Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Политическая мысль в эпоху Возрождения


Своеобразие средневековой политической мысли обусловлено главным образом сильным влиянием на нее христианской религии и римской католической церкви. Например, важнейшая черта социально-политических воззрений Блаженного Августина (354– 430) – обоснование и оправдание неравенства в обществе, предопределенного миром небесным, понимание истории человечества как борьбы "двух градов", двух государств – "града Божьего" и светского государства. Официальной церковной идеологией средних веков стало учение Фомы Аквинского (1225–1274), которое в 1879 г. было объявлено Папой римским "единственно истинной философией католицизма".

В XVI столетии во всех западноевропейских государствах господствующей стала культура Возрождения, в основе которой лежали гуманистические идеи. В противовес средневековым схоластам представители гуманизма изучали не Бога с его ипостасями, а человека, его отношения с другими людьми, с государством и обществом.

Итальянский политический мыслитель Н. Макиавелли (1469–1527) выступал против политической раздробленности, за сильную государственную власть, базирующуюся на частнособственнических буржуазных отношениях. Он вошел в историю мировой политической науки как автор книги "Государь", в которой изложены его представления о происхождении и сущности власти, о формах правления, о требованиях к участникам политического процесса, среди которых важное место занимает технология политического лидерства. Главным в политических воззрениях Макиавелли является выдвинутый им принцип политического реализма, который предполагает учет в политике подлинных условий действительности, подчинение политических действий практическим интересам.

Ради упрочения государства допустимо использование любых средств, во имя государства можно нарушить и религию, и мораль. Если безопасность государства зависит от предстоящего решения, не следует учитывать, справедливо оно или нет, гуманно или жестоко, благородно или постыдно. Отодвинув все в сторону, нужно спрашивать лишь одно – спасет ли оно жизнь и свободу государства.

Макиавелли первый сформулировал чрезвычайно важную для позднейшей политической науки идею функциональности политического конфликта.

Француз Жан Боден (1530–1596) в работе "Шесть книг о государстве" писал о сильной государственной власти, способной вывести страну (у него – Францию) из хаоса религиозных войн. Государство он определил как правовую власть нескольких семей над социальными вопросами. Монарх – единственный, абсолютный источник права.

Первым в истории политической мысли Боден выдвинул идею государственного суверенитета. Суверенитет, или право творить и проводить в жизнь законы, принадлежит государству по определению. Государство – обладатель верховной политической власти как внутри собственной страны, так и в отношениях с зарубежными державами. Выше носителя суверенной власти только Бог и законы природы. Суверенитет не зависит от того, справедливы законы или нет, он зависит от силы творить их.

Крупный вклад в развитие политологии того времени внесли английские мыслители Т. Гоббс и Дж. Локк. Томас Гоббс (1588–1679) свое политическое учение изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского". Верховная власть и независимость светского государства – основные идеи его политического учения. Признавая только три формы государства, он полагал, что самая лучшая форма власти – монархия, но в то же время отрицал теорию божественного происхождения власти и утверждал, что источником королевской власти является общественный договор. Государство – человеческое, а не божественное установление.

Джон Локк (1632–1704) более решительно, чем Гоббс, встал на позиции либерализма. Теория естественных прав и конституционализм – основной его вклад в политическую мысль. Он показал необходимость преобладания в политике гражданского начала, ограничения влияния монархии, первым обосновал понятия "личность", "общество", "государство".4 Локк считал, что государство подчиняется обществу, которое в свою очередь подчиняется личности.

Одним из первых Локк выдвинул идею разделения властей на законодательную, исполнительную и союзную (сфера внешней политики); судебную власть он относил к исполнительной. Государство должно подчиняться незыблемым принципам права, а само право из велений власти вырастает в стабильную основу общества равных перед законом собственников.