Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Историческая взаимосвязь и преемственность политических явлений


В политической мысли прошлого сконцентрирован громадный политико-правовой опыт прошлых поколений. Их идеи и достижения дошли до нас и получили новое развитие, оказывают заметное влияние на современные политические и правовые воззрения и практику.

Идея преемственности политики имеет очень давнюю историю. Уже древние отстаивали самостоятельность данного феномена. Политика – особая реальность, действующая по собственным законам. Платон первым (а затем Аристотель и позднее Полибий) сформулировал циклическую теорию политических режимов, сменяющих друг друга в строгой последовательности. Аристотель обозначил около двадцати форм правления, следующих друг за другом в историческом развитии.

Монтескье почти полностью заимствовал у древних тезис о разложении и перерождении политических структур, анализировал причины возникновения исторических и политических систем, взаимосвязи формы правления и законодательства.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали политику вторичной, зависимой от экономики. Так, Ф. Энгельс писал: "Экономическая сторона отношений является в истории более фундаментальной, чем сторона политическая".10

Большое влияние на развитие современного социологического подхода к политике оказали Г. Спенсер и Э. Дюркгейм. Так, Г. Спенсер видел сущность эволюции общества в переходе от гомогенности к гетерогенности, в развитии тенденции роста внутренней дифференциации и одновременно совершенствования процесса интеграции, открыл прямую связь политического строя с характером международных отношений и внешней политикой. Дюркгейм классифицировал социальные факторы, определяющие поведение личности (материальные и духовные).

Представители европейской политической традиции М. Вебер, Г. Моска, В. Парето, Р. Михельс концентрировали внимание на источниках и результатах значительных социоэкономических и политических изменений, на изучении таких проблем, как "класс", "элита", "бюрократия".

С середины XX в. в американской политической науке распространяется бихевиористский подход. Истон, Алмонд и др. разрабатывают фундаментальную теорию государственного управления, выясняют, как политическая система из традиционной становится современной. Появляется интерес к идеям ненасилия, демократии, становления нового мирового порядка, спасения природы, научно-технической революции в лоне технократического сознания политики, политической модернизации современных обществ, взаимосвязи и взаимозависимости субъектов мировой политики, политической интеграции.

Теория договорного происхождения государства тоже появилась в глубине веков. В Древней Греции некоторые софисты считали, что государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. В трудах мыслителей XVII–XVIII вв. Г. Греция, Б. Спинозы, А. Радищева, Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж. Ж. Руссо и др. эта теория получила полное развитие. Теория впервые показала, что государство возникает (пусть в силу объективных причин) как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей. Это фактически первый созданный людьми общественно-политический институт, оказывавший и оказывающий огромное воздействие на жизнь и деятельность индивидов, групп, классов, всего общества. Договорная теория положила начало учению о народном суверенитете, о подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости.

Идея правового государства встречается в трудах Аристотеля, Цицерона. Основы концепции правового государства разрабатывали во второй половине XVII в. Дж. Локк и его современники. Сам термин "правовое государство" введен в научный оборот в первой трети XIX в. (К.Т. Велькер, Р. фон Моль, И. Кант и др.). Правовое государство противопоставлялось абсолютной монархии, где правовые нормы либо действовали ограниченно (сословное общество), либо применялись по воле одного человека. Понятие правового государства включает в себя либерально-демократические идеи универсальности права, равенства всех, включая политические институты, перед законом.

Концепция разделения властей в классическом виде была сформулирована в XVII–XVIII вв. Наибольший вклад в ее разработку внесли такие политические мыслители, как Дж. Локк, Ш. Л. Монтескье, Дж. Мэдисон. Смысл идеи разделения властей состоит в том, чтобы ограничить возможность сосредоточения государственной власти в руках одного лица или института, защитить права и свободы граждан.

Современная дискуссия о разделении властей идет вокруг политической власти, реально осуществляемой основными институтами политической системы. Идея разделения властей закреплена в Конституции Российской Федерации.

Теория суверенитета. Термин "суверен" ("носитель суверенитета") в государственно-правовом смысле введен в научный оборот французским ученым XVI в. Ж. Боденом. Попытки ограничения суверенитета одной личности предпринимались постоянно (например, Великая хартия вольностей), но лишь в эпоху буржуазных революций они привели к возникновению конституционных монархий. Носителем верховной власти остается один человек, но его права в осуществлении власти уже ограничены писаным сводом основных законов (конституцией) либо исторической традицией.

Суверенитет как верховную власть следует отличать от суверенитета государства как независимого субъекта мировой политики. Принцип суверенного равенства государств закреплен в Уставе ООН и является одним из общих принципов современного международного права.

Теория демократии имеет давнюю историю, причем многие мыслители древности, в том числе Платон и Аристотель, рассматривали демократию как не самую лучшую форму государственной власти. Переосмысление демократических ценностей связано с Великой французской революцией 1789–1794 гг., когда демократию стали понимать как вполне определенное направление мысли, политики и социально-политическое движение.

К. Маркс и Ф. Энгельс начали создавать свою теорию научного коммунизма с идеи "завоевания демократии революционным пролетариатом".11

Теорию политического плюрализма разрабатывают Э. Дюркгейм, М. Дюверже, Р. Даль, Р. Дарендорф. Основу их взглядов составляют положения о том, что в современном обществе классы как таковые исчезли, а вместо них существуют различные взаимодействующие социальные слои, интересы которых не являются антагонистическими, они вполне примиримы.

Социалистическая идея является достижением всего человечества. Ее формирование и развитие шли в контексте исторического процесса. Коммунистические идеи, концепции утопического социализма имеют тысячелетнюю традицию. Их элементы наличествуют в раннем христианстве, в народных социально-религиозных учениях, ересях, произведениях устного народного творчества. От представителей утопического социализма идут теоретические и практические взгляды на переустройство общества в XX в. Социализм – одно из крупных политических течений XIX и XX вв. Он проявляется в трех основных измерениях: 1) как идея, теоретическая концепция; 2) как политическая деятельность какого-либо движения или партийной организации; 3) как реализованная общественная и политическая структура – социалистическая система. Следует различать по меньшей мере семь основных направлений социалистической теории: 1) западная социал-демократия (демократический социализм); 2) советский ортодоксальный марксизм-ленинизм; 3) китайский социализм; 4) реформистские концепции (Югославия, "Пражская весна", еврокоммунизм); 5) социализм в странах "третьего мира" как концепция стратегии постколониального развития, образования национальной общности, модернизации политических институтов; 6) неомарксистские течения "новых левых", западных интеллектуалов, сторонников критической теории (югославская группа "Праксис", последователи Грамши, экзистенциализм, критическая социология и неоанархистские, а также неолиберальные течения в студенческом движении и помимо него);12 7) новый социализм, цель которого путем эволюционного развития, реформ, рациональной организации жизни и эффективного управления, утверждения широкой демократии, подлинного народовластия, законности, правопорядка, политического плюрализма, на основе многообразия форм собственности, которые будут находиться в процессе исторической трансформации, добиваться нового качества жизни.

Важным этапом социалистической мысли, попыткой дать ответы на новые вопросы, поставленные ходом истории в первой половине XIX в., является марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс, опираясь на широкий пласт культуры, синтезировали, сблизили и углубили предшествовавшие исследования. Они соединили диалектическую философию Гегеля, английскую политическую экономию (Смит, Рикардо), французский социализм (Сен-Симон, Фурье, Прудон, Бланки, Блан) и исторические работы того времени (Тьери, Гизо). Цель их общей теории – дать научное объяснение действительности и социальной истории, отразить политическую практику и руководство ею. Стержнем марксистского понимания политики выступают учение о классовой борьбе, ориентация на преимущественно насильственную реализацию классовых целей. В свое время К. Маркс высказал фундаментальную мысль: новое общество обязательно вырастает из старого естественным путем, если этого естественного пути нет, то не будет и нового общества; социализм постепенно вырастает из капитализма.

Разумеется, отдельные положения учения Маркса сегодня требуют уточнения. Однако было бы неправильным отрицать его значение в развитии общественной мысли, пытаться замалчивать его научную значимость.

М. Вебер, А. Цукерман отмечали, что "ни одна школа, ни одно направление, ни одна теория не могут претендовать на господствующее положение, на истину в конечной инстанции. Все они "смертны", преходящи, относительны, но в то же время ни одна из принятых парадигм не является столь слабой, чтобы это не давало основания отрицать полезность того или иного теоретического подхода или заставляла сторонников другого подхода отказаться от теории, в рамках которой они работают".13

Вопросы для самопроверки:

1. Каковы черты политических идей современности?

2. В чем сущность идей мыслителя Макиавелли?

3. Что понимается под гражданским обществом?

4. В чем сущность демократии?

5. Что такое идеология?

Контрольные вопросы:

1. Что представляют собой современные западные идейно–политические концепции?

2. Каковы современные оценки "сталинизма"?

3. Есть ли социальный идеал у России? Чем предполагается заменить социализм?

4. Что такое "неоконсерватизм" и каковы его роль и содержание в мировой политике?

5. Какова идеология современной "социал–демократии"? Как ее представители оценивают теорию и практику социализма?

6. Что за идеи лежат в основе политики современных высокоразвитых демократических государств?

7. Почему при описании государства Аристотель использовал определения "прекрасное", "справедливое", "счастливое", "совершенное"?

8. Каким образом теория Аристотеля о смешанных, умеренных режимах нашла отражение в практике современных стран?