Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Понятие, сущность и функции политического лидерства


Все темы, составляющие курс политологии, связаны с проблемами политической власти. Но для одних из них эта связь очень тесная и непосредственная, а для других она имеет опосредованный характер. Политическое лидерство относится к первой группе. Его изучение конкретизирует и углубляет наши знания о политической власти. По своей сущности и по форме проявления политическое лидерство это проявление власти и властных отношений. Властные функции и полномочия осуществляются конкретными лицами – политическими лидерами. Механизм реализации политической власти не может действовать без главного действующего лица – политического лидера, который занимает центральное место во властных отношениях. Политическое лидерство в значительной степени раскрывает сущность реального механизма осуществления политики в обществе.

С понятием «лидер» (англ. Leader – ведущий, управляющий другими людьми) тесно связано понятие «лидерство». Смысл последнего достаточно точно отражает предназначение человека-лидера, его место и роль в обществе, процессы, к которым он причастен, его функции. Интерес к лидерству и попытки осмыслить этот важный социальный аспект уходят корнями во времена Античности. Геродот, Плутарх и другие исследователи уделяли этому вопросу особое внимание, так как в монархах, полководцах они видели подлинных творцов истории. Значительный вклад в изучение политического лидерства внес Н. Макиавелли. В его понимании политический лидер – это государь, который использует любые средства для сохранения своего господства и поддержания общественного порядка. Значительный вклад в разработку проблемы политического лидерства внесли Т. Карлейль,

Р. Эмерсон, Г. Тард.

Все исследователи отмечали, что важнейшая особенность лидера это способность воздействовать на других людей в направлении организации их совместной деятельности для достижения определенных целей. Кроме того, ученые пытались ответить на вопрос: лидерами рождаются или становятся? Эту тему рассматривали З. Фрейд, Л. Гумилев. Полученные выводы ученых неоднозначны. Согласно концепции Л. Гумилева лидерами рождаются. Этих людей природа наделяет избыточной биохимической энергией. Они составляют не более 5% населения. Однако рожденные лидерами не обязательно становятся ими. Для этого необходим значительный опыт. Поэтому большинство ученых полагают, что лидерами становятся.

Становление и функционирование лидеров это объективное и универсальное явление. «Объективное» – потому что любая совместная деятельность нуждается в организации, выработке наиболее рациональных и приемлемых путей достижения целей. Эти функции выполняют люди, которые пользуются авторитетом. «Универсальное» – потому что в лидере нуждаются все виды совместной деятельности людей, группы, организации, движения. Можно говорить о лидерах в политике, бизнесе, науке, искусстве, религии, о партийных лидерах и т.д. В современной политологии существует несколько определений политического лидерства. Приведем некоторые из них:

политическое лидерство – это управленческий статус, социальная позиция, связанная с принятием властных решений, это руководящая должность;

политическое лидерство – это приоритетное постоянное влияние со стороны определенного лица на все общество, политическую организацию или большую социальную группу;

политическое лидерство – это символ группы, общности, образец политического поведения группы, способный реализовать ее интересы с помощью власти;

политическое лидерство – это способ взаимодействия лидера и масс, в процессе которого лидер оказывает значительное влияние на общество.

Таким образом, учитывая эти определения, мы видим, что лидерство – сложный механизм взаимодействия ведущих и ведомых. Главными составляющими частями данного понятия являются: способность лидера точно оценивать ситуацию; умение найти правильное решение стоящих перед обществом задач, воздействовать на умы и энергию людей в целях мобилизации их на выполнение какого-либо решения.

Лидерство как особый механизм взаимодействия лидера и «других» в той или иной общности предполагает, что «другие» принимают, активно поддерживают его решения, действия, сознательно и добровольно подчиняются ему.

Лидерство в политике обладает рядом специфических особенностей:

между общенациональным лидером и обществом не существует, как правило, прямого взаимодействия, оно опосредовано партиями, группами интересов, СМИ;

лидерство носит многоролевой характер, лидер ориентирован на согласование различных социальных интересов, он вынужден стремиться к оправданию массовых ожиданий от его деятельности;

политическое лидерство корпоративно. За решениями, которые принимаются высшими руководителями, всегда скрывается невидимая для общества работа многочисленных экспертов, ближайшего окружения лидера;

политическое лидерство в той или иной степени институционализировано, т.е. деятельность лидера ограничена существующими социальными отношениями, нормами, процедурами принятия решений.

Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом предопределяются теми целями, которые они ставят, той ситуацией, средой (экономической и политической), в которой им приходится действовать.

Ситуации бывают кризисные и стабильные. В условиях кризисной ситуации можно обозначить три следующие функции, выполняемые политическими лидерами в целях решения задач, обеспечения выхода страны из тупика:

аналитическая функция, или функция постановки диагноза, т.е. глубокий и всесторонний анализ причин сложившейся ситуации; изучение объективных и субъективных факторов и реалий;

функция разработки программы действия (управленческая). В выполнении этой функции большую роль играют личностные качества политического лидера: его решительность, энергия, ум, интуиция, смелость, способность брать на себя большую ответственность;

функция мобилизации страны на выполнение принятой программы. Здесь многое зависит от умения и способности политического лидера вступать в контакт со всеми слоями общества, убеждать, привлекать на свою сторону колеблющихся.

В условиях относительной стабильности общества политический лидер остается новатором, выдвигает новые идеи, цели, задачи в развитии общества. При этом круг выполняемых им функций расширяется:

новаторская функция означает, что политический лидер вносит конструктивные идеи социального устройства общества. Для этого разрабатываются новые политические программы, стратегические планы общественного развития, осуществляется реорганизация политических структур;

коммуникативная функция связана с тем, что главный смысл всей политической деятельности лидера – служить людям, выражая интересы общества в целом и различных социальных групп. Поэтому политический лидер должен постоянно следить за меняющимися общественными настроениями и мнениями;

организаторская функция вытекает из предыдущих. Речь идет о мобилизации народных масс на претворение политических программ и решений в жизнь;

координационная функция направлена на согласование действий всех субъектов политических преобразований – институтов и учреждений власти;

интегративная функция направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и общественного согласия – лидер призван обеспечить национальное единство в масштабах большого сообщества, которым он руководит, или государства в целом;

функция легитимации обеспечивает поддержку власти на основе личного авторитета и влияния на массы.

Исходя из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что политический лидер выступает как объединитель масс, защитник их интересов, инициатор обновления жизни, организатор деятельности людей.

Изучение проблем становления и развития политического лидерства предполагает различные теоретико-методологические подходы, которые помогают раскрыть важнейшие стороны этого политического явления.

Сторонники теологической парадигмы полагают, что политическое лидерство определяется не только божественным правом, но и сверхъестественным проявлением божественной воли наряду с волей человека. Поэтому власть, которой обладает политический лидер, выступает как некая комбинация невидимого управления и человеческих усилий. При этом могущество политического лидера исходит от Бога, а роль и назначение самого лидера состоит лишь в необходимости полнее отображать в своей деятельности предначертания всевышнего.

Натуралистическая парадигма отображает попытки объяснить природу политического лидерства исходя из доминирующего значения внесоциальных факторов, которые имеют не приобретенный, а врожденный для человека характер. Так, основным объектом внимания биополитического направления данной парадигмы является политическое поведение людей (прежде всего лидеров), цель которого они усматривают в сохранении генетического материала у человека. Психологизаторское направление натуралистической парадигмы в качестве главного фактора, объясняющего политическое лидерство, рассматривает психологические свойства людей.

Социальная парадигма объединяет различные теории, которые рассматривают социальные, но внешние по отношению к политике факторы. Например, известно теоретическое положение марксизма, объясняющее происхождение и природу политики влиянием на нее экономических отношений. При таком подходе политическая надстройка выступает как средство реализации классовых целей, а роль и функции политического лидера сводятся к социально-классовому представительству. При этом не учитываются индивидуальные качества лидера как носителя политических отношений.

Разновидностью социальной парадигмы является культурологический подход. Его сторонники рассматривают политику как продукт деятельности людей, а главным ее назначением признают осуществление творческих функций политических лидеров. Такой подход учитывает влияние индивидуальных качеств лидера на политику.

Рационально-критическая парадигма – это теоретическая модель, которая объясняет природу политики ее внутренними свойствами, элементами. В этом случае политическое лидерство является самостоятельным элементом политической жизни, которая развивается по своим законам и в соответствии с собственными механизмами.