Учебные материалы для студентов Менеджмент |
МенеджментСловарь терминовВласть – это возможность влиять на поведение других людей.
Вертикальное разделение управленческого труда – разделение, основанное на выделении уровней управления в организации. В основе его лежит координация деятельности работников или подразделений. Горизонтальное разделение управленческого труда – разделение труда по видам работ, по функциям. Оно проявляется в выделении специалистов, создании функциональных служб и подразделений в организации. Коммуникационные сети – соединение участников коммуникационного процесса с помощью информационных потоков. Контроль – функция менеджмента, которая устанавливает степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявляет отклонения и их причины. Существует две основные формы К. ? активный и пассивный. Пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса, при активном во время всего процесса на управляемый объект оказывается воздействие. Конфликт – это противоречие между двумя и более сторонами, то есть конкретными лицами или группами, когда каждая сторона делает так, чтобы была принята ее точка зрения или цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Координация – одна из функций управления, реализация которой состоит в согласовании внутреннего состояния фирмы с условиями внешней среды, в обеспечении согласованности в работе всех звеньев системы, в обеспечении единства и согласования всех функций управления. Лидерство – специфический тип управленческого взаимодействия, при котором лидер четко видит будущее и пути движения к нему, не контролирует окружающих, а ведет их за собой, вдохновляет их. Менеджер – человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решение по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях. Менеджеры занимают различные позиции в организации, выполняют разные функции. Менеджмент – практическая деятельность по управлению производством или коммерцией, преследующая цели повышения эффективности работы и увеличения прибыли; теория управления, совокупность принципов, методов, средств и форм управления; в современной отечественной практике также руководящий состав предприятия, акционерного общества. Методы управления – это способы воздействия управляющей подсистемы – субъекта управления на управляемую подсистему – объект управления для достижения поставленных целей. В системе методов управления выделяют общие методы, к ним относятся организационные, экономические и социально-психологические методы. Методы управления административные – опираются на систему законодательных актов страны и региона, систему нормативно-директивных и методических (обязательных к применению) документов фирмы и вышестоящей организации; систему планов, программ, заданий; систему оперативного руководства (власти). Методы управления социально-психологические – методы, направленные на управление социально-психологическими процессами в коллективе (работнике) по достижению поставленной цели при условии сохранения здоровья работников и хорошего морально-психологического климата в коллективе, соблюдения законодательства и требований нормативных актов. Методы управления экономические – способы воздействия на экономические интересы объекта управления при помощи налоговой системы, кредитно-финансового механизма, таможенной системы, экономических нормативов функционирования фирмы, системы мотивации за качественный труд. Миссия организации – сформулированное утверждение, раскрывающее смысл существования организации, в котором проявляется отличие данной организации от подобных. Морально-психологический климат – устойчивое психическое состояние социальной группы, отражающее ценностные ориентации и характер межличностных отношений. Важнейшие признаки благоприятного климата: доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу; доброжелательная и деловая критика; свободное выражение мнения; отсутствие давления на подчиненных; достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел; удовлетворенность принадлежностью к коллективу; взаимопомощь членов коллектива; принятие каждым членом коллектива ответственности за состояние дел в группе. Мотивация – функция менеджмента, предполагающая побуждение себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. Поведение каждого человека определяется мотивами, т.е. внутренними силами, побуждающими к осуществлению определенных действий. Каждый человек обладает собственной структурой мотивов, которые определяются потребностями человека, осознанием степени и возможностей их удовлетворения. Научная организация управленческого труда – такая организация труда управленческих работников, которая основывается на использовании достижений науки и передового опыта, прогрессивных форм хозяйствования, применении технических средств и позволяет наилучшим образом устанавливать взаимодействие служащих между собой и рабочими, а также с используемыми техническими средствами в процессе осуществления функций управления и инженерно-технического и экономического обеспечения производства (коммерции). Невербальная информация – информация, посланная отправителем без использования слов. Неформальный коллектив – это спонтанно образовавшаяся группа людей, которая вступает во временное взаимодействие для достижения определенных целей. Объект управления – это орган, воспринимающий управляющие воздействия со стороны субъекта управления. Он получает импульсы (команды управления) и действует в соответствии с ними. В качестве О. у. выступает работник, трудовой коллектив, товары, ресурсы, документы и т.