Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Политическая мысль России


Крещение в 988 г. Древней Руси существенным образом сказалось на развитии ее политической мысли. Вместе с христианским учением на Русь стали проникать новые политические понятия, с помощью которых осмысливались актуальные вопросы общественной жизни. Предметом политических размышлений были такие проблемы, как происхождение государства, правомерность господства правящей династии, пути укрепления княжеской власти, внешней политики. Об этом свидетельствуют "Слово о законе и благодати" киевского митрополита Иллариона (1049), летописный свод "Повесть временных лет" (1113), "Поучение Владимира Мономаха" (1125), свод правовых актов XI–XIII вв. "Русская правда", поэма "Слово о полку Игореве" (конец XII в.) и др.

Политические идеи на Руси получают развитие в XVI в. Так, положения о независимости, централизации государства, сильной и неограниченной самодержавной власти нашли свое обоснование в теории псковского монаха Филофея "Москва – третий Рим". И. С. Пересветов в своих сочинениях рассматривал вопросы формы правления и объема полномочий верховной власти, организации общерусского войска, создания единого законодательства, реализуемого централизованной судебной системой.

В политической идеологии Ивана IV Грозного утверждается правомерность неограниченной верховной власти, обеспечивающей реализацию полнейшего "самовластья" ее носителем. Наибольшее внимание Иван IV уделял выяснению законности происхождения правящей династии, считая, что высший суд в государстве принадлежит только ему как непосредственному наместнику Бога. Вся доктрина Ивана IV направлена лишь на идеологическое оправдание террора. Царя интересовали не формы правления и не государственное устройство, а придание легитимности опричным грабежам и насилию.

Со второй половины XVII в. в России начинается преобразование сословно-представительной монархии в абсолютную, и ведущее место в политических трактатах стала занимать проблема верховенства церковной власти. Идеологами просвещенной абсолютной монархии выступали Прокопович и Татищев. Политические идеи нарождающейся буржуазии получили отражение в творчестве Посошкова. Существенной чертой политической идеологии просветительства было враждебное отношение к крепостному праву.

В политическом трактате "Правда воли монаршей" Ф. Прокопович (1681–1736) наилучшей и наиболее естественной формой правления называет абсолютную монархию, которая может быть либо наследственной, либо выборной.

В истории русской политико-правовой мысли Прокопович первым обратился к исследованию процесса происхождения государства, исходя из предположения о наличии естественного преддоговорного состояния, которое он рисовал как эпоху войн и кровопролитий, когда ничем не сдерживаемые страсти превращали людей в "неукротимых зверей". Естественные законы (он понимает их как требования здравого разума) подсказывали людям, как избежать постоянных войн, и привели их к мысли о заключении договора об образовании государства.

В. Н. Татищев (1686–1750), будучи сторонником сильной исполнительной власти, считал, что выбор форм правления или избрание нового монарха должны соответствовать естественному закону и осуществляться "соглашением всех подданных". Татищев пытался внести в процесс образования государства исторические начала, утверждая, что все известные человеческие сообщества возникли исторически.

И. Т. Посошков (1652–1726) в "Книге о скудости и богатстве" пытался выяснить причины народной скудости и существовавшего в государстве беззакония.

Радикальные ответы на волновавшие общество проблемы предложил в своей политической теории А. Н. Радищев (1749–1802). Главное его сочинение "Путешествие из Петербурга в Москву" содержало призыв к крестьянскому восстанию против крепостничества и самодержавия. Радищев признавал за народом право на восстание в том случае, если его естественные права грубо нарушались. Социальный идеал Радищева – общество свободных и равноправных собственников.

Политическая мысль в России XIX в. – это в основном идеология либерального дворянства М. М. Сперанского, Н. А. Карамзина, дворянских революционеров-декабристов М.П. Бестужева-Рюмина, П. И. Пестеля, Н. М. Муравьева, мыслителя П. Я. Чаадаева и др.

М. М. Сперанский (1772–1839) выдвинул идею отмены крепостного права, но постепенно, сверху. В своих проектах государственных преобразований он мечтал о конституционной монархии. Законность форм осуществления власти Сперанский связывал с необходимостью разделения властей.

Свою политическую концепцию Н.А. Карамзин (1766–1826) сформулировала "Истории государства Российского", "Записке о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях". На примере анализа правления Ивана IV. Карамзин подверг аргументированной критике тиранию, охарактеризовав ее как образ правления, при котором нарушаются естественные, положительные и нравственные законы. Карамзин – противник разделения властей. Всю социально-политическую систему он представлял формулой "Дворянство, Духовенство, Сенат и Синод как хранилище законов, над всеми Государь – единственный законодатель, единственный источник власти".

