Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Новый мировой порядок в условиях глобализации


Новый мировой порядок – концепция общественного развития предусматривающая коренное социально–экономическое преобразование человеческого общества, то есть такую реорганизацию международных политических, экономических и культурных взаимосвязей, которое позволило бы снять или смягчить кризисность, конфликтность, конфронтабельность во взаимоотношениях между богатыми и бедными, между экономически развитыми и развивающимися государствами, между странами с различными социальными системами и помогла бы человечеству избежать катастрофы, прежде всего ядерной.

Новый мировой порядок по–американски – это глобальное геополитическое господство США. Элементами такого мирового порядка могут стать ревизионизм существующего "статус–кво", включая передел границ, новый американский экспансионизм, включение в свою геополитическую границу новых стран. В геополитическом смысле это означает установление гегемонии США над ключевым регионом мира: "Евразия – это суперконтинент земного шара, издающий своего рода оси. Та держава, которая на нем доминирует, будет оказывать решающе влияние в двух из трех наиболее развитых в экономическом плане регионах планеты – Западной Европе и Восточной Азии".19

После распада двухполюсной системы межгосударственных отношений возникли два противоречивых взгляда на будущее мироустройство, которые породили взаимоисключающие тенденции развития мирового сообщества.

Первый сформировался под воздействием разработанной в Вашингтоне теории однополярного мира, которая отражает американские интересы, а именно создание однополюсного мира под эгидой США. Это означает, что миром правит одна победившая в "холодной войне" единственная сверхдержава, а остальным странам предстоит стать ее покорными сателлитами.

Второй подход появился как противовес предыдущему. Он предлагает движение мирового сообщества к многополюсной схеме построения межгосударственных отношений.

Переход к многополярному миру может оказаться долгим и неспокойным из–за масштабных конфликтов. Многополярная модель предусматривает восстановление военно–политического баланса сил на принципиально новой многополярной основе. Согласно данной модели может произойти формирование новых экономических, политических, культурных центров, новой системы международных отношений, в рамках которой ни один из центров не будет обладать достаточной силой, чтобы стать гегемоном, в то время как новый мировой порядок будет основан на политическом, экономическом, социокультурном, религиозном плюрализме.

Результаты борьбы между этими тенденциями во многом будут определять в ближайшей перспективе расклад политических сил на международной арене, а также характер геополитической ситуации в мире.

В трагедии в США, произошедшей 11 сентября 2001 г., мы видим как взорвался тот самый "многополярный мир", который словесно осуждает терроризм на саммитах и дипломатически обтекаемых хартиях. Президент фонда эффективной политики Г. Павловский сказал по этому поводу: "Этот удар достиг всех своих целей. Он продемонстрировал слабость и уязвимость мира богатства. Мировой порядок был опрокинут. Идут попытки вписать ситуацию в прежний контекст. Но 11 сентября мы пришли не столько к новому мировому порядку, сколько к пониманию того, что старый порядок заканчивается. Мы входим в ситуацию реконструирования мира, в новую реальность, к которой надо приспосабливаться."20 В одночасье история человечества прешла на другой путь развития. Сразу рухнуло несколько мифов, на которых базировалась внутренняя и внешняя политика США: современное оружие не может защитить то, что является страной, государством, обществом. Удар по США – это удар по свободе, по всей цивилизации, и теперь пора признать очевидное: то, что считается цивилизацией на Западе, не является цивилизацией в другой, гораздо большей части мира.

Современная глобализация является по существу процессом консолидации развитых стран в их противостоянии остальному миру. Среди западных политологов этой проблемой занимаются Г. Кирхгасанер, А. Крачмар, П. Друкер, П. Бергер, Г. Мартин. В России проблеме глобализации посвящены работы М. Делягина, Б. Ерасова, А. Кокошина.

Термин "глобализация" распространен во всех социальных науках. В международно–политической науке под глобализацией понимается выход политических процессов за пределы территории государств и их национальных юрисдикций. Но существуют различные трактовки данного явления. Сторонники реалистической парадигмы понимают его как "столкновение цивилизаций"; как результат победы Запада во главе с США в "холодной войне" против СССР и преднамеренный процесс распространения гегемонии единственной сверхдержавы на весь остальной мир; как геополитическое переустройство мира, включающее пересмотр политики, когда принадлежность к одному и тому же региону играет важную, но уже не первостепенную роль.

Неолибералы рассматривают глобализацию, как "конец истории", окончательную победу и распространение на весь мир западных ценностей – рыночной экономики, плюралистичной демократии и индивидуальных прав и свобод человека, как все более широкое распространение норм международного права во взаимодействиях государств.

