Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Проблемы насилия и ненасилия в политологии


а) Проблемы насилия и ненасилия

Политическое насилие – это физическое принуждение, используемое объектами политики в качестве средства овладения, применения, распределения и защиты власти, прежде всего государственной. Насилие отличается от других средств власти следующими особенностями. Оно имеет низкий созидательный потенциал. В период социальных преобразований насилие служит средством их защиты от внешней угрозы, нейтрализации или устранения политических противников, но не может подменить самих реформ, нацеленных на создание определенных социальных, экономических и политических структур и отношений.

Однако уровень нравственного сознания и сохранения несправедливости в современном мире пока еще ограничивает возможности вытеснения насилия из политической жизни. Насилие относится к числу дорогостоящих политических средств. Его использование связано с большими человеческими жертвами и разрушениями материальных ценностей, его трудно контролировать.

Актами насилия являются использование в политических целях вооруженных сил, террор, убийство, избиение, принудительные задержания, пытки, взрывы, поджоги зданий, порча имущества, средств коммуникации и т. д. По формам проявление насилия подразделяется на уличные беспорядки, бунты, восстания, гражданские и другие войны, репрессии, вооруженные конфликты международного характера и терроризм. По своему предметному содержанию насилие в политике включает помимо собственно политических актов военное, духовное (психологическое, идеологическое), административное, судебное насилие.

В Европе значимость таких действий признавалась в древнегреческом и древнеримском стоицизме, они начинаются в период раннего христианства. В средние века практику ненасилия исповедовал и осуществлял ряд монашеских органов. В XVIII в. принцип ненасильственных действий получил освещение в философских трудах Вольтера, Руссо, Канта, Локка. В XIX в. значимость этого принципа обосновалась социалистами-утопистами, христианскими социалистами.

В Новейшее время принципы ненасилия в политике нашли наиболее полное выражение в учении о непротивлении злу насилием Л. Толстого и в принципах ненасильственных действий в политической сфере М. Ганди. Большой вклад в концепцию ненасилия внесли Ф. М. Достоевский, Г. Торо.

М. Ганди выводит ненасилие из чисто религиозной или нравственной среды, лишь опосредованно влиявшей на политические процессы, и переводит его в плоскость самой политики. У Ганди ненасилие выступает уже не как отказ от борьбы, а как одна из форм борьбы, причем, быть может, как самое эффективное средство борьбы с насилием.

В представлении Толстого зло имеет своего рода цепную реакцию: раз возникнув, оно порождает ответные действия, которые, даже будучи оправданными, как правило, не удерживаются в рамках справедливости, порождают новое зло, причем в еще больших масштабах, чем прежнее. И так происходит до бесконечности – до всеобщей катастрофы. Поэтому единственным средством остановить этот разрушительный процесс является решимость воздержаться от возмездия за причиненное зло.

Ф. М. Достоевский пытался решить в своих произведениях проблему нравственной недопустимости насилия. В Америке писатель и философ Г. Торо (1817–1862) обосновывал использование ненасильственных действий в политике применительно к конституционному государству. Ненасилие доказало свою политическую эффективность в борьбе за достижение независимости Индии, против расовой дискриминации в 1960-е гг. в США, в свержении режима Ф. Маркоса на Филиппинах и т. д.

К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин, И. Сталин подвергали критике учение о ненасилии, пацифистские концепции, осудили их как социально вредные утопии, сбивающие угнетенные массы с единственно верного, по их мнению, пути решительной революционной борьбы за социальную справедливость.

Принцип ненасильственных действий в современной политике становится преобладающим – хотя и не единственным – вопреки вспышкам воинствующего национализма, политического терроризма, агрессии. Его конкретизация в реальных политических действиях конца XX в. – важное свидетельство приоритета общечеловеческих ценностей, характерных для политического мышления.

б) Терроризм и политико-правовые средства борьбы с ним

Террор определяется как сознательное использование нелегитимного насилия со стороны какой-то маноритарной группы (т.е. меньшинства), стремящейся тем самым достичь определенных целей, заведомо недостижимых легитимным способом. Официально принятое в США, определение терроризма как "незаконного применения или угрозы применения... насилия против отдельных лиц и собственности для запугивания или шантажа правительств или сообществ... в политических или идеологических целях" представляется наиболее оптимальным.

