Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Политика и экономика


Политика и экономика – основные, взаимно обусловливающие свое функционирование, сферы жизни общества, независимо от его формы, в которых концентрируется предметно-вещественная и духовная деятельность различных социальных субъектов.

Политика и экономика находятся в состоянии диалектической связи и зависимости друг от друга. При этом экономика выступает в отношении политики базисным основанием, детерминирующим в конечном счете ее развитие, а последняя, обладая значительной самостоятельностью, собственной сущностью и родовыми признаками, оказывает на экономику возрастающее в современных условиях формирующее влияние.

Экономика, как системное единство отношений производства, обмена, распределения и потребления, воздействует на политику как прямо, так и косвенно, обусловливая общую направленность и социальный характер действующих политических институтов (в первую очередь государства), политических отношений и идеологических учреждений (организаций), а также состав и способы использования в политике материальных средств ее практического осуществления (в т. ч. научно-технических).

Экономика, как совокупность отраслей материального производства (промышленность, сельское хозяйство, строительство, производственного назначения транспорт, связь и проч.), является результатом длительной эволюции общественного разделения труда, лежащего в основе современных политических систем, разделения социума на классы, др. социальные слои (страты), а следовательно, и возникновения политических партий, др. организаций политического характера различной ориентации. Политическая организация общества функционирует по собственным, ей имманентно при- сущим законам и социально-правовым нормам, однако в общих рамках господствующих форм собственности и экономической организации.

Взаимосвязь политики и экономики выражается и в том, что суммированные экономические отношения и связи, непосредственный интегрированный экономический интерес воплощаются в таких феноменах, как экономическая, промышленная, аграрная, научно-техническая, структурная, финансовая, кредитная, инвестиционная, информационная, внешнеторговая и др. разновидности (виды) политики.

Активная роль политики в отношении общества в целом и его экономических структур проявляется прежде всего в осуществлении ее функций управления общими делами государства, обеспечения приоритетов социально-экономического развития, стабильности общественной и экономической систем; укрепления законности и правопорядка. Ограниченная экономическими возможностями и пределами, политика одновременно "курирует" социальную сферу, от развития которой зависит жизненный уровень населения, состояние просвещения, здравоохранения, трудовых отношений, жилищно-бытовых условий, пенсионного обеспечения и др. Степень социальной защищенности населения определяется не только общим уровнем развития экономики, рыночного хозяйства (известных пяти рынков: товаров, капиталов, рабочей силы, услуг и информации), но и масштабами демократизации и гуманизации политической власти, государства.

Для нормального экономического развития имеет большое значение способность политики обеспечивать в обществе не легитимное представительство различных групп и их интересов, согласование и координацию деятельности многочисленных субъектов, недопущение политических конфликтов в результате использования таки" средств, как переговоры, уступки, компромиссы.

В области духовного и коммуникативного развития политики и экономики обнаруживают общие моменты в мыслительной деятельности (экономическое, политическое мышление), культуре (экономическая, политическая культура), информации (информационное общество).

Политика и экономика соотносятся как в национально-государственных, так и в региональных (субрегиональных) и международных (глобальных) рамках, что находит свое выражение в таких явлениях, как мировая политика, интеграция, экологическая политика, научно-техническая революция.

Большинство стран сегодня включено в процесс экономического развития.

В экономической программе Китая оптимально сочетаются плановость и ориентированное рыночное хозяйство. Без особых потрясений страна совершила экономический рывок и вышла на второе место в мире по объему ВВП. Прогнозируется, в начале XXI века Китай и страны Евроленд (11 стран Европейского экономического и валютного союзов) станут основными локомотивами мировой экономики. Феномен Китая в том, что рыночные преобразования не сопровождаются здесь существенными переменами политической системы. В Китае созданы условия для развития производства внутри страны: созданы свободные экономические зоны, налоговая система, ориентированная на развитие конкурентоспособного производства, успешно идет кредитование промышленности, установлены таможенные пошлины на импортную продукцию. Из 500 крупнейших ТНК 400 направляет свои инвестиции в Китай. В Китае успешно развиваются финансово–промышленные группы, внедряются высокие технологии на предприятиях. По некоторым прогнозам Китай может вскоре стать первой экономической державой в мире, его ВНП достигнет 20 трлн. долларов, что в 1,5 раза больше ВНП США. К тому же в Китае будет проживать более 20% населения земного шара.

Сегодня по индексу человеческого развития, определяемого ООН наш ближайший сосед Белоруссия находится на 60–м месте, тогда как Россия – на 71–м, а Украина – на 91–м.14 В Белоруссии избран путь эволюционных преобразований, там не дали криминалу стать политической силой и прорваться во власть, не допустили разрухи, коррупции, беспорядков. В стране удалось без посторонней помощи остановить галопирующую инфляцию, сократить дефицит государственного бюджета. Страна не влезла в долги, сохранила и развивает социальные гарантии, строит социальное жилье. ВВП за пять лет там вырос на 36%, производство промышленной продукции – на 65%, инвестиции в основной капитал – на 26%. Главным стратегическим направлением в стране является повышение эффективности хозяйствования.15

Что же касается России, то у нас создана налоговая система, которая душит производство и превращает страну в сырьевой придаток как Запада, так уже и Востока. Отсутствует достаточная защита внутреннего рынка, что способствует широкому распространению там иностранных компаний и ослабляет позиции отечественного производителя, оказавшегося в очень невыгодном положении по сравнению с иностранными конкурентами. Трудноискоренимым остается контрабандный бизнес и тотальная коррупция российских чиновников. Сегодня ВВП России в семь раз меньше ВВП Китая. Износ основных фондов по промышленности составляет 50%. На модернизацию предприятий требуется 2,5 трлн. долларов, что нереально при сегодняшней государственной политики. Сложность российской трансформации связана с переплетением ее в рамках трех трансформационных процессах. Один – движения к рыночной экономике; другой – кризис традиционной индустриальной структуры экономики, ее реконструкция и формирование; третий – революционный экономический кризис проведения системных преобразований в условиях слабого государства. Кризис 17 августа 1998 г. представляется закономерным итогом господства олигархии. Исследование членов отделения экономики РАН аргументировано показало порочность попыток продолжения рыночных преобразований российского общества за счет снижения жизненного уровня населения.16

Вопросы для самопроверки:

1. Какие основные функции выполняет право в демократической политической системе?

2. В каких аспектах рассматривается связь права и политики?

3. В чем сущность прав человека?

4. Что называется политикой?

Контрольные вопросы:

1. Какие социальные механизмы регулировали отношения между людьми до появления политики?

2. Какой смысл вкладывается в понятие политика?

3. Какие функции политика выполняет в обществе?

4. Объясните соотношение политики и права в механизме регуляции общественной жизни.

5. В чем преимущества политики как регулятора общественных отношений по сравнению с религией, правом, моралью?

6. Чем определена актуальность проблемы согласования целей и средств политики?

7. Каковы политические принципы вмешательства государства в экономику?

8. Какова роль средств массовой информации в общественно–политической жизни?

9. Какую роль в политике играет отдельная личность, может ли она быть объектом политики?

10. Что имеется в виду под политическими правами человека?

11. Какие функции политики выделяют в обществе?

12. Существуют ли перспективы отмирания политики, на ваш взгляд?

13. В чем причина успеха экономического развития Китая?

14. Как вы оцениваете экономическую программу Грефа?