Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Политическая культура в обществе


В науке сложилось два основных подхода к трактовке политической культуры. Одни ученые отождествляют ее с субъективным содержанием политики, подразумевая под ней всю совокупность духовных явлений (Г.Алмонд, С.Верба, Д.Дивайн, Ю.Краснов и др.) и символов (Л.Диттмер).

Другая группа ученых, видя в политической культуре проявление нормативных требований (С.Вайт), совокупность типичных образцов поведения (Дж.Плейно), способ политической деятельности (У.Розенбаум) и т.д., считают, что это особый, специфический субъективный ракурс политики.

Политическая культура отражает только самые устойчивые и отличительные черты поведения человека не подверженные каким-либо стремительным изменениям под воздействием конъюнктуры или перепада настроений. В силу этого политическая культура выражает воплощаемый на практике внутренний кодекс человеческого поведения и потому выступает как стиль деятельности индивида в сфере политической власти (И.Шапиро, П.Шаран).

Они выделили три условия понимания политики или политического восприятия:

1) когнитивный, т.е. познание системы вместе с ее правителями, правилами функционирования, достижениями и верой в нее;

2) эмоциональный (аффективный), т.е. положительные или отрицательные эмоции, чувства; сюда же нужно добавить иллюзии и ошибочные представления, заблуждения в отношении деятелей и системы;

3) оценочный, т.е. этические суждения и мнения относительно политических целей.

Ядро политической культуры составляет политическая идеология, мировоззренческие политические установки, взгляды, которые придают ей внутреннее единство, цельность, классовую направленность.

Политическая культура воплощается в определенных, сознательно создаваемых институтах и учреждениях в конкретные политические формы.

Термин "политическая культура" обязан своим появлением немецкому философу и просветителю Иоганну Гердеру (1744–1803). В конце XIX – начале XX веков этот термин уже активно использовался в идейных изысканиях русских философов, писателей и радикально настроенных представителей интеллигенции.

Понятие "политическая культура" было введено Г.Алмондом и С.Верба в их книге "Гражданская культура", вышедшей в 1963 г.

Основной вклад в развитие теории политической культуры внесли Г.Алмонд, С.Верба, С.Липест, Л.Пай, М.Дюверже, Р.Роуз, Т.Элиот, Дж. Кейси, М.Каулинг, Д.Кавиных, К.фон Бойме, Р.Шварценберг, И.Инглхарт.

Теория политической культуры позволила преодолеть ограниченность институционального анализа в политических исследованиях, не способного объяснить, почему, например, одинаковые по форме институты государственной власти в разных странах действуют порой совершенно по-разному. Сосредоточив же внимание на разделяемых людьми ценностях, локальной мифологии, содержании символов и стереотипов, человеческой ментальности и прочих аналогичных явлениях, теория политической культуры дала возможность глубже исследовать мотивацию политического поведения граждан и институтов, выявить причины множества конфликтов, которые невозможно было объяснить, опираясь на традиционные для политики причины: борьбу за власть, перераспределение ресурсов и т.д.

В методологическом плане основу концепции политической культуры составили бихевиоризм и техника эмпирических исследований.

Сама же концепция была выработана во второй половине 50-х-начале 60-х г. г. XX века преимущественно американским политологом Г. Алмондом в рамках его структурно-функционального анализа политическим систем.

Он определял политическую культуру как распространенные в обществе ориентации на политические действия и на другие феномены политической системы. Г. Алмонд предложил рассматривать политическую культуру как субъективную составляющую политической системы, ее социально-психологическую среду, влияющих на политическое поведение человека.

Политическая система действует в рамках определенных целей и задач, которые Алмонд представляет как политическую культуру общества.

По мнению Алмонда и Пауэлла, политическая культура – это система индивидуальных подходов в области политики. Это субъективная сфера, которая подчеркивает значение политических действий. Подобные индивидуальные подходы включают несколько компонентов: а) когнитивную ориентацию, знание политических целей и представлений; б) эмоциональную ориентацию, чувство привязанности, вовлеченность, неприятия относительно объектов политики; в) оценочную ориентацию, суждения и мнения, обычно подразумевающие изменение ценностных стандартов к политическим объектам и событиям.

Известный американский политолог Л.Пай полагает, что политическая культура - это совокупность установок, убеждений, чувств, которая задает порядок и придает значение политическому процессу и представляет собой основополагающие допущения и правила, управляющие поведением в политической системе, проявление в агрегированной форме психологических и субъективных измерений политики.

Политическая культура – это система политического опыта, знаний, чувств, стереотипов, образцов поведения и функционирования политических субъектов; интегральная характеристика политического образа жизни страны, класса, нации, социальной группы, индивидов.

Политическую культуру можно определить также как систему отношений и одновременно процесс производства и воспроизводства составляющих ее элементов в ряду сменяющих друг друга поколений. Обновляясь в ходе своего развития, она реагирует на изменения в общественно-политической жизни и за ее пределами, обогащает свое содержание, особенно в условиях формирования и совершенствования гражданского общества и правового государства.

Академик Л.Н.Коган видит в политической культуре синтез материального и идеального. Он выделяет три основных блока: когнитивный (политические теории, взгляды, суждения); поведенческий (нормы, традиции, ритуалы) и праксиологический (научные учреждения, клубы). Нагрузку, которую несет политическая культура, Л.Н.Коган рассматривает через выполняемые ей функции, в частности, функцию передачи социального опыта (трансляционная), функцию "человекотворческую" (формирование человека как политического субъекта).

Р.Г. Яновский обоснованно отмечает, что ядро политической культуры не просто сумма определенных знаний, но и волевые идеологические установки, навыки политической деятельности, устойчивые стереотипы поведения. Политическая культура характеризует определенную качественную ступень развития личности, включающую идеологический уровень (культура политического познания и мышления, анализ и обобщение социального опыта, способность творческого осмысления новых политических явлений на основе ранее изобретенных знаний), эмоционально-психологический уровень (убежденность в истинности политических знаний) и деятельный поведенческий уровень (готовность и способность к повседневной реализации политических идеалов).

Многообразие и многомерность политических культур, а также широкий спектр логических подходов к их анализу предопределили разработку целого ряда в той или иной мере отличающихся типологий политической культуры.

В целом в структуре политической культуры выделяется познавательный, нравственно-оценочный и поведенческий элементы. Познавательный элемент – политические знания, политическая образованность, политическое сознание, способы политического мышления. Нравственно-оценочный – политические чувства, традиции, ценности, идеалы, убеждения, конкретные цели. Поведенческий – политические установки, типы, формы, стили, образцы общественно-политической деятельности, политическое поведение. В структуре ценностных отношений политической культуры выделяют общекультурные ориентации, отношения к власти, отношения к политическим явлениям. Каждый структурный элемент предполагает наличие и использование общих достижений человечества в политической сфере жизнедеятельности общества.

В процессе развития политической культуры сформировались и развиваются ее функции, направления функционирования. Важнейшими из них являются: познавательная – усвоение гражданами необходимых общественно-политических знаний и формирование у них компетентных политических взглядов и убеждений; коммуникативная - передача политических знаний, ценностей, навыков, в том числе поколениям субъектов политического процесса; воспитательная – формирование широкой и устойчивой социальной базы избранного обществом политического строя; регулятивная - обеспечение эффективного воздействия граждан на политический процесс; нормативно-ценностная – закрепление в обществе необходимых политических ценностей, установок, мотивов, норм, целей.