Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Политология



Политология



ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ


В главе представлен научный подход к определению власти как одной из основных категорий политологии, учитываются множественность ее проявления в обществе, выясняются специфические особенности отдельных ее видов. Наиболее важным видом власти является политическая власть, представляющая собою реальную способность данного класса, группы, индивида проявлять свою волю в политике и правовых нормах.

Ключевые слова: власть, государство, гражданское общество, политическая система, правовое государство, легитимность, политические институты, принцип разделения властей.

Сугубо теоретические проблемы понимания категории государственной власти изучались дореволюционными правоведами Л.И. Петражицким, Н.М. Коркуновым, Л.И. Сорокиным, В.М. Хвостовым.

Политическая власть – способность и возможность социальной группы, страты осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей посредством авторитета, права, насилия. Политическая власть – это реальная способность социальной группы, индивида проводить свою волю в политике и сфере правовых норм; функция социального руководства и управления.

Проявления политической власти в обществе многообразны (власть государственная, общественная, экономическая и др.). Формы и методы ее осуществления в различных социальных и экономических системах неодинаковы: от консенсуса до насилия, от демократии до тоталитаризма, от учета (достаточно адекватного) потребностей и интересов масс до прямого психологического давления и физического террора, от апелляции к божественным и светским авторитетам до манипулирования сознанием и поведением индивидов.

Политическая власть, выражая ситуацию асимметрии, социальной неоднородности общества, является его системообразующим элементом. Сущность ее заключается в возможности оказывать влияние на членов общества, регулируя, таким образом, отношения в рамках государства, общественное поведение. Политическая власть, как понятие, является не логической, а исторической категорией, содержание которой определяется конкретным отношением "господство – подчинение", как оно складывается между различными социальными группами. При этом, однако, политическая власть (единоличная или коллективная) должна конституировать единство данного общества. Следовательно, ее значимость в той или иной форме обусловлена прежде всего тем, насколько права и интересы общественного целого представлены и защищены как отличные от партикулярных интересов и прав.

Политическая власть опирается и на знание и умение; психологические и харизматические свойства лидеров и субъектов политического движения; монополию в области информации, образования и т. д.

Историческое развитие свидетельствует о модификациях властных структур. Все более интенсивно идет процесс демократизации власти, доминируют тенденции трансформации архаичных форм государственной и экономической власти (основанных на прямом насилии, безоговорочном подчинении) в демократические (формы консенсуса и самоуправления). В рамках этого процесса формируются новые властные функции и факторы власти: управленческая деятельность государственного аппарата, власть общественных движений и неополитических объединений.

Чтобы существовать как компонент современной цивилизации, государство как общественная система достаточно высокого уровня организации, не может и не должна отказываться от "монополии насилия" (М. Вебер); через институты государственной власти (суд, полицию, армию, карательные органы) реализуется выраженная на уровне политической программатики воля масс как "общенародный интерес"; защищаются политические права отдельных граждан и внешняя безопасность данной социально-политической системы.

Признаки политической власти: наличие субъекта и объекта властных отношений, монополия на регламентацию политической жизни, механизм регламентации властных политических отношений, постановления, распоряжения, указы и приказы в политической сфере, сопровождаемые реальной угрозой санкций, общественные нормы, закрепляющие полномочия субъектов политической власти.

Актуальным является обоснованный политической наукой и подтвержденный исторической практикой принцип разделения властей – по "горизонтали" и "вертикали". Горизонтальное разделение властей предусматривает относительную независимость законодательной, исполнительной' и судебной властей при решении конкретных вопросов и единство действий в выражении стратегических интересов общества.

Разделение власти по вертикали также предполагает чет- кое размежевание функций между властями разного уровня – центральной, местной и промежуточной, но также при единстве в реализации интересов всего общества. Гарантирующие от злоупотреблений "сдержки" и "противовесы" ветвей и уровней власти предусматриваются конституциями демократических государств.

Важным принципом функционирования политической власти является ее делегирование. При делегировании власти вверх происходит передача субъектом власти части своих полномочий вышестоящему субъекту, обладающими большими возможностями для эффективной реализации этих полномочий.

Основные формы осуществления политической власти: господство, руководство, управление, координация, организация, контроль. Основные средства – право, авторитет, убеждение, традиция, манипуляции, принуждение, насилие. Подлинная демократия предполагает использование политической власти в интересах народа, всего общества.

Существует типология отношений власти по различным уровням и критериям ее функционирования в обществе. Наиболее распространенными из них в современной политологии являются: легитимность (способ обеспечения консенсуса между властью и обществом, узаконения власти в глазах общества); природа используемых властью санкций – позитивных или негативных (награды или кары), степень интенсивности этих санкций (от применения насилия до почти полного отсутствия всяких санкций); средства или каналы коммуникаций, которые власть использует для проведения своих решений в жизнь. Указывают также на такие критерии, как роль власти в распределении экономических ресурсов, раз личная мотивация поведения, а также источники функционирования и достижения определенных целей. Исходя из этого проводится многофакторное определение различных носителей власти.

В современных условиях идет процесс развития власти, в котором выделяются следующие тенденции:

– усиливается интенсивность процессов демократизации политической власти. Идет процесс замены форм политической власти, основанной на прямом насилии и подчинении, формами общественного консенсуса и самоуправления; повышается роль и воздействие на властные отношения общественных движений и неополитических объединений;

– возрастает фактор легитимности власти как обязательного признака цивилизованной власти. Властные структуры всех стран предпринимают усилия для обеспечения легитимности политической власти, то есть признания ее законного характера обществом;

– высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц;

– злоупотребление властью, подавление свободы граждан заложены не в сущности самой власти, а в необоснованной и неоправданной ее концентрации. Идет разукрупнение политической власти, становление системы разделения властей как одна из ключевых в становлении и функционировании политической власти;

– нарастание конфликтности между различными ветвями власти, что отрицательно воздействует на столь желательную для всех стран экономическую и политическую стабильность.

Таким образом, согласимся с мнением Ю. Красина, что "политическая власть, охватывая все сферы жизни и моделируя человеческие отношения придает им статус политических, является источником и основой этой политики, то есть власть – первооснова политики".17

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое власть и в чем она проявляется?

2. Что означает понятие легитимность власти?

3. Как может рассматриваться власть?

Контрольные вопросы:

1. В чем вы видите сущность политической власти и ее роль в обществе?

2. Всегда ли власть имела политический характер?

3. Какие тенденции выделяются в процессе развития власти?

4. Аргументированно разберите проблему: кризис политической власти в России – реальность или иллюзия?

5. Как соотносится право власти использовать насилие и принуждение для поддержания правопорядка и легитимность?

6. Считаете ли вы, что представления о политической власти существенно изменились в процессе исторического развития общества?







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen