Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Избирательный процесс как вид политического процесса и форма политического участия


Понятие избирательного процесса. В теории избирательного права имеется несколько определений, каждое из которых раскрывает ту или иную сторону политико-правового значения избирательного процесса в жизни общества.

В действующем законодательстве России понятие избирательного процесса не закреплено. В Избирательном кодексе Свердловской области дается понятие, под которым понимается:

а) избирательный процесс – регламентированная нормами избиратель права деятельность по передаче и приобретению власти путем организации проведения выборов;

б) избирательный процесс – процесс выделения гражданского обществ бюрократического государства и превращения его в полноценного и пол равного субъекта мира политики и власти, ее воспроизводства и ротации ч гражданский электоральный выбор и предпочтения;

в) избирательный процесс – процесс обнаружения и фиксации реально существующей политической структуры общества, ее институтов, норм, ценностей и правосознания общества и государства;

г) избирательный процесс – своеобразный механизм балансирования и г. ведения к социальному знаменателю возможных и желаемых политико-правовых преобразований наличной системы государственной власти и управления, последовательного и постепенного решения важнейшей проблемы России как государства – проблемы правовой рационализации взаимоотношений законодательной, исполнительной и судебной властей и их политической ответственности перед гражданами.

Стадии избирательного процесса. В общем плане стадия – это определена ступень, этап, период в развитии чего-либо, имеющие свои качественные особенности.

К числу основных стадий избирательного процесса можно отнести: назначение выборов, формирование избирательных комиссий, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков, выдвижение и регистрацию кандидатов, проведение предвыборной агитации, проведение голосования, установление итогов голосования и определение результатов выборов, опубликование итогов голосования и результатов выборов, регистрацию избрания депутатов и должностных лиц.

Избирательный процесс – последовательная и целенаправленная деятельность по подготовке и проведению выборов в порядке, установленном законодательством о выборах.

Обязательным условием признания выборов состоявшимися и действительными является проведение мероприятий всех стадий избирательного процесса в соответствии с установленным порядком и правилами. Избирательные комиссии признаны обеспечить законность проведения всех мероприятий избирательной кампании, контроль за защитой и реализацией избирательных прав граждан.

Первые в СССР выборы с применением ряда демократических новаций прошли в 1989 г., когда страна была еще не готова к свободным выборам, которым должен был предшествовать период просвещения, подготовки людей, изучения электората. В ходе избирательной кампании 1990 г. по выборам народных депутатов РСФСР и местных Советов расширился круг субъектов, выдвигающих кандидатов в депутаты. Впервые были образованы предвыборные блоки. Президентские выборы 1991 г. прошли при подавляющем перевесе демократических сил. Б.Н. Ельцин убедительно победил в первом туре, набрав 57% голосов, и стал первым Президентом России.

Выборы Федерального Собрания в 1993 г., ознаменовавшие наступление эры парламентаризма в России, отличались острой конкурентной борьбой партий, ибо тогда впервые использовались смешанная избирательная система. Избирательная кампания по выборам в Государственную Думу 17 декабря 1995 г. начались после подписания 14 июля 1995 г. Президентом Б. Н. Ельциным указа "О назначении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва" Если в 1993 г. предвыборную гонку начинали 35 избирательных объединений и блоков, то в 1995 г. - 67. Тогда преодолели барьер регистрации 13 избирательных объединений (блоков), а в 1995 г. - 43. Выборы ознаменовались достаточно высокой активностью избирателей. По данным ЦИК, голосовали 64,4% граждан (12 декабря 1993 г. -54,83%).

Примерно 32% избирателей поддержали левые силы, т.е. практически каждый третий выразил свою приверженность идеям социализма. Сторонники нынешней политической власти, включая их либеральных оппонентов, получили 27-28% голосов. Национал-патриотической ориентации придерживались примерно 20% избирателей. Именно эти три направления и будут в обозримом будущем определять судьбы России.18

Выборы показали, что реформы, проводимые исполнительной властью, не поддерживаются большинством граждан. Сумма голосов, полученных всеми демократами и НДР, составляет 25, 7%, коммунистами и национал–демократами - 47,5% избирателей. Центристское электоральное поле, безусловно, является самым раздробленным.

Последующие выборы опрокинули все предшествующие представления о тех сроках, за которые можно раскрутить новое избирательное объединение ("Единство"). Проявилась резкая динамичность в изменениях политических предпочтений электората. Общественное мнение склонилось к сильному государству, стремлению к обновлению.

Выборы вывели в парламент шесть партий, а не четыре, как в 1995 году, сохраняя хрупкую политическую стабильность. По мнению аналитиков, нынешняя Дума полна противоречий, в отсутствие парламентского большинства КПРФ она становится проправительственной.

На смену политологии и нравственных ценностей приходят политические технологии. Это произошло под воздействием двух обстоятельств. Во–первых, механизм выборов на многопартийной основе породил целую армию политических социологов, психологов и имиджмейкеров, специалистов по средствам массовой информации, особенно телевидения. А во–вторых, влияние американской школы социологии и политологии. Но политические технологии не могут заменить политику, а могут лишь усилить свои позиции и ослабить противника. Сегодня важно извлечь соответствующие уроки из прошедших выборов, противодействовать деструктивным политическим технологиям, попыткам манипуляции общественным сознанием.

Будущее информационное общество в России не мыслимо без современных гуманитарных технологий, в том числе и в социально–политической сфере.

Избирательный корпус и его юридическая структура – избирательное право (каталог электоральных прав и обязанностей граждан) и законодательство (совокупность юридических источников данного права) – выступают активным инструментом социально-экономических перемен, а борьба за избирательное право, ту или иную модель электоральной системы – ведущим мотивом политической и государственной деятельности.

Существуют три модели предвыборной стратегии: создание избирательного объединения в виде предвыборного блока (предвыборный блок – это объединение двух или более политических партий, движений и организаций, не имеющих юридического права самостоятельно участвовать в выборах и формировать избирательное объединение); самостоятельное участие партий в выборах в качестве избирательного объединения; простое участие в выборах и наиболее крайняя форма такого "участия" - бойкот.