Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


Глава 1.

Вопрос 1. Политология выступает в двух качествах: как наука и учебная дисциплина.

Политология как наука исследует политическую сферу общества, историю возникновения и развития политической мысли, политические системы, политические отношения и процессы, политическое сознание и политическую культуру, мировой политический процесс.

Политология–учебная дисциплина сообщает обучаемым систему конкретных знаний по политологическим проблемам, раскрывает сущность и перспективы развития конкретных политических реалий, дает представление об основных политических институтах, организациях. движениях и процессах, о правовом положении личности в системе политических отношений и формах ее участия в политической жизни.

Вопрос 2. Методология политологии – совокупность (система) описанных наукой теорий, открытых, сформулированных законов, принципов категорий, с помощью которых осмысливаются явления, события и факты политической жизни, а также те приемы и способы, которые используются для добывания, развития и проверки истинности политического знания.

Глава 2.

Вопрос 1. Политические идеи современности – соответствующая реалиям конца 20 века система взглядов, теорий и концепций, в которых выражено отношение к политической деятельности, государству, к политической власти. Они черпают материал для своих теорий из общественной практики, из жизненного опыта социальных отношений и служат средством:

1) формирования определенной идеологии;

2) выражения тех или иных политических интересов, действий, ориентаций личности, социальных слоев и групп, всего общества.

Традиционные политические идеи (идеологии) (консерватизм, неоконсерватизм, либерализм, неолиберализм, социализм, коммунизм) имеют длительную историю, то новые политические идеи связаны с развитием современного этапа цивилизации. Их главной характерной чертой является планетарность, глобальность, нетрадиционное виденье мира.

Вопрос 2. Итальянский политический мыслитель Макиавелли выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособственнических буржуазных отношениях. Ради упрочения государства считал допустимым использование любых средств. Он окончательно освободил политическую науку от религиозно–этической формы и подчинил ее решению реальных, практических задач. Высшее правило политики и главная ее проблема – определить такую форму действий, которая соответствует характеру времени и специфическим обстоятельствам в момент принятия решения. Он считал, что в чрезвычайных обстоятельствах, когда "народ развращен", чрезвычайные меры оправданы.

Вопрос 3. Гражданское общество – общество с развитыми экономическими, культурными, правовыми, социальными, духовными отношениями между самими людьми, не опосредованными государством. Одна из форм общности людей в их неполитическом бытие, зависящая от политической власти, но огражденная от ее прямого вмешательства правовыми актами. Признаки гражданского общества: наличие в обществе свободных владельцев средств производства; развитость и разветвленность демократии; доминирование управляемых над управляющими; законообеспеченность населения, то есть наличие правового государства.

Вопрос 4. демократия – буквально власть народа или народовластие. Термин "демократия" имеет два значения:

1) государство, где власть принадлежит народу, выражает народные интересы;

2) движение, борющееся за осуществление интересов народа.

Демократия как форма государственно–политического устройства возникла вместе с появлением государства. Институты демократии наиболее полное развитие получают в правовом государства.

Вопрос 5. Идеология – система философских, политических, правовых, нравственных, религиозных и эстетических взглядов и идей, в которых отражаются и осознаются основные ценности, интересы и потребности людей, больших социальных групп, наций и государств, выражается отношение к общественным проблемам, формируются цели, программы практической деятельности, направленной на успешное функционирование или изменение (развитие) существующих общественных отношений.

Глава 3.

Вопрос 1. Во-первых, защищает частные интересы как отдельных граждан, так и их объединений от произвола самого государства, других граждан, а также их объединений. Во-вторых, признает, санкционирует или отрицает возможность тех или иных действий политических субъектов, т.е. легализует политику и одновременно придает легитимность принимаемым решениям.

Таким образом, политический процесс в демократическом государстве представляет собой юридически фиксированный способ согласования различных интересов существующих в обществе, а правовой закон - основа и результат этого процесса.