Женевская конвенция 1937 г. о предупреждении терроризма и наказании за него фактически определяет "террористические акты" как "преступные действия, направленные против государства, или имеющие целью терроризировать определенных лиц, или группы лиц, или население в целом".

Терроризм – это применение или угроза применения насилия, как правило, направленного против жизни людей.

Терроризм – это средство достижения политических целей, которые, по мнению тех, кто к нему прибегает, не могут быть достигнуты обычными (законными) средствами.

Терроризм – это стратегия, которую обычно используют организованные группы в течение какого-то времени, в соответствии с принятой программой.

Психологический смысл террора состоит не только и не столько в устранении конкретных лиц, сколько в наведении ужаса на противника, приведении его в оцепенение. В роли противника может выступать все общество, целое государство или народ. Главным мотивом, что порождает терроризм или действия, сходные с ним по своей природе и основным характеристикам, профессор Ю. Антонян полагает влечение отдельных людей к смерти, к уничтожению, которое столь же сильное, как и влечение к жизни2. Террористические группы отличаются сложной структурой и групповой динамикой. Психологические характеристики отдельных террористов находятся в диапазоне от эмоциональной неразвитости и пограничных состояний до выраженной патологии.

Первые террористы появились еще в древности. От рук убийцы пал царь Филипп, отец Александра Македонского. Целая вереница римских императоров: Юлий Цезарь, Калигула, Доминициан, Пертаникс и многие другие были убиты.

Жертвами убийц в конце XIX – начале XX в. стали русский император Александр II, король Италии Умберто I, португальский король Карлуш I, наследный принц Луи Филипп, австро-венгерская императрица Елизавета, кронпринц Австро-Венгрии Франц-Фердинанд, премьер-министр Испании генерал Хуан Прим, премьер-министр России П. Столыпин. Террористы убили четырех президентов США: Авраама Линкольна, Джеймса Гарфилда, Уильяма Мак-Кинли, Джона Кеннеди. Двух французских президентов: Сади Карно (1894 г.), Поля Думера (1932 г.).

XX век вошел в историю не только двумя мировыми войнами, но и всплеском жестокости в самых разных странах. В Индии три политических деятеля по фамилии Ганди были убиты террористами: Махатма Ганди (1947 г.), Индира Ганди (1984 г.), Раджив Ганди (1991 г.). Среди убитых государственных деятелей оказались министр иностранных дел Германии Вальтер Ра-тенау и польский президент Габриэль Нарутович (1992 г.), югославский король Александр и французский министр иностранных дел Луи Барту (1934 г.), премьер-министр Цейлона (Шри-Ланка) С. Бандаранаике (1959 г.), премьер-министр Конго Н. Лумумба (1961 г.), президенты Чили С. Альенде (1973 г.), Бангладеш М. Рахман (1975 г.), Конго М. Нгуаби (1977 г.), американский сенатор Роберт Кеннеди (1968 г.), итальянский премьер-министр Альдо Моро (1978 г.), египетский президент Анвар Садат (1981 г.), президент Гренады М. Бишон (1983 г.), глава шведского правительства Улоф Пальме (1986 г.), премьер-министр Израиля Ицхак Рабин (1995 г.) и многие другие. Политическое насилие широко распространено в странах "третьего мира"; достаточно вспомнить гибель президентов Руанды и Бурунди в апреле 1994 г. В 1996 г. талибами был убит президент Афганистана Наджибула.

Статистика за последние сто лет показывает, что из 80 терактов, совершенных за последнее время против первых лиц государств, 64 достигли цели.

Терроризм превращается в повседневность мировой действительности. За минувшие 20 лет в мире совершено около 40 тысяч терактов, или по 2 тысячи ежегодно, или по 6 ежедневной Глобальная причина активизации международного терроризма состоит в коренной перестройке всей идеологической структуры мира и международных отношений, в частности. В исследованиях Т. Арнольда, М. Кеннеди, П. Дженка, Б. Дженкиса международный терроризм квалифицировался как новый вид войны, которая превратила весь мир в арену сражений. По мнению П.Альмака, в уходящем столетии чуть ли не в четыре раза больше жертв, чем все войны XX в. человечеству принес геноцид. В мирное время в разных государствах мира было истреблено 170 миллионов человек.

Возрастают проблемы международного терроризма, который во многом является порождением политики США, вмешавшихся в дела многих стран мира. О трагедии Хиросимы и Нагасаки не забыла Япония. Корея и Вьетнам, понесли из–за вторжения США огромные человеческие жертвы. Индонезия, Палестина, Египет, Сирия, Иордания, Ливан, Ливия, Ирак, Конго, Сомали, Судан, Мозамбик, Ангола, Намибия, Куба, Панама, Никарагуа, Сальвадор, Чили, Югославия были объектами или прямой агрессии или организации мировой блокады под эгидой США. Искореженные судьбы десятков стран и миллиардов людей не могли не вызвать ответной реакции.

Крупнейшие державы не отвечают за свои действия, которые вызывают войны, мятежи, насилие в странах, на которые они направлены.

Удары по Нью–Йорку и Пентагону в сентябре 2001 г. – это новая, активная форма противодействия экономическому, политическому и военному давлению США, ответ на разрушительную глобализацию. Причины, порождающие экстремальные формы борьбы – это: неравноправие стран "золотого миллиарда" и всего остального мира, практика государственного терроризма, возрождение культуры насилия и практики использования силы для решающего фактора мировой политики, идея политического террора.

Национальный терроризм мы уже на протяжении десятилетий наблюдаем в стране басков, Югославии, Северной Ирландии, Кипре, Израиле, Индии, Иране и др. Проблема национального терроризма еще долгое время будет одной из центральных на политической авансцене государств бывшего СССР. Национальный терроризм в России в силу исторических и иных причин будет подогреваться принципиальной неразрешимостью территориальных проблем.

Во внутреннем плане наиболее опасной представляется ситуация на Северном Кавказе. Процессы в Чеченской республике указывают на то, что в обозримой перспективе проблема "чеченского терроризма" будет наиболее актуальной в российских условиях.

Тактика обстрела южноливанских территорий, где находятся базы палестинских и проиранских военизированных организаций, в ответ на осуществление терактов в северных районах страны, используемая израильскими властями; налет американской авиации на Ливию в 1986 г. являются наиболее яркими примерами использования армии в антитеррористических мероприятиях.

Часто носителем террора выступает религиозное меньшинство. Например, в ряде стран (Испания, Индия и др.) политические группировки, представляющие религиозные меньшинства, не признают легитимности существующих режимов и ведут против них вооруженную борьбу.

Общество волнует террористическая активность воинствующих исламских групп, охватившая в последние годы все новые и новые страны (США, Аргентину, Россию, Францию, Италию). В исламском мире проживает 1 млрд. 200 млн. человек: в арабских странах – 250 а млн., в России – 40 млн. поэтому ни в коем случае нельзя допускать противостояния по этой оси.

Реальностью современной жизни становится использование террористических средств для достижения политических целей. В условиях политического кризиса предсказуемы насильственные, в том числе и террористические действия в отношении политических оппонентов со стороны наиболее радикально настроенных сил.

Особенностью природы современного политического терроризма является то, что главная цель деятельности, в отличие от прошлого, заключена не столько в устранении конкретного высокопоставленного лица, сколько в общественном резонансе террористического акта. Функция устрашения все более отчетливее становится доминирующей.

В новом тысячелетии терроризм изменил свое содержание: акции в американских городах не были, как раньше, направлены на конкретных персон или группировки, не преследовали четких целей, вроде получения выкупа за освобождение заложников. Целью было массовое устрашение страны и остального мира.

Катастрофичность терроризма для российского общества обусловлена реальной угрозой использования экстремистами средств массового поражения: приобретение и экспорт по коммерческим каналам компонентов химического и бактериологического оружия, похищение радиоактивных материалов, случаи угроз совершения террористических актов на АЭС и других ядерных объектах.

Широкое распространение приобретает криминальный терроризм. "К сожалению, можно констатировать новую фазу российской преступности – этап легализации и вхождения во власть. Особенностью российской организованной преступности является активное использование методов уголовного терроризма для устрашения власти и конкурентов, достижения других целей. Ежегодно в России совершается до 12 миллионов преступлений. Более полумиллиона людей гибнет от насилия, умирает неестественной смертью. Убийства в России сегодня происходят в два раза чаще, чем в США, в пять раз чаще, чем во Франции и Германии, в 22 раза чаще, чем в Японии.

Россия из этой трагедии может извлечь для себя некоторые уроки. Политический урок заключается в том, что даже самые мощные спецслужбы не способны гарантировать стране защиты от внезапного уничтожения ее государственных устоев. Понятие "государственный переворот и революция" приобретают совершенно новое значение. России нужно конструировать эффективную политическую систему, опирающуюся на четкое разделение функций, а не на персоналии. С экономической точки зрения – весь запас прочности российской экономики зависит от американской экономики, так как крах доллара мог бы в одночасье уничтожить российскую финансовую систему и обесценить сбережения россиян, давно перешедших на американскую валюту в качестве резервной. Как многоконфессиональное государство в России не следует подчеркивать особый статус православия. Работа с лояльными мусульманами становится задачей государственной важности. В социальном аспекте урок состоит в том, что без стратегической программы развития Северного Кавказа, оставшегося одним из беднейших районов России с рекордной безработицей, представляется невозможным устранения полигона для развития очагов терроризма. Итак, выбора между интересами государства и интересами человека больше нет. Ценность каждой человеческой жизни должна быть возведена в абсолют как на уровне государства, так и на уровне общества. Защитить человеческие жизни, в том числе и свою собственную, могут только сами люди своими солидарными усилиями.

Цивилизованный мир в общем-то только сейчас начинает всерьез размышлять о единении усилий в борьбе с терроризмом. Хотя полное взаимопонимание на политическом и тем более на юридическом уровне – еще где-то впереди. Предстоят усилия по реализации авторитетных, но в сущности пока чисто номинальных заявлений лидеров ведущих мировых держав о формировании единого фронта против терроризма.

Некоторые принципиальные основы международного права в области антитеррористической деятельности разрабатывались еще до второй мировой войны. В Лиге Наций были подготовлены тексты двух конвенций (о предупреждении терроризма в международном уголовном суде), но в силу они не вступили. В последнее десятилетие в рамках ООН был принят ряд договоров, в которых оговорен механизм взаимодействия государств по борьбе с терроризмом на суше, на море и в воздухе. В том числе обязательства государств – участников соглашений подвергнуть уголовному преследованию террористов или передавать их правоохранительным органам других стран.

В 1976 г. при Европейском Союзе был создан специальный координирующий орган по борьбе с терроризмом – ТРЕВИ. С 1987 г. в его работе принимают участие также США, Канада и Австралия.

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма, принятая ООН в 1994 г., четко определяет, что преступные акты, рассчитанные на создание обстановки террора, не могут быть оправданы никакими политическими, идеологическими, философскими, религиозными, этническими соображениями.

Перечисленные проблемы могут быть решены на пути выполнения Указа Президента РФ от 7 марта 1996 г. о мерах по усилению борьбы с терроризмом. В нем обозначены направления работы Российского государства по противодействию такому опасному явлению, как терроризм. Уже приняты федеральные законы, регулирующие деятельность правоохранительных органов, закон об оперативно-розыскной деятельности и другие. По постановлению Правительства РФ от 16 января 1997 г. № 45 создана межведомственная антитеррористическая комиссия, критерий оценки ее работы один – реальный уровень безопасности личности, общества, государства. Ее задачи таковы: разработка и осуществление мероприятий в области выявления и пресечения террористической деятельности; внесение в Правительство Российской Федерации предложений по формированию системы мер по обеспечению безопасности и защиты населения от терроризма; осуществление контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти законодательства Российской Федерации по вопросам борьбы с терроризмом; координация взаимодействия федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в борьбе с терроризмом.