Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Политология



Политология



Политические конфликты


Конфликт – столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределения, а также с изменением их политического статуса в обществе. Источником и основанием не "естественное состояние" общества и не "борьба за существование", как это трактуется в биологизаторских и бихевиористских концепциях, а социально-экономические противоречия, объективно присущие любому обществу, которые в кризисные и переходные периоды от одной исторической реформы к другой приобретают конфликтную форму движения и разрешения, детерминированную несовместимостью коренных интересов субъектов политики, установкой на вытеснение контрагента конфликтного взаимодействия из сферы своих интересов.

Противоречие, выступающее основанием политического конфликта, может не осознаваться участниками политических отношений, конфликт же всегда осознан и предполагает определенные действия сторон друг против друга. Политическому конфликту предшествует социальная напряженность, формирование скрытой враждебности, страха и подозрения между субъектами будущего конфликта, усиливающееся осознание расхождения их интересов, стремление к доминированию или реваншу. У каждой из сторон политического конфликта существует своя иерархия ценностей, которая может быть строгой и нестрогой. Строгая иерархия ценностей скорее приводит к конфликту, поскольку формирует бескомпромиссную позицию в противостоянии, нестрогая иерархия ценностей допускает возможность компромисса как наиболее приемлемой формы разрешения политического конфликта.

Важнейшая проблема современной конфликтологии состоит в прогнозировании политических конфликтов и в поиске методов их предотвращения, а если они возникают, то – разрешения и снижения их негативных последствий, снятия постконфликтных синдромов (продолжающейся напряженности и недоверия в отношениях ранее конфликтовавших сторон и несовпадения оценок и мнений относительно объекта завершившейся конфликтной ситуации).

Если политический конфликт возникает, то для его благополучного разрешения необходимо, во-первых, локализовать конфликт, четко определить его границы, т. е. не допускать включения в него дополнительных факторов, напр., этнического, религиозного и т. п.; во-вторых, избегать упрощения проблем, послуживших основанием политических конфликтов, их дихотомической трактовки, ибо как бы не развивала каждая из сторон свои аргументы, в равной мере будут обосновываться позиции и др. стороны. Поэтому участникам конфликта важно выйти за пределы конфликтной ситуации на уровень метапринципов по отношению к ней, рассмотреть ее с точки зрения общего, что объединяет обе стороны: гуманизма, демократии, свободы, справедливости и т. п.; в-третьих, не допускать промедления в принятии конструктивных усилий и мер, т. к. время в разрешении конфликта является одним из решающих факторов. Упустить, здесь момент – значит в дальнейшем иметь дело не только с конфликтом, но и его последствиями, которые могут быть опаснее самого конфликта.

Политические конфликты могут быть насильственными и ненасильственными, доминантными или рецессивными, контролируемыми и не контролируемыми, разрешимыми и неразрешимыми. Крайне нежелательным типом П. к. является война, насильственное столкновение субъектов политики, ведущее к человеческим жертвам.

На протяжении 90-х годов Россия совершила переход от унитарной системы государственного управления к системе федеративной одновременно с осуществлением экономических реформ, стержнем которых стала идеология разгосударствления. Управленческие ресурсы самого государства начали сокращаться, подойдя во второй половине 90-х годов к критическому пределу.

В середине 90-х годов все субъекты Российской Федерации получили равные права, включая и разработку собственного законодательства. После проведения выборов глав местного самоуправления и губернаторов, ориентировочно к 1997 году, стало ясно, что действующее федеральное законодательство, определяющее систему государственного строительства в России, далеко от совершенства.

Тотальная выборность всех уровней управления в условиях сохранения депрессии породила неразрешимые управленческие диспропорции. Все больше становилось правилом, а не исключением антагонистическое сосуществование в регионе двух систем власти в лице субъекта Федерации и органов местного самоуправления при крайней слабости федерального центра и прямом игнорировании требований федерального законодательства. Выборные главы местных сообществ стали столь же автономными в отношении руководителей субъектов Федерации. В итоге власть перестала быть сколько-нибудь эффективной.

К концу 90-х годов в Российской Федерации сложился управленческий кризис, являющийся основным противоречием политической системы Российского государства. Это противоречие влекло за собой целый комплекс социально- политических и экономических следствий.

В частности наибольшую обеспокоенность вызывают факторы использования криминалитетом существующих возможностей для проникновения к органы власти, как исполнительной, так и законодательной. На ряде территорий России население прямо называет реальной властью разного рода преступные сообщества, осуществляющие управление через подконтрольные им институты власти.

Пока не устранена реальная опасность дезинтеграции России, связанная с ослаблением в предыдущий период роли политического центра, созданием во многих субъектах РФ изолированных социально- политических и экономических моделей, как правило характеризуемых нестабильностью и переделами собственности.

При этом в 90-е годы был установлен контроль клановых групп за источниками информации для населения. Под жесткий контроль были взяты все местные СМИ, привыкшие работать в условиях постоянной политической конфронтации, противоборства тех или иных кланово-олигархических групп, поддерживаемых представителями местных элит.

Все это вело к социокультурной деградации российского общества, формированию агрессивной антикультуры на уровне общественных настроений и сужения уровня потребностей людей. Самый яркий пример – бурная наркотизация молодежной среды, местами приобретающая необратимый характер.

На минимальном уровне оставалась активность структур гражданского общества. Политические партии, движения, профсоюзные организации не пользуются в достаточной мере ни общественной поддержкой, ни поддержкой органов власти.

Управленческая реформа, начатая и осуществляемая в России по инициативе Президента В.В. Путина и направленная на реальное повышение эффективности власти, как показывают все опросы общественного мнения, пользуется безусловной поддержкой населения. Это – важнейший ресурс власти и он должен быть использован. России жизненно необходимо реальное единство экономического, правового, информационного пространства.

Ускоряется работа в направлении экономической, социальной и политической интеграции в рамках созданных федеральных округов. Федеральные округа в короткое время стали реальной политической и управленческой единицей современной России. Полномочные представители Президента России в федеральных округах успешно позиционируют себя в качестве реальных носителей власти на местах, обладающих возможностями контроля за работой местных органов власти.

Показателем эффективности органов власти всех уровней становится положительная динамика развития общества в социальной сфере, в том числе в обеспечении незащищенных слоев населения, борьбе с распространением наркотиков, движением трудовых ресурсов, погашением разного рода бюджетных задолженностей.

Принимаются меры к обеспечению реальной свободы слова. Эти вопросы решаются, во-первых, корректировкой системы финансовой поддержки местным СМИ, вне зависимости от формы собственности, из бюджетов всех уровней, во-вторых, сохранением благоприятных условий работы для государственных средств массовой информации на местах, в-третьих, предоставлением всем СМИ равных прав на получение полной и достоверной информации о работе органов власти всех уровней.

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы основные этапы и режимы существования политического процесса?

2. Какие определения вы можете дать политической партии?

3. Что означает термин "сильное государство"?

4. Что относится к основным функциям политических партий?

5. Что понимается под политической программой?

6. В чем смысл политического прогнозирования?

7. Что понимается под политическими институтами?

8. Каково методологическое значение категории "политическая система"?

Контрольные вопросы:

1. Каковы основные этапы и режимы существования политического процесса?

2. Как определить классификацию политического спектра современной России?

3. В чем проблемы становления многопартийной системы в России?

4. Какова структура политического процесса в государстве?

5. Каковы условия функционирования и развития демократического политического процесса?

6. В чем сущность выборов в механизме народовластия в Российской Федерации?

7. Как оценивается избирательный процесс в Российской федерации?

8. Какими проявлениями характеризуется гражданская позиция избирателей по отношению к выборам?

9. Что представляет собой избирательная система как политический институт и какое значение она имеет в жизни общества?

10. В чем смысл и эволюция российской патриотической идеи?

11. Каково влияние идеологических доктрин на развитие политических процессов в России?

12. В чем вы видите эффективность работы полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах?







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen