Учебные материалы для студентов Менеджмент |
МенеджментМетодологические основы менеджмента. Сущность и система управленияВ общем виде управление представляет собой определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления. При этом: * субъект управления направляет объекту управления импульсы воздействия (команды управления), которые содержат информацию о том, как должен функционировать объект управления; * объект управления получает данные импульсы (команды) и действует в соответствии с ними (рис. 2.1).
В качестве субъекта управления можно рассматривать совокупность отделов и служб фирмы или отдельное подразделение, индивидуума и др. В качестве объекта управления выступают работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т.д. Например, мастер организует работу участка. При этом он является менеджером низшего уровня, или субъектом управления, а рабочие – объектами управления. Для взаимодействия субъекта с объектом управления необходимо, чтобы между ними существовали отношения, которые имеют комплексный характер. При этом на определенных уровнях управления доминируют те или иные виды отношений. Наиболее распространены отношения управления, основанные на экономических отношениях. Для управления наиболее принципиальными являются два типа отношений: отношения, возникающие при разделении и кооперации труда в процессе совместной деятельности ассоциированных собственников, и отношения найма (возмездные отношения), возникающие между собственниками и пользователями средств производства. Управление является реальным, если имеются, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управления управлять, а с другой – потребность и возможность объекта управления выполнять управленческие команды. Управленческая деятельность субъекта приобретает определенную направленность в зависимости от того, какие цели он при этом преследует. Если цели управления совпадают с целями, преследуемыми субъектом в процессе управленческой деятельности, он ориентирован на эффективное управление. Возможность субъекта управления осуществлять управление обусловлена, во-первых, организационно-техническими аспектами (наличием у работников необходимых каналов связи и передачи информации, требуемой техники управления и т.п.), во-вторых, наличием у субъекта управления рычагов воздействия на объект управления, с помощью которых можно побуждать его выполнять команды, т.е. возможностью и готовностью объекта управления выполнять управленческие команды. Управление может осуществляться только в том случае, если существует реально действующая система, являющаяся органичной частью организации, которую называют системой управления. Систему управления можно представить в общем виде состоящей из двух подсистем – управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления), а также прямых и обратных связей между ними. О.С. Виханский и А.И. Наумов выделяют в системе управления три подсистемы [8]. Первой подсистемой является то, что ранее было принято рассматривать как систему управления. Это совокупность управленческих органов, подразделений и исполнителей, выполняющих поставленные перед ними задачи, а также методов, с помощью которых осуществляется управление. Данную подсистему можно определить как единство организации, технологии и методов управления. Она называется структурно-функциональной и выступает как бы в роли «остова» системы управления. Вторая подсистема – информационно-поведенческая. Ее основными блоками являются: управленческая идеология и ценностная ориентация системы управления; интересы и поведенческие нормы участников процесса управления; информация и коммуникации в системе управления. Совокупность данных блоков в основном охватывает всю рассматриваемую подсистему, хотя у отдельных систем управления могут быть и дополнительные блоки, например блок национальных интересов. В настоящее время резко возрастает роль данной подсистемы. Третья подсистема – саморазвития системы управления (стремление к самосовершенствованию, поиск и разработка прогрессивных идей и внедрение их). Она может быть разделена на две части: первая – ориентирует систему управления на постоянное совершенствование и развитие; вторая – обеспечивает ее развитие. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |