Учебные материалы для студентов

Политология


Политология



Структура и типы политических систем общества


Политическая система является сложным явлением и включает в себя различные части (или подсистемы). Она складывается из подсистем трех уровней власти и политических отношений: двух институциональных – высшего (мегауровень) и среднего (мезоуровень) и неинституционального – нижнего, массового (микроуровень). В свою очередь, они делятся на параллельные, обычно конкурирующие структуры (на тех же уровнях): легальные и теневые. Внутри этих структур политическая система включает деление на субъекты политических отношений: носителей власти (руководителей, правящих) и исполнителей (рядовых членов массовых ассоциаций).

На институциональном макросистемном уровне политическая система включает в себя центральный аппарат государственной власти (в демократическом обществе и в правовом государстве разделенной на законодательную, исполнительную и судебную). Вид политической системы зависит от типа общества и правления: приоритетной власти главы правительства (то есть приоритета исполнительной власти), президента (вплоть до так называемой президентской формы правления, допускающей временное или длительное совмещение функций разделенных властей), монарха, парламента (если он наделен прерогативами контроля президентской и исполнительной власти), правящей партии, верховного или конституционного суда (при приоритете права и закона). Особую арбитражную роль играет общественный контроль государственной власти. Он организуется на разных уровнях (макро- и мезо-) и многими средствами: массовой информации, ассоциациями, массовыми движениями, народными обществами. Непосредственно в макросистему входят различные формы политической оппозиции.

На том же уровне располагаются теневые, скрытые политические структуры и функции макровласти. К ним относятся скрытые действия легальных учреждений высших рангов; секретные документы, распоряжения, приказы и тому подобные акты; скрытый смысл открытых политических действий, политических текстов; негласные функции и неявная роль разных официальных лидеров и центральных органов власти и управления, руководства учреждениями, партиями, армией, руководства промышленностью и другие; официальные и легально существующие учреждения с секретными функциями, а также полностью законспирированные учреждения.

Аналогична по своему строению и мезоструктура политической системы. Она образована аппаратами управления, органами выборной и назначаемой власти, которые непосредственно слиты со структурами макроуровня, но составляют его периферию. Они расположены в политическом пространстве между высшими эшелонами государственной власти и обществом, которое они связывают с государством. Это так называемые аппараты и органы, региональная и муниципальная администрация, советы разных рангов, иерархия партийных, профсоюзных и других ассоциативных структур, крупные предприятия, лидеры экономики, органы правосудия и охраны порядка, другие учреждения, через которые осуществляется политическая социализация.

Структуры среднего уровня служат связующим звеном между макроструктурами политической системы и обществом, организуют их отношения, передают импульсы государственных центров власти обществу и его ответные реакции – инициаторам политики. В организации и осуществлении политического процесса мезоуровень политической системы играет ключевую роль. На этом уровне формируются наиболее влиятельные бюрократические аппараты управления и самые массовые параллельные (теневые) структуры. К скрытым функциям легальных государственных, партийных, административных учреждений на этом уровне, при определенных негативных условиях, добавляются особенно распространенные конфликты аппаратов и их лидеров, групповщина, земляческие и кровнородственные связи, противоправная активность и коррупция официальных лиц и властей.

На этом же уровне формируются нелегальные структуры неполитического характера (мафиозные структуры, черный рынок

и т.д.), которые имеют тенденцию смыкаться с легальными структурами и могут оказывать на них серьезное влияние, вплоть до скрытого участия в политической жизни отдельных регионов.

Микроуровень политической системы образуется массовым участием общественных групп, граждан общества в политической жизни: членством в массовых политических или неполитических организациях, участием в массовых политических акциях поддержки власти или протеста, в социальном контроле политики, в процессах ее демократической организации. На микроуровне формируются политические народные движения, зарождаются политические группировки и партии, формируется общественное мнение, складывается политическая культура общества – важная составная часть и характеристика политической системы. Пространство микроструктур отнюдь не ограничивается неким нижним, массовым уровнем. В нем расположено все общество и все его граждане, с их политическими взглядами, формами участия в совместной политической жизни, хотя политические роли организационно и функционально разводят их по разным уровням.

Политическая система сформирована по принципу пирамидальной иерархии: с массовой социальной базой в основе и вершиной государственной власти в высшем ее эшелоне. Таким же образом построены и ее подсистемы, имеющие вертикальные структуры (от массовой базы – к руководящим учреждениям): партии, крупные общественные организации, союзы и т.п. На каждом из уровней, на которые разделена политическая система, образуются специфические структуры и отношения между ними.

Исследование столь сложно организованной системы составляет одну из центральных задач политической науки и определяется несколькими руководящими принципами.

1. Для построения полной теории политической системы исследуются не только ее институциональные элементы (подсистемы) и отношения, но и неинституциональные, не только легальные, но и скрытые элементы и функции, которые также входят в политическую систему, глубоко интегрированы ею и, в совокупности с другими, определяют ее облик. Учитываются все характеристики, которые формируют отношение общества к его политическому устройству.

2. Определяется основное членение политической системы на вертикальные структуры институтов, горизонтальные уровни власти и компетенции, затем выявляются легальные и нелегальные структуры и функции, а также взаимодействие между субъектами и объектами власти и политических отношений.

3. Обозначаются границы, отделяющие систему от ее окружения, уточняется представление о самой системе, ее пространстве, ее окружении и о разделяющей их границе, т.е. о социальных, идеологических, культурных, экономических, правовых явлениях и процессах и о том рубеже, за которым они становятся политическими, иначе говоря, совокупность явлений, потенциально значимых для организации и жизни политической системы. Граница – это порог, который такие явления переходят, чтобы стать политически значимыми. Следовательно, требуется определение политического пространства и времени вступления в жизнь системы новых явлений, определение того, когда, где, как и почему они происходят. Например: экономическая и социальная дестабилизация ? движение протеста ? образование народного фронта ? формирование политической партии ? выборы ? приход партии в руководящие политические органы страны (региона, города).

4. Центральный аспект исследования – определение иерархии подсистем и элементов системы и отношений между ними, основных членений системы, а также отношений между субъектами и объектами (носителями и исполнителями) этих отношений. Имеется в виду передача власти и политических импульсов в системе от одного субъекта (активного) к другому (пассивному) их носителю, исполнителю, который, в свою очередь, передает волевые импульсы (приказы, распоряжения) следующему (например, от премьер-министра к министру, от министра к руководителю ведомства и т.д., вплоть до исполнителей).

5. Когда определены элементы системы, выясняются их функциональные связи, т.е. устанавливается, что данный процесс (явление) есть функция другого процесса (явления). Знание функциональных зависимостей между частями системы позволяет построить модель, по которой эти части складываются в систему. Например: закон об ассоциациях ? образование групп по неполитическим интересам (ветеранов, инвалидов, пилотов и т.п.) ? их взаимное определение с политическими движениями и партиями ? их вступление в политическую жизнь.

6. Теория политической системы – это не только структурная схема, но и содержательный анализ отношений в ней, от политических до социально-психологических, поведенческих и культурных. В ней анализируется принцип политической организации общества, рассматриваются отношения большинства и меньшинства и способы их защиты от взаимной тирании.

7. Описание статичного состояния системы не дает представления о ее подлинной природе. Исследование должно включать в себя изучение динамики развития политической системы (направления и интенсивность изменения ее специфических признаков; появление новых органов власти, смена их функций, возникновение новых политических сил и т.п.). Предметом исследования динамики системы является также ее гибкость и способность изменяться. Учет этих положений может дать представление о жизнеспособности, адекватности политической системы общественному процессу, о ее способности формировать сплоченное общество, реальное единство интересов и целей государства и народа либо порождать конфликт между ними.

Типы политических систем. Существуют различные подходы к определению типов политических систем.

Типологизация политических систем несет на себе методологическую и прикладную нагрузку. Так, первая теория утверждает, что политические системы существуют и функционируют лишь в рамках классового общества, а с отмиранием классов теряют политический характер. Если вторая часть этой теории сегодня полностью отвергается, то первая остается в силе. Однако предпочтение классовому подходу при анализе современной политической системы существенно ограничивает представления о ней в целом, так как в политической системе, наряду с классовыми признаками и чертами, отражаются также межклассовые, общесоциальные, национальные, групповые и общечеловеческие.

Наибольшей популярностью в современных условиях пользуется концепция Р. Даля: политические системы чаще всего характеризуются как демократические, авторитарные и тотали-тарные.

Не меньшее значение имеет типологизация политических систем Г. Алмонда. Взаимодействие различных типов политических систем осуществляется более плодотворно, если при их характеристике учитываются особенности многообразных культур; это открывает дополнительные каналы для эффективного сотрудничества и партнерства между различными политическими системами.

Авторы

типологии

Критерий

типологизации

Выделяемые

типы

политических

систем

К. Маркс,

Ф. Энгельс, В.И. Ленин

По типу общественно-экономической формации

Рабовладельческая,

феодальная,

капиталистическая,

социалистическая

Р. Даль

По степени демократичности власти, наличию механизмов разрешения противоречий

Демократическая,

авторитарная,

тоталитарная

Г. Алмонд

По типу политической культуры

Англо-американская, европейская

континентальная,

доиндустриальная,

индустриальная

В.Е. Чиркин

По способам управления обществом

Административно-командная,

соревновательная,

социопримирительная

В.В. Радаев,

О.Н. Шкартан

По месту и роли государства в жизни общества

Этакратическая, демократическая

В политологической литературе встречаются и другие классификации политических систем. В зависимости от ориентации на стабильность или перемены политические системы подразделяются на консервативные (их цель – сохранять традиционные структуры, сложившуюся форму политической власти) и трансформирующиеся (проводящие общественные преобразования). Среди последних различают системы реакционные (цель кото-рых – вернуть общество назад, к прежнему типу политической системы) и прогрессивные (стремящиеся сформировать общество нового типа).

Вряд ли можно подвести черту под имеющимися теориями типологизации политических систем. Вполне могут появиться новые основания для выявления различий между ними в соответствии с изменяющимися условиями их возникновения и функ-ционирования.

Что лежит в основе замены одного типа политической системы другим? На первое место следует поставить смену формы собственности (собственность на раба, на землю, на средства производства, на государство в целом, равное право на существование и развитие различных форм собственности); изменение государственной формы правления и смену идеологий.

Итак, тип политической системы характеризуется соотношением и взаимодействием ее структурных элементов. От их места, роли, содержания и направленности зависит характер политической системы, а также темпы развития общества в целом. Многообразие типологий свидетельствует о многомерности такого явления, как политическая система общества. Сложность политических систем такова, что ни один подход или метод, взятый в отдельности, недостаточен, чтобы дать полную картину. Следовательно, для анализа многомерных политических систем требуется многомерный подход.

Любая политическая система нуждается в признании со стороны общества. Это признание может быть активным или пассивным, открытым или скрытым, осознанным или бессознательным, добровольным или принудительным. Возможность признания политической системы обществом более вероятна, если она выражает объективные потребности людей. Однако между легитимацией политической системы и тем, как она реагирует на общественные потребности, нет прямой и однозначной связи. В некоторых случаях она может пользоваться поддержкой, не выражая коренных интересов масс.