Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Политология



Политология



ВВЕДЕНИЕ


Организация сокращенной подготовки студентов направлена на повышение интенсивности учебного процесса. Предполагается, что запас знаний выпускника среднего профессионального учебного заведения достаточно прочный, что позволяет сократить срок обучения в вузе. Но при этом необходимо учитывать, что качество и содержание приобретенных ранее знаний объективно не могут полностью соответствовать требованиям образовательных стандартов вуза. Кроме того, существует проблема значительной неоднородности базовой подготовки и различия в сроках давности окончания студентами средних учебных заведений. В связи с этим нужно активизировать самостоятельную работу студентов. В ее задачи входит как сближение содержания и уровня подготовки среднего профессионального и высшего образования, так и развитие учебных навыков студентов.

В ходе обучения по сокращенной программе перезачет отдельных разделов дисциплины «Политология» производится на основе аттестации знаний, полученных в среднем специальном учебном заведении, в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Аттестация производится при условии выполнения студентами предложенных тестовых заданий по ключевым темам дисциплины. Только при этом условии возможно сокращение объема аудиторных занятий по политологии.

Для выполнения заданий следует обратиться к учебной и специальной литературе, список которой приведен ниже. Обращаем Ваше внимание на разработанное для студентов факультета сокращенной подготовки учебное пособие «Политология» (науч. ред. А.В. Трофимов; Екатеринбург, 2004).

В настоящем издании содержится по 4 варианта тестовых заданий к главным темам курса «Политология». Каждый студент выполняет по одному варианту заданий к каждой из девяти тем. Выбор варианта определяется начальной буквой фамилии и осуществляется в соответствии со схемой:

Начальная буква фамилии

Вариант задания к каждой теме

А, Б, В, Г, Д, Е

1

Ж, З, И, К, Л, М

2

Н, О, П, Р, С

3

Т, У, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я

4

Проверка выполненных заданий осуществляется преподавателем. Студенты выполняют задания в небольшой ученической тетради с обязательным указанием фамилии, группы и номера варианта заданий. Степень полноты и правильности ответа является основанием для аттестации.

Получение аттестации, прослушивание цикла лекций и сдача итогового зачета по дисциплине «Политология» являются обязательными элементами учебного процесса для студентов факультета сокращенной подготовки.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Гаджиев К.С. Введение в геополитику. М., 1998.

Гончаров Д.В., Семенов В.А. Политология. СПБ., 1996.

Ильин В.В. Политология: Учеб. для вузов по гуманит. спец. М., 1999.

Панарин А.С. Политология. М., 1997, 1998.

Политология: краткий энциклопедический словарь-спра-вочник. Ростов н/Д., 1997.

Политология: курс лекций / Под ред. М.Н. Марченко. М.,

1997.

Политология: Учеб. пособие для студентов факультета сокращенной подготовки / И.В. Борзихина, Л.А. Коноплева, А.В. Трофимов, Т.Е. Эйдис; Науч. ред. А.В. Трофимов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2004.

Политология: Учеб. для вузов / Под ред. М. А. Василика. М., 1999.

Политология: энциклопедический словарь. М., 1993.

Пугачев В.П. Введение в политологию: словарь-справоч-ник. М., 1996.

Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М., 1996.

Сидельникова Т.Т., Темников Д.А., Шарагин И.А. Политология: комментарии, схемы, афоризмы. М., 1999.

Тема 1

ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА

ВАРИАНТ 1

1. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) сравнительная политология;

б) политическая история;

в) бихевиоризм.

1) исследование политических процессов с точки зрения влияния на них норм, ценностей, установок и ориентаций индивидов и групп;

2) наука, изучающая общие черты и особенности различных политических систем;

3) наука, изучающая изменение политических институтов и норм в процессе эволюции общества.

2. Определите, что относится к форме, содержанию и процессу политики:

а) цели и ценности политики, мотивы и механизмы принятия решений;

б) политическая деятельность, взаимодействие между различными социальными группами;

в) организационная структура политики, институты, нормы и законы, позволяющие регулировать политическое поведение людей.

3. Какие из известных вам методов политологии можно применить для анализа?

а) политических норм и ценностей;

б) политического поведения;

в) политических режимов.

4. Определите, в чем заключается специфика политико-культурологического подхода в политологии:

а) позволяет выявить влияние социокультурных факторов на политическое развитие;

б) формирует этические принципы политики;

в) определяет решающую роль политики по отношению к культуре.

5. Какое из определений политологии является более точным?

а) наука о политических партиях;

б) наука о власти;

в) наука о политических режимах.

ВАРИАНТ 2

1. Какие из определений политики, на ваш взгляд, правильны?

а) концентрированное выражение экономики;

б) процесс управления;

в) отношения по поводу власти;

г) борьба классов;

д) властное распределение ценностей внутри общества;

е) деятельность по организации совместной жизни людей.

2. Какие из принципов соответствуют бихевиористскому направлению в политологии?

а) стремление к обнаружению элементов единообразия закономерностей;

б) преимущественно этический поход к исследованию;

в) склонность к использованию исторических материалов.

3. Какие из целей преподавания политологии представляются вам наиболее важными?

а) подготовка нового поколения профессиональных политиков;

б) формирование человека, приемлющего любые решения власти;

в) передача определенных сведений о политике, позволяющих ориентироваться в ней и делать сознательный выбор;

г) повышение эрудиции;

д) развитие навыков ведения дискуссий, выражения и отстаивания собственного мнения.

4. С точки зрения структурно-функционального подхода, функции – это:

а) любая деятельность существующих структур;

б) целесообразная деятельность существующих структур;

в) иррациональная деятельность политических структур;

г) повышение эрудиции;

д) развитие навыков ведения дискуссий, выражение и отстаивание собственного мнения.

5. Д. Истон определяет политику как властное распределение общества. Определите, что подразумевает данная трактовка.

а) определение государством величины доходов и привилегий для различных социальных структур;

б) распределение жилплощади в порядке очереди;

в) определение наиболее важных целей общественного развития и приоритетов;

г) определение порядка доступа к наиболее дефицитным ресурсам.

ВАРИАНТ 3

1. Какие проблемы изучает?

а) прикладная политология;

б) теоретическая политология;

в) сравнительная политология.

1) исследование общего и особенного в различных политических системах;

2) политическая власть;

3) технологии избирательных систем;

4) история политических учений;

5) политическая культура;

6) стратегия выработки и принятия решений;

7) технология разрешения и урегулирования конфликтов;

8) различные модели федерализма;

9) политическое поведение.

2. Какие категории относятся к политологии?

а) власть;

б) противоречие;

в) базис и надстройка;

г) консенсус;

д) собственность;

е) сущность и явление.

3. С именами каких мыслителей прошлого связано развитие политических исследований?

а) Платон;

б) Цицерон;

в) Аристотель;

г) Пифагор;

д) Н. Макиавелли;

е) Ш. Монтескье;

ж) Диоген.

4. Какие из объектов исследования являются для бихевиоризма исходными?

а) политические институты;

б) политическое поведение;

в) политические ценности;

г) процесс принятия решений.

5. Какие из факторов в наибольшей степени влияют на содержание проводимой политики?

а) природа правящей элиты;

б) политическая культура общества;

в) социально-экономическое неравенство;

г) интересы социальных групп;

д) объективные законы общественного развития;

е) ценностные ориентации политических лидеров;

ж) борьба между элитными группами за контроль над ресурсами;

з) забота об общем благе со стороны субъектов власти.

ВАРИАНТ 4

1. В какой исторический период политическая наука оформилась как самостоятельная научная дисциплина?

а) IV в. до н.э.;

б) XI–XIII вв.;

в) конец ХIX в.;

г) середина ХХ в.

2. Какие из известных вам методов политологии можно применить для анализа?

а) политического лидерства;

б) политических партий;

в) политической системы.

3. Что является предметом политической науки?

а) общество в целом;

б) политические отношения;

в) классы и социальные группы;

г) права человека;

д) политическая власть;

е) политические институты;

ж) политические идеи;

з) процесс властного распределения ценностей в обществе.

4. Укажите, какие понятия и определения соответствуют друг другу:

а) политическая антропология;

б) политическая социология;

в) исторический подход;

г) политология.

1) направление политической науки, основанное на эмпирических методах исследования, исходящее при анализе политических процессов из политического поведения индивидов или групп;

2) изучение политических явлений с точки зрения их развития;

3) наука, изучающая влияние родовых качеств личности, основных потребностей на политическое поведение;

4) наука, изучающая все стороны политической жизни.

5. Прогностическая функция политологии заключается в:

а) магическом предсказании будущего;

б) разработке эффективных способов преобразования политических и иных сфер общества;

в) выборе способности рационально оценивать политические процессы;

г) разработке возможных альтернатив развития политических процессов.







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen