, а также функцию обороны страны.

Обороноспособность, суверенитет, независимость, территориальная целостность составляют национальную безопасность любого государства.

Национальная безопасность является той категорией политики, которая обозначает способы, средства, формы обеспечения национальных интересов как внутри страны, так и в системе международных отношений. Выработке политики национальной безопасности предшествует формирование концепции национальных интересов.

В основных внешнеполитических документах современной России (Концепция национальной безопасности, Военная доктрина и Концепция внешней политики Российской Федерации) отсутствует четко сформулированная концепция международной безопасности (категория, фиксирующая такое состояние международных отношений, при котором реализуются фундаментальные национальные интересы всех субъектов мировой политики). Между тем в соответствующих документах Советского Союза данная категория не только была четко определена, но и служила тем стержнем, вокруг которого разворачивалась внешняя политика страны. Более того, если первоначально речь шла о региональных концепциях коллективной безопасности в Европе или в Азии, то затем они трансформировались в концепцию всеобъемлющей международной безопасности, детально разработанную в период правления М. Горбачева. Указанная концепция состояла из множества компонентов, однако главными были следующие положения: безопасность не может быть односторонней и отвечать интересам одной страны или группы стран (коалиции), а должна быть всеобъемлющей, отражающей интересы всех стран мира, и вопросы безопасности, в том числе военные, необходимо решать политическими средствами.

Другой важной особенностью данной концепции был упор на понятие государственного суверенитета. Так, один из участников выработки официальной концепции международной безопасности проф. М.Д. Проэктор писал: «Международная безопасность – это такое состояние международных отношений, при котором создаются наиболее благоприятные условия для суверенного развития государств, для обеспечения их полной политической независимости, ограждения национальных либо союзнических или же всеобщих интересов от агрессии и военно-полити-ческою нажима, для равноправных отношений с другими государствами».

В концентрированном виде концепция международной бе-зопасности горбачевского периода формулировалась так: «Безо-пасность национальная и международная – фактор сохранения мира, основанный на взаимообусловленности национальной и международной безопасности. Обеспечение национальной безопасности отдельных государств и международной безопасности в целом составляет часть общей задачи современности – сохранения и упрочения мира, предотвращения ядерной войны».

После распада СССР и Варшавского Договора в мире сложилась новая геополитическая ситуация, для которой характерны:

изменение соотношения сил после роспуска Варшавского Договора в пользу НАТО. Его границы в недалекой перспективе достигнут государственной границы России, и тогда она фактически одна будет противостоять военной мощи НАТО;

необходимость для России выработки такой модели поведения на международной арене, которая позволила бы ей проводить международную политику, отвечающую ее национальным интересам. Это осложняется заметным снижением экономического и военного потенциала страны;

наличие у России лишь одного фактора, заставляющего с ней считаться, – обладание ядерным оружием;

существенное уменьшение международного авторитета России вследствие снижения ее экономической, технологической и военной мощи. При решении острых международных проблем мнение российского государства практически не учитывается, как, например, при разрешении «югославского кризиса»;

крепнущее на Западе мнение о постепенной интеграции России (обладательницы ядерного оружия) и других республик бывшего Советского Союза в единую Европу. Так, американский предприниматель Дж. Сорос выступает за новый международный порядок с прозрачными государственными границами и свободой транснациональных связей, который позволит объединить Западную Европу и бывшие социалистические страны, включая

Россию.

Современное понимание национальных интересов России нашло отражение в двух стратегических документах – Концепции национальной безопасности и Концепции внешней политики.

Новая Концепция внешней политики утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 30 июня 2000 г. Необходимость разработки обновленной внешнеполитической платформы прямо связана с принятием в начале 2000 г. в России новой Концепции национальной безопасности. Она является базовым документом, содержащим анализ внешних угроз безопасности Российской Федерации. Концепция внешней политики развивает эту проблематику применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности российского государства.

Целями внешней политики России провозглашаются: обеспечение надежной безопасности, суверенитета и территориальной целостности государства; создание благоприятных внешних условий для его поступательного развития, подъема экономики; укрепление гражданского общества, защита прав и свобод наших граждан и соотечественников.

Среди приоритетных направлений внешней политики России можно выделить следующие.

Строительство демократической многополярной системы международных отношений. В политике западных государств, особенно в последние годы, обозначилось стремление к однополюсной модели мироустройства, основанной на доминировании ограниченного круга наиболее развитых государств во главе с США. Предпринимаются попытки принизить значение суверенного государства как основополагающего элемента международных отношений, внедрить в международный оборот концепции типа «гуманитарной интервенции» в целях оправдания односторонних силовых акций в обход Совета Безопасности ООН.

В Концепции не отвергается значение военной силы в международных отношениях и положительная роль миротворческих операций, но подчеркивается пагубность попыток принизить роль и международные права суверенного государства и недопустимость решения международных проблем силовыми методами без соответствующих санкций ООН, региональных и субрегиональных организаций.

Сотрудничество с государствами СНГ. Предполагается развитие добрососедских отношений и стратегического партнерства с государствами Содружества, углубление взаимовыгодных интеграционных процессов. «Первостепенной задачей является укрепление Союза Беларуси и России как высшей на данном этапе формы интеграции двух суверенных государств».

Отношения со странами Европы. Интересам России отвечало бы создание на континенте стабильной, недискриминационной и всеобъемлющей системы европейской безопасности.

В российском понимании европейская интеграция – это единая Европа на принципах демократии и взаимного уважения, а не создание замкнутых оазисов благополучия.

Отношения с США. В Концепции внешней политики подчеркивается, что российско-американское взаимодействие является необходимым условием обеспечения глобальной стратегической стабильности. Прежде всего это касается проблем разоружения, контроля над вооружениями и нераспространения оружия массового уничтожения, а также предотвращения и урегулирования наиболее опасных региональных конфликтов.

Отношения со странами Азии. В шкале внешнеполитических приоритетов России возрастает значение Азии. В отношении Китая, в частности, ставится задача приведения в соответствие масштабов экономического взаимодействия с уровнем политических отношений. Подчеркивается заинтересованность России в развитии регионального сотрудничества в рамках Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества и Ассоциации стран Юго-Восточной Азии, а также в активизации деятельности «шанхайской пятерки» (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан).

В отношении государств Ближнего Востока, Средиземноморья, Африки, Южной и Центральной Америки в Концепции выделены главным образом те направления сотрудничества, которые реально представляют или могут представлять интерес для России в политическом или экономическом аспекте.

Реализм новой внешнеполитической концепции России – это признание и осмысление новых реальностей мирового развития, в том числе тенденций глобализации.

Следует выделить три измерения понятия «глобализация», важных с точки зрения науки о международных отношениях:

а) глобализация как исторический процесс, развивающийся на протяжении многих столетий; б) глобализация как однородность мира, жизнь по единым принципам, приверженность единым ценностям, следование единым обычаям и нормам поведения, стремление все унифицировать; в) глобализация как признание растущей взаимозависимости, главным следствием которой является подрыв, разрушение национального государственного суверенитета под напором действий новых акторов общепланетарной сцены – глобальных фирм, религиозных группировок, транснациональных управленческих структур, которые взаимодействуют на равных не только между собой, но и с самими государствами – традиционными действующими лицами международных отно-шений.

Тенденции к глобализации международных отношений носят сложный и противоречивый характер. Сегодня просматриваются два варианта развития международных отношений в условиях глобализации. Один из них – использование ее возможностей в основном для индустриально развитых стран, представляющих так называемый «золотой миллиард» человечества, в целях обеспечения их стабильности, устойчивого экономического и социального развития и благополучия. Другой – объединение национальных усилий для решения проблем глобализации, создание механизмов регулирования ее процессов в интересах всех членов мирового сообщества. Цели и задачи внешней политики государств, тенденции развития важнейших регионов и всего мирового сообщества в условиях глобализации международных отношений будут все больше увязываться с перспективами выживания земной цивилизации.

Фактор глобализации задает новые критерии оценки реального положения и роли страны в мире, видоизменяет традиционные представления о мощи держав в мировой политике. Зафиксированное в Концепции смещение акцентов в представлении о величии держав вносит важные коррективы в национальные приоритеты, выводит на передний план задачи экономической и социальной модернизации, превращения России в сильную и успешную страну, прежде всего в экономическом отношении.

С учетом этого еще более весомым выглядит положение Концепции о том, что важнейшими компонентами национальной мощи Российской Федерации становятся сегодня интеллектуальные, информационные и коммуникационные возможности, благосостояние и образовательный уровень населения, баланс научных и производственных ресурсов, концентрация финансового капитала и разнообразие экономических связей.

Россия активно вовлечена во все мировые процессы, включая глобализацию. Для России глобализация таит в себе немало опасностей. Задача внешней политики – помочь минимизировать эти опасности, в частности, содействовать формированию таких международных механизмов, которые обеспечивали бы наиболее благоприятные условия устойчивого развития российской экономики, ее органичное встраивание в систему мирохозяйственных связей при должном учете факторов, определяющих экономическую безопасность страны.

Итак, национальная безопасность – это политика, направленная на защиту и реализацию национальных интересов страны. Данная политика может принимать разнообразные формы и использовать различные средства: экономические, дипломатические, военные и т.д. Но все государства, проводя политику национальной безопасности, защищают свои интересы. Разница заключается лишь в том, какими финансовыми ресурсами обеспечивается эта политика. Понятно, что ее финансирование определяется не только целями государства на международной арене, но и его финансовыми возможностями, которые, в свою очередь, зависят от экономического потенциала страны. Например, если государство претендует на роль великой державы и при этом выделяет на внешнюю политику 1 млрд дол., заранее можно сказать, что его попытки обречены на провал, так как практика великих держав свидетельствует, что для завоевания подобного статуса необходимо как минимум в 50–60 раз больше. Но если государство тратит на внешнюю политику, допустим, 50 млрд дол., а его экономический потенциал, определяемый через ВВП, составляет около 250 млрд, то оно начнет себя разорять, поскольку для поддержания внешнеполитических расходов на таком уровне требуется ВВП не ниже 1 трлн дол. Другими словами, все звенья цепочки международная безопасность – национальные инте-ресы – национальная безопасность – внешнеполитический потенциал – экономический потенциал взаимоувязаны, а взаимоотношения между ними определяются законами экономической массы, центра силы, силы и оптимального соотношения между затратами на внешнюю и внутреннюю политику. При несовпадении фундаментальных национальных интересов двух стран выигрывает тот, кто тратит большие суммы на политику национальной безопасности или на внешнюю политику вообще.

Исходя из сказанного, сравним внешнеполитические потенциалы современных России и США. Возьмем за основу исполненные бюджеты двух стран за 1999 финансовый год. По статье «Международная деятельность» Россия израсходовала около

2,7 млрд дол., США – 22 млрд. Добавив к этому затраты на другие важнейшие виды деятельности, нацеленные на защиту национальных интересов, в том числе на оборону, мы получим для России общую сумму где-то порядка 10 млрд дол., для США – около 300 млрд. Внешнеполитический же потенциал всего Запада, признанным лидером которого являются США, составляет примерно 550 млрд дол. в год. Такой потенциал позволяет Западу формировать однополярный мир, возглавляемый Соединенными Штатами. И всем претендентам на многополярность есть смысл хотя бы подсчитать, какие экономические и финансовые ресурсы они должны выделить, чтобы сломать сложившуюся структуру международных отношений.

Структура международных отношений и содержание системы международной безопасности не просто взаимосвязаны. Существует следующая закономерность: содержание системы международной безопасности определяет тот, кто доминирует в геостратегическом пространстве международных отношений. То есть международная безопасность в конечном счете совпадает с национальной безопасностью страны-гегемона или лидера.

Этот вывод подтверждается исторической практикой. Так, после поражения Наполеона контекст безопасности в Европе обусловливали страны-победительницы – Россия и Великобритания, пока первая не потерпела поражение в Крымской войне.

В годы «холодной войны» международная безопасность определялась биполярной структурой международных отношений, иначе говоря, двумя сверхдержавами – США и СССР. Сегодня, когда воцарился однополярный мир, возглавляемый США, международная безопасность устанавливается странами «золотого миллиарда». Поэтому им нет необходимости отдельно формулировать категорию международной безопасности – она сформулирована в их концепциях национальных интересов. В результате нынешняя глобальная структура международной безопасности отвечает главным образом интересам западных держав. А там, где их интересы ущемляются, они быстро «исправляют» ситуацию, не останавливаясь и перед применением военной силы. Это можно проследить на примерах Европы, Ближнего и Среднего Востока, Латинской Америки. Но имеется довольно обширная зона международной безопасности, где Запад заинтересован в сотрудничестве со всеми. Это международный наркобизнес, терроризм, коррупция, экология и особенно проблема распространения оружия массового уничтожения.

Теории происхождения государства. Древнейшей из всех является теологическая теория, возникшая с первыми рабовладельческими государствами. Ее представители (в Средние века – Фома Аквинский, в наше время – Д. Эйве, Ж. Маритэн) исходят из того, что источником государственной власти является Божественная воля: государство существовало всегда, оно вечно и народ должен во всем ему повиноваться. Основанием этой теории является вера в Бога, Божественное начало всего сущего. Однако и в других современных теориях не отрицается, что в возникновении государства определенную роль сыграли жрецы, храмы, религия, церковь. Государство есть некая часть универсального порядка, создателем и правителем которого является Бог. Цель и оправдание государства – предоставить человеку удовлетворительные средства существования, дать основу для морального и умственного развития.

Одной из известных с древних времен является патриархальная теория. Ее родоначальником является Аристотель, который объяснял происхождение государства разрастанием семьи и трансформацией отеческой власти над детьми в государственную власть монарха над своими подданными, обязанными ему подчиняться, о которых он должен проявлять отеческую заботу. Патриархальная теория трактует государство как большую семью, в которой отношения монарха и его подданных отождествляются с отношениями отца и членов семьи. Государство, согласно этой концепции, возникает в результате объединения родов в племена, племен в общности, государства.

Договорная теория, как и предыдущие теории, зародилась в глубокой древности. Ее родоначальником является древнегреческий философ Эпикур, по мнению которого, государство покоится на общественном договоре. Люди создали государство на основе добровольного соглашения для обеспечения общей справедливости. Теории «общественного договора» (XVII–XVIII вв.)

(Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо) акцентируют внимание на роли психологических, рациональных и эмоциональных факторов в процессе возникновения государства. Государство рассматривается здесь как плод человеческого разума, созревший под влиянием определенных потребностей и эмоций человека. По мнению Т. Гоббса, сильнейшим мотивом, побуждающим людей к заключению общественного договора о создании государства, являлся страх перед агрессией других людей, опасение за свою жизнь, свободу и имущество. Дж. Локк ставит на первый план человеческий разум, веру в то, что государство способно лучше обеспечить естественные права человека (на жизнь, свободу и частную собственность), чем традиционные, догосударственные формы общежития («естественное состояние»).

Ирригационная теория обращает особое внимание на то обстоятельство, что в некоторых регионах земного шара земледелие было невозможно без искусственного орошения (например, в Древнем Египте), поэтому возникла необходимость в организации крупных общественных работ по строительству ирригационных сооружений (плотин, каналов и т.п.). Для этого и был создан специальный аппарат – государство.

По мнению сторонников теории насилия (Л. Гумплович, К. Каутский), государство возникло потому, что в первобытном обществе сильные племена покоряли слабые, и чтобы управлять завоеванными территориями и обеспечивать покорность, создали специальный аппарат управления и подавления. Государство есть результат прямого политического действия – внутреннего или внешнего насилия, завоевания. Следствием победы большинства над меньшинством или более сильного племени над более слабым является учреждение победителем государства. Оно становится органом управления побежденными. В результате завоевания возникает не только государство, но и деление общества на классы, частная собственность.

Согласно марксистской теории происхождения государства, на определенном этапе формирования общества вследствие развития его производительных сил (отделения скотоводства от земледелия, возникновения ремесел, торговли) появляются излишки продуктов сверх необходимого для личного потребления минимума и накапливаются в руках отдельных лиц, т.е. возникает частная собственность, что, в свою очередь, приводит к расколу общества на классы с противоречивыми интересами (богатые и бедные, рабы и рабовладельцы). В результате экономически господствующему классу (рабовладельцам) понадобилось государство как специальный аппарат, «машина», с помощью которой можно удерживать в повиновении угнетенный класс. Происхождение государства объясняется расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда и появления частной собственности. Государство возникает как следствие непримиримости классовых интересов, как политическая организация экономически господствующего класса и орудие подавления им других классов и слоев.

Политическая теория, наряду с классовыми, выделяет и другие причины возникновения государства:

углубление общественного разделения труда, выделение управления в целях повышения его эффективности в специальную отрасль общественной деятельности. По мере развития производительных сил, расширения хозяйственных и иных связей, укрупнения человеческих общностей у общества появилась потребность в усилении управленческих функций и сосредоточе-нии их у определенных лиц и органов;

демографические факторы, изменения в воспроизводстве самого человека. Здесь имеется в виду рост численности и плотности населения, переход народов от кочевого к оседлому образу жизни, запрет кровосмешения и упорядочение брачных отношений. Все это повышало потребность общества в регулировании взаимосвязей между людьми, проживающими на определенной территории.

В литературе выделяются и некоторые другие факторы, влияющие на образование государства: географические, этнические и т.п. Таким образом, возникновение государственности обусловлено многими причинами, среди которых различные концепции выделяют, как правило, какую-либо одну в качестве определяющей. Государство возникает, существует и развивается как результат усложнения экономической и социальной жизни, как форма удовлетворения потребностей в упорядочении, регулировании и управлении общественными делами.