Учебные материалы для студентов

Менеджмент


Менеджмент



Управленческие решения


Управленческое решение – это нахождение определенного варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат.

Управленческие решения классифицируются по следующим признакам: стадия жизненного цикла товара, подсистема системы менеджмента, сфера действия, цель, масштабность, организация выработки, продолжительность действия, объект воздействия, методы формализации, формы отражения, способ передачи, уровень управления.

Решение можно рассматривать как результат управленческого труда, а его принятие и реализацию – как процесс, ведущий к этому результату. Данный процесс лежит в основе планирования деятельности организации. Он требует знаний и опыта, а также интуиции. Этот процесс состоит из нескольких стадий.

Стадия признания необходимости решения включает этапы:

* признание проблемы;

* формулирование проблемы;

* определение критериев решения проблемы.

Для признания или непризнания проблемы следует изучить ситуацию. Признание проблемы является необходимым условием для ее решения. Причем процесс протекает по-разному для структурированных и неструктурированных проблем.

При формулировании проблемы она может быть определена как возможная, кризисная или повторяющаяся. Формулирование проблемы позволяет менеджеру ранжировать ее в ряду других проблем, где приводятся проблемы от наиболее важных до наименее.

При определении критериев решения выбираются критерии двух типов: «мы должны» и «мы хотим». Во втором случае рассматриваются цели, которые желательны. Этот критерий заставляет думать о возможных вариантах.

Стадия принятия решения состоит из следующих этапов:

* разработка альтернатив;

* оценка альтернатив;

* выбор альтернатив.

Многие альтернативные решения известны из предыдущего опыта. Однако нередко возникают новые проблемы, для чего необходим творческий подход. Существуют методы поиска альтернатив: «мозговая атака», метод выдвижения предложений, групповой анализ ситуации, причинно-следственная диаграмма, карта мнений. Все выявленные альтернативы должны быть сравнены или оценены. Их оценка предполагает определение отрицательных и положительных сторон с помощью количественных и качественных измерителей. При этом применяются следующие методы: критериальное сравнение Кепнера–Трегое, платежная матрица, дерево целей или решений.

Выбором альтернативы завершается процесс принятия решения. При этом используются три метода: учет прошлого опыта; проведение эксперимента; исследование и анализ. Первый метод применяется чаще, однако не всегда можно учитывать прошлый опыт при планировании, так как он носит ситуационный характер. Проведение эксперимента также широко применяется, однако для него требуются значительные затраты. Весьма эффективным методом считается проведение исследований и анализа, что предусматривает поиск взаимосвязей между наиболее важными переменными, ограничениями и основами, а также разложение проблемы на составляющие части и их изучение.

Стадия выполнения решения включает:

* организацию выполнения решения;

* анализ и контроль выполнения решения;

* обратную связь и корректировки.

Предположение, что если решение принято, то оно обязательно будет выполнено, ошибочно. Организация его выполнения предусматривает координацию усилий многих людей, мотивацию их на реализацию решения. Для этого нужно составить план мероприятий по выполнению решения, распределить обязанности участников, построить коммуникационную сеть для обмена информацией, отрегулировать отношения между участниками. Необходимо также отработать механизм получения информации о ходе выполнения решения, включающий систему обнаружения ошибок и достижений, что даст возможность корректировать действия. Наилучшей считается информация из первоисточников

Показателями качества управленческих решений являются: вероятность риска достижения цели, количество задействованных при формировании решения уровней иерархии, применяемые при принятии решения современные методы, затраты на принятие и реализацию решения, эффективность решения.

Таким образом, процесс принятия и реализации решений должен носить формализованный характер и состоять из последовательных стадий. Однако, как показывает практика, это зачастую не учитывается, что имеет отрицательные последствия.

Вопросы для самопроверки к главе 3

1. Что такое процесс управления?

2. Что такое функция управления?

3. Каковы основные содержательные теории мотивации?

4. Какова роль координации в процессе управления?

5. Какую информацию называют невербальной?

6. Какой этап является первым в процессе принятия и реализации управленческих решений?

Контрольные вопросы к главе 3

1. Назовите первую функцию процесса управления.

2. Каковы основные процессуальные теории мотивации?

3. Какова высшая потребность в пирамиде потребностей А. Маслоу?

4. Какая функция управления обеспечивает согласование и взаимодействие всех остальных?

5. Какие функции управления называют общими?

6. Каковы основные условия рациональной организации управленческих процессов?

7. Что такое коммуникационные сети?

8. Какая из коммуникационных сетей характеризуется наибольшей централизацией власти?