д. Организаторские способности – это индивидуально-психологические особенности личности, позволяющие человеку овладеть методами организационной деятельности и успешно их реализовать. Организационная культура – это принимаемые большей частью организации философия, ценностные ориентации, нормы поведения, правила и климат в организации, лежащие в основе отношений внутри организации и за ее пределами. Организационная структура управления организацией – логическое соотношение функциональных областей и уровней управления, используемое для достижения целей организации. Организация – систематизированное, сознательное объединение людей, преследующих достижение определенных целей; функция управления. Персонал – все работники, выполняющие производственные или управленческие операции и занятые переработкой предметов труда с использованием средств труда. Планирование – первая функция управления, заключающаяся в анализе ситуаций и факторов внешней среды, прогнозировании, оценке альтернативных вариантов достижения целей, разработке планов и средств их достижения. Планирование на уровне компаний реализуется в форме стратегических и бизнес-планов. На общенациональном уровне оно носит индикативный, ориентирующий характер. Подбор персонала – процесс отбора подходящих кандидатур на вакантные места, исходя из имеющегося резерва кадров на бирже труда и на предприятии. Основой его является наличие объективной информации о работнике и формальных требований к вакантной должности. Принципы управления – основные правила, вытекающие из объективных экономических законов, которыми должны руководствоваться субъекты управления в процессе управления конкретными объектами. Процесс управления – совокупность непрерывных взаимосвязанных действий по формированию и использованию ресурсов организации для достижения ею своих целей. Профессионализм менеджера – обладание менеджером специальными знаниями и навыками в области организации производства (коммерции) и управления, способность его работать с людьми. Самоменеджмент руководителя – последовательное и целенаправленное использование руководителем испытанных методов работы в повседневной практике. Самоконтроль менеджера – контроль менеджера за результатами своей деятельности, благодаря которому улучшается трудовой процесс и определяется, были ли достигнуты поставленные цели, а также вносятся необходимые коррективы. Самоуправление – это возможность организации самостоятельно принимать и реализовать любые решения в рамках существующего законодательства для достижения поставленных целей. Связь – категория управления, отражающая форму взаимодействия элементов системы. Посредством ее формируются отношения, определенные для данной структуры. В системах управления различают цепи прямой и обратной связей. Система управления – определяется в элементарном виде как совокупность управляющей (субъекта управления) и управляемой (объекта управления) подсистем, а также связей между ними. Стиль управления – это совокупность наиболее характерных и устойчивых методов решения задач, используемых руководителем, манера его поведения по отношению к подчиненным. Стратегическое управление организацией – управление, ориентирующее ее деятельность на запросы потребителей, осуществляющее гибкое регулирование и своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что позволяет организации выживать и достигать цели в перспективе. Субъект управления – звено или часть системы управления, являющиеся источником воздействия на объект управления. В качестве субъекта управления можно рассматривать совокупность отделов и служб фирмы или отдельное подразделение, индивидуума и др. Трудовой коллектив – объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Управление (в общем виде) – это определенный тип взаимодействия двух объектов, один из которых при этом находится в позиции субъекта управления, а другой – в позиции объекта управления Управление персоналом – целенаправленная деятельность руководства и специальных подразделений организации, включающая разработку кадровой политики, обеспечивающей реализацию стратегии организации, формирование системы управления персоналом, определение потребностей организации в персонале и их удовлетворение, а также эффективное использование, профессиональное и социальное развитие кадров. Управленческое решение – это нахождение определенного варианта действий, сам процесс деятельности и ее конечный результат. Функции управления – это относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности. Харизма – вид власти, основывающейся на исключительной одаренности, особых личных качествах индивида, позволяющих ему осуществлять функцию пророка, вождя или реформатора, вызывающих преклонение перед ним и безоговорочную веру в его возможности. Цель управления – желаемое, возможное и необходимое состояние управляемой системы, которое должно быть достигнуто. Определение Ц. у. – начальный этап процесса управления. Цель является направляющим фактором деятельности руководителя. Цели классифицируются на перспективные и краткосрочные, общие и частные, промежуточные и конечные. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |