Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Политология



Политология



Военная мощь государства в процессе модернизации российской армии


Военная мощь. Вооруженные силы государства остаются главным и решающим средством борьбы наряду с экономическими, дипломатическими, идеологическими и другими мерами воздействия на противников.

На протяжении всей истории развития классового общества военная мощь оставалась главным средством достижения целей внутренней и внешней политики государства.

Каждое государство характеризуется наличием определенных видов потенциала и мощи в различных областях общественно–политической жизни. В понятие "потенциал" включаются максимальные возможности отдельного человека, коллектива, класса, государства в той или иной области общественно-политической жизни.

Мощь входит в круг потенциала государства, являющегося своего рода и источником, из которого черпаются силы и средства, которые может создать государство в той или иной сфере жизни в определенные исторические периоды времени. Поэтому становится очевидным: как бы государство ни напрягало свои усилия, большей величины сил и средств, чем величина потенциала на данный период, государству не создать. Иначе говоря, государство, превышающее свои потенциальные возможности, может поставить под угрозу краха всю сложившуюся структуру общества вообще и его хозяйства в особенности.

В нашей политической литературе выделяют несколько основных видов потенциалов, в которых объединяются и которыми охватываются все виды потенциалов государства. К ним относятся экономический потенциал, научный потенциал, моральный (духовный) потенциал и социальный потенциал. Широко практикуется и еще один термин – военный потенциал.

В целом все имеющиеся виды потенциалов государства их сумму можно назвать совокупным или общим потенциалом, определяющим максимальную мощь, которую может достигнуть государство в определенное время при реализации всех его возможностей на данный период.

Военная мощь государства представляет совой совокупность выделенных им на данный период сил и средств, предназначенных для военной защиты его интересов и достижения его, внутренних и внешних политических целей. Из этого определения следует, что военная мощь государства имеет две основные функции. Первая - заключается в том, что государство, будучи орудием господствующего класса, использует свою военную мощь во всех обществах, где существуют антагонистические классы, для достижения внутриполитических целей – поддержания господства правящей элиты внутри страны. Вторая функция – заключается в том, что государство использует свою военную мощь для достижения целей и задач внешней политики. При этом следует подчеркнуть, что обе функции военной мощи осуществляются не только в условиях гражданской или межгосударственной войны, но и в условиях мирного времени, когда каждое государство регулирует количество выделенных им сил и средств, а следовательно, и величину своей военной мощи в интересах осуществления стоящих перед ним военных задач.

Степень реализации военного потенциала постоянно меняется в зависимости от конкретных исторических условий, в которых существует данное государство и тех целей и задач, которые оно ставит перед собой. Как правило, в обычное мирное время осуществляется только частичная реализация военного потенциала государства в военную мощь. Но по мере возрастания угрозы войны или её подготовки государства увеличивают степень реализации своего военного потенциала. Но не всегда, даже в условиях войны государства полностью реализуют свой военный потенциал, превращая его в военную мощь. Во многом это зависит от характера войны, от боевой оснащенности и подготовленности противника, его боевой мощи и военного потенциала.

Основным средством значительной реализации военного потенциала государства в короткие сроки является проведение мобилизации по всей стране, перевод всей жизни страны на военные рельсы. Мобилизация охватывает все сферы общественной жизни и складывается из экономического, военно-научного, морального и социального факторов. Разумеется, главной основой всего процесса мобилизации страны, является военно-экономический фактор, перевод экономики на рельсы войны. Цель мобилизации – быстрое увеличение военной мощи государства путем развертывания новых соединений, объединении и их оснащения всем необходимым вооружением, военным имуществом, боевой техникой и т.д.

Вышеназванные факторы позволяют сделать вывод о том, что военный потенциал является непосредственным источником военной мощи государства. Военный потенциал является производным собственным источником военной мощи государства, а не один из слагаемых совокупного потенциала государства как это имеет место в отношении экономического, научного, морального и социального явлений; Поэтому с изменением величины совокупного потенциала государства изменяется и величина его военного потенциала.

Именно от величины совокупного потенциала государства зависит максимальное количество сил и средств (максимальная военная мощь), которое оно может выделить для военных целей, а военная мощь государства, возможности по её наращиванию определяются его военным потенциалом. А величина военного потенциала зависит от совокупного потенциала, от того, что можно взять из него в интересах военного строительства и укрепления военной мощи. Отсюда видно, что военный потенциал государства характеризуется совокупностью двух величин:

а) это та величина, которая выделена государством на военные цели из всех своих возможностей, из своего совокупного потенциала. Этот фактор и есть наличная военная мощь государства.

б) это дополнительная величина сил и средств, которое государство может еще выделить на военные расходы при предельном напряжении своих возможностей.

Военный потенциал, являясь частью совокупного потенциала, а также частью экономического потенциала государства вместе с другими элементами составляет военно-экономический потенциал. Это есть то максимальное количество сил и средств, которые могут быть изъяты из экономического потенциала государства и использованы в интересах создания и укрепления военной мощи.

Военно-экономический потенциал государства не является постоянной величиной, по мере возрастания экономического потенциала растет и величина максимальных возможностей по экономическому обеспечению войны, военного строительства, а значит и растет величина военно-экономического потенциала.

Особое место в совокупном потенциале государства занимает военно-научный потенциал как часть всего научного потенциала государства.

Военно-научный потенциал государства – это выражение максимальных научных сил и средств, которые оно может выделить из своего научного потенциала и использовать в интересах создания и наращивания своей военной мощи.

Элементом военного потенциала государства является моральный потенциал. Это его максимальные духовные возможности, которые государство может мобилизовать, превратить в духовные силы масс людей, в том числе воинов и использовать для решения стоящих перед ним задач как в мирное время, так и в период военных действий.

Еще одним элементом военного потенциала государства является его социальный потенциал. Это сравнительная характеристика присущих природе данного государства возможностей по наиболее быстрому развитию и эффективному использованию других своих потенциалов для достижения поставленных целей как мирного строительства, так и в ходе подготовки и ведения войны.

Социальный потенциал государства во многом определяется уровнем благосостояния общества, взаимоотношениями различных категорий классов, групп, состоянием образования, здравоохранения, культуры и т.д.

Военная мощь государства как реализованная часть военного потенциала включает в себя военно-экономический фактор, военно-научный фактор, социальный фактор и состояние морального духа общества.

Вместе с тем для полного и глубокого рассмотрения военной мощи государства и его основных структурных компонентов следует иметь ввиду, что важными элементами военной мощи государства являются вооруженные силы, пограничные войска, органы разведки и контрразведки, и их формирования, различные добровольные патриотические военизированные подразделения. Это и есть те элементы, которые образуют военную организацию государства и определяют боевой потенциал, который в ходе выполнения специфических задач в той или иной мере реализуется и превращается в боевую мощь.

Чем больше военный потенциал государства, тем большую военную мощь оно может создать и тем более мощные вооруженные силы оно может выставить. В свою очередь, чем больше экономический, научный, моральный и социальный потенциал государства, тем больше у него величина военного потенциала.

Во-первых, в производственно-технической сфере осуществляются меры, направленные на обеспечение ускоренного перехода тех заводов, предприятий и цехов, которые подлежат переводу в военную сферу для расширения производства военной продукции.

Во- вторых, в условиях современной войны с применением нового оружия встает проблема заблаговременного создания достаточных запасов всех видов на различных уровнях в вооруженных силах и в целом в государстве и их разумное рассредоточение на территории страны. Кроме того, необходим поиск на путях дифференцированного подхода к оценке перспектив развития тех или иных конкретных видов оружия и поиска наиболее оптимального соотношения между готовой военной продукцией и возможной величиной их потребления в случае войны.

В третьих, тенденцией развития военной мощи государства является научно-технический потенциал, иначе говоря, влияние науки на экономику, военное производство, экономический потенциал государства. Это выражается в том, что научные знания, внедренные в технологию и технические механизмы, повышают производительность труда и возможности экономики вообще, развитие военно-экономических возможностей государства.

Четвертой тенденцией развития военной мощи государства является то, что военное планирование осуществляется на системно-программных принципах и охватывает в тесной увязке выработку военной политики и стратегии, строительство вооруженных сил, материально-техническое и финансовое обеспечение. В нем участвуют высшие должностные лица государственного управления, парламенты, правительства, органы военного и экономического управления.

В пятых, основой военного могущества любого государства являются вооруженные силы, от состояния морально-психологического духа которых во многом зависит их боевая готовность и степень реализации боевых задач на современном и будущем поле боя. От выработки у личного состава таких качеств, как твердая воля, мужество, смелость, стойкость, во многом зависит устойчивость того или иного состояния морального духа.

Воспитательная и военно-патриотическая работа призвана формировать духовную готовность личного состава, соответствующие желания и стремления путем выработки глубокой идейной убежденности. А психологическая подготовка - способствовать действовать в бою в соответствии со своими убеждениями, желаниями, стремлениями. Будущая война предъявит особые требования к психологической закалке личного состава, так как на психику личного состава очень сильное воздействие будут оказывать возможность применения оружия массового поражения, высокая напряженность и большой динамизм современного боя.

К характерным чертам современных вооруженных сил можно отнести и их высокую боевую готовность, где выделяются такие тенденции как: профессиональный уровень военных; широкое внедрение ЭВМ и моделирования боевых действий; совершенствование системы мобилизационного развертывания; механизм длительного хранения оружия и боевой техники; надежное и непрерывное управление войсками; развитие военной теории и её применение в практике изменения военно-политической обстановки в мире, а также всестороннее обеспечение войск всем необходимым для жизни, учебы и боевой деятельности.

Таким образом, военная мощь государства является очень сложным общественным явлением. Для создания этой мощи государство использует самые разнообразные возможности, заложенные в различных областях общественной жизни. В современных условиях нет такой сферы жизни, которую нельзя было бы в той или иной мере привлечь в ходе создания и наращивания государством своей военной мощи. Возможности государства в различных сферах общественной жизни подразделяются на экономический, научный и моральный потенциалы.

Как отдельные виды потенциала, так и совокупный потенциал государства в каждый период времени характеризуются определенными количественными показателями, путем сравнения которых оцениваются возможности того или иного государства.

Государство создает военную мощь путем выделения определенного количества сил и средств из своего совокупного потенциала. Выражением предельно возможного количества сил и средств, которые государство может на данный период направить на создание военной мощи, является военный потенциал, составляющими которого являются военно-экономический, военно-научный, социальный и моральный потенциалы. Будучи совокупностью сил и средств, военная мощь государства представляет собой сумму реализованных частей (составляющих) всех компонентов военного потенциала. Путем использования вышеназванных составляющих создаются и функционируют все элементы военной организации государства.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое национальная безопасность?

2. В чем сущность военной доктрины государства?

3. Исходя из каких принципов, Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности?

4. В чем сущность войны и вооруженных конфликтов?

5. Как вы понимает насилие и ненасилие в политике?

6. В чем сущность политического терроризма?

7. Что понимается под цивилизацией?

8. Каковы основные проявления модернизации?

9. Что представляет собой модернизация политическая?

10. Что понимается под устойчивым развитием?

11. Что необходимо для проведения военной реформы?

Контрольные вопросы:

1. Какие существуют теории модернизации?

2. Что такое мировая цивилизация?

3. В чем вы видите ценность и многоединство российской цивилизации?

4. Какие факторы и обстоятельства подтверждают многообразие и противоречивость современного мира?

5. Как происходит переход России на путь модернизации?

6. В чем проявляется концепция устойчивого развития?

7. В чем состоит психологический смысл терроризма?

8. Какие террористические организации в мире вы знаете?

9. На какие виды подразделяется терроризм?

10. Какова роль международного терроризма в дестабилизации ситуации в России?

11. В чем сущность модернизации в Вооруженных силах?







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen