Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Понятие и виды политических процессов в государстве


Политический процесс можно определить как функциональную характеристику политической системы, отражающей совокупность ее внутренних изменений, последовательность политических событий и целенаправленное взаимодействие реальных субъектов политики.

Политический процесс развертывается в рамках политической системы общества, в региональных и глобальных масштабах. Внутри общества политический процесс осуществляется на уровне Федерации, в субъектах Федерации, в административно территориальных единицах, внутри различных наций, классов, социально-демографических групп, трудовых коллективов; в тех или иных политических партиях и общественных движениях. В политическом процессе взаимодействуют, таким образом, различные факторы, в результате чего происходят изменения и преобразования в политической сфере.

Основными компонентами политического процесса являются: субъекты политики (социальные и институциональные); динамика политических отношений; политическое поведение и политическая деятельность. С содержательной точки зрения политический процесс включает в себя следующие основные этапы: институализация политических интересов; выработка и принятие политических решений; реализация принятых программ и установок.

Современный политический процесс характеризуется рядом общих задач, которые проявляют себя неодинаково в различных исторических условиях и странах, а также на тех или иных стадиях деятельности его собственных субъектов. Политическому процессу внутренне присущи переплетение и взаимосвязь революционных и реформаторских начал; сознательных действий масс; восходящих и нисходящих тенденций развития.

В зависимости от объекта применения политической воли политические процессы подразделяются на внутриполитические и внешнеполитические.

Внутриполитический процесс протекает между субъектами политики (классами, другими социальными группами, нациями, партиями, общественными движениями, политическими лидерами), сердцевиной которых является завоевание, удержание и использование политической власти. Внутриполитический процесс охватывает различные сферы жизни общества: политическую, правовую, экономическую, социальную, экологическую, демографическую, культурную, военную и др. Внутри политические цели могут достигаться как мирными, так и насильственными методами.

Внешнеполитический процесс распространяется на отношения с другими государствами, как искусство ведения международных дел. Он теснейшим образом связан с господствующим экономическим укладом, общественным и государственным строем общества и выражает их на мировой арене. Одновременно внешнеполитический процесс обладает рядом специфических особенностей, обусловленных существованием в мире множества государств с несовпадающими интересами и программами в различных областях. В современных условиях внешнеполитический процесс в растущей степени становится искусством переговоров, достижения разумных, взаимоприемлемых политических компромиссов.

С точки зрения политического участия политические процессы бывают:

а) с интенсивным и самостоятельным включением граждан из отношений с политической властью, предполагающие свободное политическое участие граждан в отношениях с государством и другими институтами власти;

б) инициированные с помощью принудительных, мобилизационных форм политического воздействия на население, т.е. антидемократические, тоталитарные процессы, где преобладают навязанные гражданам формы политических отношений и жестко централизованные методы принятия управленческих решений. К разновидностям политических процессов можно отнести, к примеру, формы политического участия и принятия решений, обусловленных правлением военных элит, авторитарных лидеров и монархов или единственной в стране партии.

С точки зрения устойчивости основных взаимосвязей политических и социальных структур можно говорить о стабильных и нестабильных политических процессов, длящихся кратковременно.

Стабильный процесс характеризуется устойчивыми формами политической мобилизации и поведения граждан, отработанными механизмами принятия политических решений. Нестабильный политический процесс обычно возникает в условиях кризиса как появление необходимости изменения политического кризиса.

В революционном политическом процессе изменение его внутренних параметров происходит путем постепенного разрешения накапливаемых противоречий. Революция политическая является коренным переворотом в жизни общества, в ходе которого происходит смена государственной власти и господствующих форм собственности. Революция социальная – коренное изменение развития общества, связанное с насильственным разрушением одних социальных разрушений и утверждением других. К примеру, опыт социалистической революции 1917 года, социалистических преобразований в СССР являются беспрецедентными по масштабам и последствиям для отечественного и мирового развития феноменами, которые в одних отношениях открыли человечеству новые перспективы, а в других – положили предел некоторым его многовековым иллюзиям, и в их числе доктринам поступательного развития общества как объективного исторического закона, единообразия тенденций общественного развития.

Эволюционный политический процесс связан с постепенными, и преемственными изменениями политических отношений, институтов, систем. Новейшие достижения науки и техники, расширение экономических связей, совершенствование средств коммуникации и массовой информации при стремительном нарастании глобальных проблем привели к всесторонней политической взаимосвязи.