П. И. Пестель (1793–1826) изложил свои республиканские взгляды в работах "Конституция. Государственный завет" и "Русская правда". Государство он отождествлял с гражданским обществом. Выступая против крепостного права, Пестель не отрицал частную собственность вообще, провозгласив ее священной и неприкосновенной. Он был сторонником теории разделения властей. По его теории, в России предусматривались введение важнейших демократических прав и свобод, создание правовых гарантий неприкосновенности личности, учреждение новых органов правосудия, армия с небольшим сроком службы.

Мысль о демократизации монархии развил Н. М. Муравьев (1795–1843). Государственное устройство России должно быть федеративным (13 держав и 2 области). Высший представительный и законодательный орган – двухпалатное Народное Вече, состоящее из Палаты народных представителей и Верховной Думы как органа, представляющего территории. Муравьев предлагал после победы восстания созвать учредительное собрание для принятия конституции.

Идеи П. Я. Чаадаева (1794–1856) обострили споры о прошлом и будущем России. Думающая часть общества была втянута в конфликт западников и славянофилов. Западники (П. В. Анненков, И. В. Вернадский, Б. Н. Чичерин) верили в единство человеческой цивилизации и считали, что во главе ее идет Западная Европа и указывает правильный путь всему человечеству, а Россия должна учиться у Запада и пройти тот же путь развития. Славянофилы (К. С. Аксаков, И. Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев), напротив, утверждали, что единой общечеловеческой цивилизации и, следовательно, единого пути развития для всех не существует, что русская политическая и общественная жизнь развивалась и будет развиваться по своему собственному пути.

Революционно-демократическую идеологию в России развивали В. Г. Белинский (1811–1848), А. И. Герцен (1812–1870), Н. Г. Чернышевский (1828–1889), Н. А. Добролюбов (1836–1861). По их мнению, главную движущую силу общества составляют народные массы, а сам исторический процесс есть борьба угнетенных классов со своими угнетателями. Россия же может избежать капиталистического пути развития и перейти к социализму через крестьянскую общину, которая есть прообраз будущего общества.

Будущее политическое общество – это "социальная республика", где осуществляются подлинно демократические принципы свободы и равенства. Только там, где все люди равны, имеется возможность всестороннего и правильного воспитания человека. А.И. Герцен будущее России видел в "русском крестьянском социализме", основу которого составляет община, "патриархально-коллективистский быт".

По учению Н.Г. Чернышевского, сущность государства определяется экономическим фактором, и "каждое действие государственной власти, к какой бы сфере оно ни относилось... непременно проводит перемену в экономическом отношении". Чернышевский отвергал абсолютную монархию, а наиболее передовой формой правления считал республику.

Вопрос о новом социально-экономическом устройстве России становится основным в произведениях идеологов народничества М. А. Бакунина (1814–1876), П. Л. Лаврова (1823–1900), П. Н. Ткачева (1844–1885/86), Н. К. Михайловского (1842–1904), В. П. Воронцова (1847–1918) и др.

Признавая единственный путь преобразования общества — через народную революцию, представители различных течений революционных народников по-разному оценивали степень готовности масс к революции и выдвигали самые разные способы "разжигания" революционного огня.

В конце XIX в. в России возникло марксистское направление политической мысли, которое представляли Г. В. Плеханов (1856–1918), В. И. Ленин (1870–1924), П. Б. Струве (1870–1944), С. Н. Булгаков (1871–1944) и др. Главная задача марксистов в то время – критика идей либерального народничества, доказывание того, что страна вступила на путь прогрессивного капиталистического развития, что движущей силой социалистической революции будет не крестьянство, а пролетариат.

Отцом русского марксизма является Г. В. Плеханов, который, был противником заговорщичества, якобинской революции, немедленного захвата власти революционной социалистической партией и не принял по принципиальным соображениям Октябрьскую революцию.

После 1917 г. ведущее место в духовной жизни общества занял ленинизм, постепенно превратившийся в государственную идеологию.

В. И. Ленин развил марксистскую теорию учением об империализме, о социалистической революции и диктатуре пролетариата, о партии нового типа, о классовых союзниках пролетариата в борьбе за демократию и социализм, о путях строительства социализма и коммунизма. В ленинизме немало и такого, что не вытекало с необходимостью из марксизма и было порождено своеобразием условий отсталой России. Этим во многом вызвана абсолютизация в ленинизме волевого начала, революционных насильственных и ускоренных форм общественного развития.

Ленинская концепция социализма основывалась на обобщении реальной практики тех революционных преобразований, которые происходили в России. Ленин создал научную теорию не только строительства, но и функционирования социализма, его перехода из одного этапа развития в другой.