Неомарксисты считают, что глобализация означает целенаправленную стратегию монополистического капитала и американского империализма, имеющее целю окончательное закрепление экономического неравенства в мире, отсталость и эксплуатацию "переферийных" регионов и государств с крупнейшими монополиями "мирового центра".

В этих условиях необходимо усиление роли Организации Объединенных Наций. ООН – международная организация государств, созданная в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития сотрудничества между государствами.

25 апреля 1945 г. в Сан-Франциско собрались представители 50 государств, чтобы создать Организацию Объединенных Наций.

"Предохранить грядущие поколения от ужасов войны" – вот цель новой всемирной организации, отраженная в ее Уставе, который был единогласно принят 24 июня 1945 г. Статья VII Устава предусматривает создание действенного механизма по поддержанию мира, с помощью которого можно положить конец проискам нарушителей спокойствия.

Спустя 50 лет после учредительной конференции международное сообщество, насчитывающее уже 185 членов, стоит перед той же реальностью, что и в те далекие времена: мир разделен на зону мира, демократии, прав человека, гражданского порядка и процветания и на зону отсутствия мира, авторитарных режимов, непризнания прав человека. "Единый Мир для всех" – это цель будущего.

В своей деятельности ООН старается учитывать два противоречивых принципа: равенство всех суверенных государств перед лицом международного права; признание того факта, что отдельные государства значительно сильнее других и не будут признавать такого решения большинства, которое, по их мнению, может угрожать их жизненным интересам.

Главными органами ООН являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Совет по опеке, Международный суд и Секретариат.

Генеральная Ассамблея – основной политический консультативный орган ООН. Государства-участники представлены в ней делегациями (не более пяти человек в каждой). Каждое государство-участник обладает в Генеральной Ассамблее ООН одним голосом. Делегаты могут принимать лишь резолюции, т. е. не обязательные в правовом отношении рекомендации.

Совет Безопасности несет главную ответственность в деле обеспечения мира и является единственным органом ООН, который может принимать решения, обязательные для государств-участников. Наряду с пятью постоянными членами в Совет Безопасности Генеральной Ассамблеей избираются на два года еще 10 непостоянных членов.

Деятельность этого единственного исполнительного органа ООН была парализована на протяжении сорока с лишним лет. Узок круг вопросов, по которым Совету все же удавалось принять решения. Прежде всего это палестинский вопрос, который после 1967 г. стал называться ближневосточной проблемой, а также кипрский вопрос, апартеид в ЮАР, индо-пакистанский пограничный конфликт, конфликты Намибии с Анголой и Родезией, Ирана с Ираком, Аргентины с Британией. Однако решения по этим вопросам носили локальный характер и, вполне способствуя делу мира в частных случаях, нисколько не содействовали, а порой даже вредили делу мира в целом.

Постоянным членам Совета Безопасности (США, РФ, Англия, Франция, Китай) дано право вето. Слова "вето" в Уставе ООН нет, но оно наиболее точно передает суть особого права пяти государств препятствовать прохождению того или иного решения через Совет Безопасности. Это право дано постоянным членам Совета Безопасности для того, чтобы они в полной мере ощущали свою ответственность за защиту мира во всем мире. Данное право можно считать и признанием того факта, что без совместных усилий Китая, России, Соединенного Королевства, Соединенных Штатов и Франции ни одно из решений Совета Безопасности не удастся провести в жизнь в полной мере. По сложившейся ооновской традиции отсутствие при голосовании или воздержание от него одного из постоянных членов Совета Безопасности не считается несовпадением его мнения с мнением остальных постоянных членов.

Специализированные учреждения ООН. В систему ООН входят 16 межправительственных специализированных учреждений, независимых в правовом, организационном и финансовом плане. Это Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Международный валютный фонд (МВФ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) и т. д.

Секретариат ООН, насчитывающий 30000 сотрудников, занимается подготовкой, обслуживанием и осуществлением программ, принятых другими органами. С 1996 г. его возглавляет представитель Ганы Кофи Аннан.

ООН была и остается одной из главнейших международных организаций по реализации принципа мирного сосуществования государств на нашей планете.

Война против Югославии – вызов сложившемуся после Второй мировой войны миропорядку, системе поддержания мира и безопасности, за которую народы, прежде всего европейцы, заплатили десятками миллионов жизней.

Оказался подорванным престиж и авторитет ООН и ОБСЕ — признанных легитимных организаций, призванных от имени международного сообщества содействовать обеспечению мира и безопасности.