При наличии качественного преобразования налицо развитие, осуществляющееся по направлению от менее совершенного к более совершенному – это прогресс или же от более совершенного к менее совершенному – это регресс. Прогресс имеет место там, где новая система способна осуществлять задачи и функции, недоступные старой системе.

Забвение эволюции политической, формирование революционных выступлений прерывает нормальный процесс общественного развития, обрекает государство и общество на путь жестокой конфронтации.

В практике существует ряд традиционных видов поведения участников политического конфликта: подавление соперника, компромисс, отступление, важнейшей проблемой современной конфликтологии является прогнозирование политического конфликта и в поиске методов их предотвращения, а если они возникают, то-разрешение и снижение их негативных последствий, снятия постконфликтных синдромов.

Политические процессы, связанные с развитием и функционированием политических партий играют важную роль в политической системе. Политические партии являются одним из важнейших элементов политической системы общества и выполняют следующие функции: представительства, социальной интеграции, политической социализации, политического рекрутирования, идеологическую функцию.

Политические партии отличаются добровольностью объединения и частным, т.е. групповым, характером социальных интересов, ориентацией на завоевание государственной власти и посреднические взаимоотношения с нею.

Политическая практика партий основывается и конкретизируется в их политических программах и платформах, где кратко или детализировано излагаются основные положения и цели деятельности политической партии.

Многопартийность является наличием и функционированием в обществе нескольких политических партий; одним из критериев развитой политической системы общества и ее атрибутов. Чем сложнее социальная структура общества, тем больше оснований для возникновения и функционирования нескольких политических партий.

В России нарождающаяся многопартийность пока не смогла оказать влияние на становление и развитие государственности, еще не отражает соотношение сил в обществе.

Политический процесс находится в прямой взаимосвязи с идеологическим фактором. Идеология формирует общественное сознание и устойчивые стереотипы восприятия окружающей действительности.

Для России в переходный период характерно отсутствие общепризнанных идеологических ценностей, Общественное сознание находится в состоянии ломки.

Государственно-патриотическая идеология в России сегодня имеет целью: воспитание уважения к Конституции РФ и законам; формирование позитивного отношения к труду, профессионального мастерства, развитие потребности в творческом и ответственном отношении к выполнению обязанностей; приобщение к культурным ценностям, истории и традициям страны; утверждение норм гуманистической морали (честности, взаимовыручки, терпимости, доброты), культуры общения, уважения к людям различных национальностей и вероисповедания; развитие чувства собственного достоинства, объективной самооценки, внутренней дисциплинированности и совести; развитие физических качеств, необходимых для выполнения служебных обязанностей; соблюдение международных гуманитарных норм в мирное и военное время; заботу об окружающей среде.

Содержательная сторона идеологии не может обойтись без патриотизма, являющегося вековой традицией, осознанием общности интересов людей, веками живущих в обособленных отечествах, уважением к историческому прошлому своего народа, гордостью за его достижения и горечью неудач, бедами и ошибками предков и современников, активной деятельностью по созданию нового, прогрессивного, готовностью любить, защищать и отстаивать интересы Родины.

Формирование патриотизма у народа является важнейшей предпосылкой и условием строительства Вооруженных сил Российской Федерации. Духовно-нравственный потенциал армии в структурном аспекте – это совокупность высших военных ценностей и соответствующих чувств, моральных норм и нравственных качеств, в которых выражается готовность и способность воина (воинского коллектива) выполнить задачу по вооруженной защите Отечества, Российский воин должен твердо знать, за что он воюет, какие ценности защищает, каким святыням поклоняется.

Политический процесс проходит определенные фазы в своем развитии (зарождение, возникновение, конституирование, если говорить о политических системах, вступление в фазу зрелости, полноценного функционирования, дестабилизация, кризис). Развитие политического процесса демонстрирует все возрастающую роль политики в качестве мощного оружия общественных сил, системообразующего звена всех социальных движений, а также самого существенного элемента в политике-политической власти.

Драматические последствия перемен в России актуализируют необходимость в разработке политического прогноза, суждений о будущем в политическом процессе, в конвергенции положительных элементов советского прошлого, периода реформ и зарубежного опыта во всем его многообразии.