Вопрос 2. Взаимосвязь права и политики рассматривается таким образом: с одной стороны, согласно традиционному взгляду на природу права, оно выступает орудием политики, средством достижения человеком политических целей. С другой стороны, в роли социального феномена цивилизации, элемента культуры, мера свободы и справедливости право в большей степени характеризуется как цель по отношению к обществу, приобретает мощное социальное звучание.

Вопрос 3. Права человека – это принципы, нормы и правила взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие возможность индивиду действовать по своему усмотрению или получать определенные блага. Близким по смыслу этому понятию является свобода. Права подразумевают законодательно закрепленную возможность индивида получать материальные, духовные и иные блага, свобода – действовать по своему усмотрению без чьей–либо официальной санкции. Права человека – важнейшая общечеловеческая ценность, а степень их реализации – основной показатель демократичности и прогрессивности общественного строя.

Вопрос 4. Политика – деятельность государственных органов, политических партий, общественных организаций, движений и их лидеров в сфере отношений между большими социальными группами, нациями, государствами, направленная на мобилизацию их усилий в целях завоевания, удержания или использования политической власти специфическими методами. Политика включает также политические идеи и соответствующие им учреждения. К сфере политики относятся прежде всего устройство государственной власти, участие в делах государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства. Политика является надстройкой над экономическим базисом, но имеет самостоятельность и сама воздействует на экономику и другие стороны общества. Политика делится на внешнюю и внутреннюю, а по формам общественной жизни – на социальную, экономическую, национальную, военную и т. д. Субъектами политики выступают государство, социальные слои, нации и народности, политические партии, движения и другие общности.

Глава 4.

Вопрос 1. Способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью авторитета, права, насилия (экономическая, политическая, государственная, семейная власть).

Вопрос 2. Консенсус в отношении общества и политической власти, состоящий в признании ее права на руководящую роль. Являясь фундаментальной характеристикой всякого политического режима, легитимность власти включает в себя два компонента: представление общества о законности порядка правления, с одной стороны, и осознание правящими верхами своего права на власть – с другой.

Вопрос 3. Власть может рассматриваться:

– исходя из сфер проявления – политическая, экономическая, духовная, личная, родительская и т. д.;

– относительно субъекта и объекта, носителя, держателя, обладателя власти;

– учитывая вариации власти – единоначалие, двоевластие, многовластие, безвластие, деформации, кризис, паралич власти.

В правовом государстве определяющее значение имеют принцип легитимности власти и принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную).

Глава 5.

Вопрос 1. Этапы:

1. Представление политических интересов социальных групп и слоев институтам, принимающим управленческие решения.

2. Принятие решений и формулирование политической воли.

3. Реализация политической воли, выраженной в форме управленческих решений.

Режимы: функционирование, развитие, упадок.

Вопрос 2. Политическая партия - это добровольный союз, связанный идеологической общностью, стремящийся к обладанию политической властью, либо к участию в осуществлении власти в государстве.

Функции: борьба за власть, ее использование или контроль над нею ; выявление, формулирование и обоснование интересов больших социальных групп; активизация и интеграция больших социальных групп; выработка партийной идеологии; политическое воспитание общества в целом или определенной его части; подготовка и выдвижение кадров для партии, госструктур и др.

Вопрос 3. Для сильного директивного государства характерны:

– жесткий учет государственных интересов часто в ущерб интересам производства;

– стремление государства планировать и распределять все ресурсы в зависимости только от задач народного хозяйства, подчиняя им желания, возможности и потребности производителя.

Принципиально иной является сила государства в условиях индикативности рыночного управления экономикой. В этом случае она заключается в умении построить свою деятельность, исходя в первую очередь из интересов производителя, что конечно сложнее. Государство в этом случае не может да и не должно вникать во все тонкости деятельности производителя, но оно должно создать условия для его успешной деятельности.

Вопрос 4. Обеспечение в обществе определенного перераспределения политической власти основных социально-экономических и общественных групп, взаимодействия государства в той части общества, которую представляет партия, оптимального функционирования всей политической системы также с точки зрения групп, представленных партий.

Вопрос 5. Политическая программа включает:

1) основные цели и задачи в политической области, которые предстоит достичь в планируемом периоде, основные средства и пути их осуществления;

2) систему мероприятий, направленных на реализацию конкретных политических интересов.

Политическая программа определяет этапы решения связанных с этим задач, конкретные средства и пути их осуществления, показатели требуемых результатов деятельности.

Вопрос 6. Политическое прогнозирование – это:

1) разработка политического прогноза, суждений о будущем в политическом процессе;

2) специальное научное исследование перспектив развития политической жизни, ее процессов, событий, явлений. Обязательное условие успешной политической деятельности. Должно тесно увязываться с другими видами прогнозирования (экономическим, социальным, техническим и т. д.)

Вопрос 7. Институты политические – это:

1) организации в политической жизни общества, воплощающие в себе те или иные политические нормы, обусловленные конкретно–исторической ситуацией. Институты политические существуют в виде тех или иных учреждений, определенных общностей людей, наделенных особыми полномочиями и выполняющих специфические функции в политической жизни общества;

2) конкретные научные и учебные учреждения партий и государства, призванные осуществлять научные исследования и повышать уровень профессиональной подготовки политиков и политологов.

Вопрос 8. Важное методологическое значение имеет категория "политическая система". С ее помощью возможны дифференциация политической и государственной сферы, а также определение взаимодействия между ними. Политическая система выступает как динамическая система в органической связи с другими системами: экономической, культурной, этнической, религиозной.

Границы политических систем подвижны. Они изменяются в период агрессивных войн, активного добровольного участия граждан в политической жизни. Функционирование национальной политической системы происходит как во внутренних социальных, экологических, географических и иных условиях, так и в международной среде, состоящей из более масштабных политических систем как НАТО и ООН. На политическую систему воздействует большое число факторов, среди которых особую роль играют географический и социально–экономический.

Глава 6.

Вопрос 1. Политическая культура - это система политического опыта, знаний, чувств, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы индивидов. Составными элементами политической культуры являются убеждения, установки, ориентации, обращенные на политическую систему. В ее рамках развивается политическое поведение членов общества, которые принимают законность существующей формы правления, чувствуют себя политически компетентными и дееспособными, выражают согласие с действующими в сфере политики нормами деятельности.

Вопрос 2. Политическое давление – принуждение, насилие над волей, убеждениями людей, одно из средств политической борьбы официальных властей с оппозицией или оппозиции с властью. Цель – достижение уступок, ограничение политических притязаний, дискредитация и устранение политических противников. Для их реализации формируется группа давления. Средства – критика, угроза, шантаж, террор и др.

Вопрос 3. Политическое манипулирование – воздействие на общественное и индивидуальное сознание с целью сформировать политические установки или вызвать политическое поведение определенной направленности, нужной организаторам такого воздействия.

В такой роли выступают различные политические силы, при этом наибольшими планами на успех располагают те из них, кто имеет преобладающее влияние в официальных властных структурах, а также СМИ.

Вопрос 4. Политическое поведение – практическое отношение субъектов политического процесса к политической системе, к самому этому процессу и друг к другу, которое оказывает реальное, пусть даже ограниченное по масштабам, воздействие на осуществление и распределение власти. Для политического поведения характерно то, что оно охватывает всякое человеческое действие в сфере политики, осуществляемое в ежедневной практике и обладающее высокой социальной и психологической обусловленностью и непредсказуемостью. Основой политического поведения является политический интерес, в правовом государстве оно регулируется нормами права и законами.

Глава 7.

Вопрос 1. Национальный вопрос – совокупность экономических, политических, правовых, идеологических и других проблем, возникающих в процессе внутригосударственного и межгосударственного общения между нациями и народностями.

Национальный вопрос всегда имеет конкретно–историческое содержание, обусловленное спецификой национальной проблематики на данном этапе развития той или иной страны.

Вопрос 2. Важной задачей многонационального государства является оптимизация межнациональных отношений, то есть поиск и реализация наиболее благоприятных вариантов взаимодействия субъектов межнациональных отношений.

Главное в содержании национальной политики – отношение к национальным интересам с учетом их общности, расхождения и столкновения.

Вопрос 3. Национальное самоопределение – определение народом своей воли в отношении национального и государственного устройства. Вопрос национального самоопределения стоит в государствах, включающих разные национально–государственные образования. Первую обосновал В.И. Ленин (1870–1924) с учетом принципов интернационализма и демократических прав самоопределения. Вторую выдвинул Отто Бауэр (1882–1938), где он доказывал объективную неизбежность "разбегания" наций друг от друга, основываясь на том, что прогресс человечества уравнивает только материальные стороны, а духовные различия сохраняются.

Глава 8.

Вопрос 1. Мировая политика – совокупная политическая деятельность основных субъектов международного права: интегрированный интерес, выраженный в деятельности ООН и других законных органов и учреждений мирового сообщества. Мировая политика структурно представлена внешнеполитической деятельностью национальных государств, составляющих живую ткань международных отношений и связей; политическими акциями региональных межгосударственных и общественных структур, группировок, союзов и других объединений подобного рода; глобальной деятельностью ООН и других организаций и учреждений, уполномоченных на то государствами и народами.

Вопрос 2. Внешняя политика – продолжение внутренней политики, ее распространение на отношения с другими государствами с помощью различных средств и методов; искусство ведения международных дел. Она теснейшим образом связана с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Главная ее цель – обеспечение наиболее благоприятных международных условий для реализации интересов того или иного государства, благополучия его народа.

Вопрос 3. Глобальные проблемы современности – совокупность наиболее острых, жизненно важных мировых, общечеловеческих проблем, решение которых требует объединения усилий всех народов и государств. Их отличительной особенностью является комплексность, системность, всеобщий характер, что обусловлено растущим единством современного мира, тенденциями к усилению взаимосвязи и взаимозависимости составляющих его частей. Группа глобальных проблем современности включает в качестве главных, ключевых и первостепенных проблемы войны и мира, международной безопасности, разоружения и конверсии, демилитаризации международных отношений и создания необходимых гарантий для установления прочного мира, укрепления доверия между народами и расширения между ними сотрудничества в различных областях.

Вопрос 4. Содружество независимых государств (СНГ) – международное объединение независимых государств, провозглашенное 21 декабря 1991 г. Алма–Атинской декларацией, подписанной главами государств Азербайджанской республики, республик Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргистан, Молдова, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украины и Российской Федерацией (РСФСР).

Вопрос 5. Национальные интересы – это совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах. Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства. Они обеспечиваются институтами государственной власти, осуществляющими свои функции в том числе Вопрос взаимодействии с действующими на основе Конституции РФ и законодательства РФ общественными организациями.

Глава 9.

Вопрос 1. Национальная безопасность – это:

1. Состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

2. Положение страны, при котором ей не угрожает опасность войны либо другие посягательства извне на существование, суверенное и независимое развитие.

Вопрос 2. Военная доктрина – система существующих и официально принятых в государстве основополагающих взглядов на использование военной силы государства в интересах безопасности и стабильности общества. Военные доктрины государств закрепляются в соответствующих юридических документах, что обеспечивает возможность их сопоставления для согласования позиций в области использования военной силы, возможного сокращения вооружений или усиления военной мощи. В военной доктрине государства различают военно-техническую и политическую страны.

Вопрос 3. Основные принципы, исходя из которых, Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности:

1. применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными.

2. Применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии c Конституцией РФ, Федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения Конституционного строя.

Вопрос 4. Война и вооруженный конфликт – однопорядковые социальные явления, различающиеся степенью применения насилия для достижения определенных политических целей. Война по своей сущности – продолжение политики тех или иных государств (классов) иными, т.е. насильственными средствами. Общее у войны и вооруженного конфликта – политическая обусловленность и способ разрешения противоречий с помощью вооруженного насилия. Различаются они, по общему правилу, своими политическими и стратегическими целями, причинами, масштабами, средствами вооруженной борьбы, длительностью, формами и методами ведения военных действий. В них задействованы два основных фактора: люди и оружие.

Вопрос 5. Насилие в политике по своему предметному содержанию включает помимо собственно политических актов военное, духовное административное и судебное насилие. Оно в современных условиях не является эффективным средством. Насильственные меры могут быть результативными лишь в том случае, если сочетаются с благоприятными для общественных преобразований факторами (экономическими, политическими, социально–культурными).

Ненасилие в политике является политическим средством, имеющим моральное оправдание. Оно предполагает отказ от применения не только физического, но и духовного принуждения. По подсчетам исследователей, существует около 200 форм ненасильственных действий (обращения, митинги, демонстрации, гражданское неповиновение, распространение листовок).

Вопрос 6. Политический терроризм – средство достижения политических целей путем совершения убийств, налетов, разбойных нападений, похищений, диверсий и других актов насилия по отношению к политическим организациям и их лидерам, государственным и общественным деятелям, рядовым гражданам той или иной страны.

Вопрос 7. Цивилизация - в широком смысле это уровень (ступень) общественного развития, который приходит на смену периода варварства и начала которого связано с появлением прежде всего письменности; в более узком современном смысле - уровень (ступень) развития общества, его культуры достигнутый современными развитыми странами. В основе каждой цивилизации лежит определенный архетип, который создает материальную и духовную матрицу социальной жизни. В ней материализуется жизненный опыт, традиции и мораль народов, их самобытность и необходимость общения с другими народами.

Вопрос 8. Основными проявлениями модернизации становятся процессы индустриализации, коммерциализации, секуляризации, укрепления национального единства, трансформация прежних (традиционных) социальных структур, рост социальной активности населения и его участия в политике, усиление социальной мобильности, повышение материального условия жизни, распространение грамотности, образования, науки, прогресс средств массовой информации.

Вопрос 9. Политическая модернизация – это изменение политической системы, в т.ч. возрастающие участие в политике различных групп населения (с помощью политических партий и групп интересов), и формирование новых политических институтов (разделения властей, системы политических выборов, многопартийности). Обычно понятие "модернизация политическая" употребляют применительно к странам, осуществляющим переход к индустриальному обществу и демократическому устройству.

Вопрос 10.Устойчивое развитие – это развитие, обеспечивающее сбалансированное решение социально-экономических задач и сохранение благоприятной окружающей среды и природноресурсного потенциала в целях удовлетворения нынешнего будущего поколения людей. Порядок и систему понятий, категорий и определений, относящихся к проблемам устойчивого развития, внесли документы конференции ООН, указы Президента РФ "О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию" от 1 апреля 1996 г. № 440 и "О государственной стратегии экономического развития Российской Федерации (Основные положения)" от 24 апреля 1994 г. № 608.

Вопрос 11. Успех проведения военной реформы в России во многом зависит от определения ее места в российских демократических реформах в целом. При такой постановке вопроса военная реформа предстает в качестве важнейшего политического, а не сугубо военного мероприятия. По существу она не должна пронизывать все стороны демократических преобразования России, начиная с формирования гражданского общества, рыночной экономики и правового государства.

Чтобы военная реформа пошла и дала результаты необходимо обеспечить:

– поддержание на должном уровне опережающего качественного развития потенциала сдерживания;

– конкретную структурную и технологическую перестройку оборонного промышленного комплекса;

– создание эффективной и рациональной, единой и строго централизованной системы государственного и военного управления военным строительством, обороной страны.