Учебные материалы для студентов

Менеджмент


Менеджмент



Управление персоналом. Подготовка кадров


В главе рассматриваются: понятие «персонал» и его структура; обучение персонала (профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка кадров, послевузовское дополнительное образование); подбор кадров, оценка персонала, наем и адаптация работников, расстановка кадров, управление карьерой; использование персонала, внутриорганизационные трудовые перемещения и ротация кадров

Оптимальная реализация рассмотренных управленческих функций предполагает наличие современных кадров, персонала. К персоналу следует относить всех работников, выполняющих производственные или управленческие операции и занятых переработкой предметов труда с использованием средств труда. Персонал делят на две части: рабочие и служащие (управленческий персонал, т.е. руководители и специалисты).

Мировой опыт свидетельствует, что для достижения успеха сегодня необходима сильная кадровая политика, которая должна проводиться как обособленным производителем, так и государством, а также повседневная практическая деятельность по управлению персоналом.

В процессе управления персоналом можно выделить три фазы: подготовка кадров, подбор и расстановка персонала, а также его использование.

Подготовка кадров

До последнего времени процесс формирования управленческих кадров проходил, как правило, стихийно. Становление руководителя зависело от совокупности ряда трудно прогнозируемых обстоятельств. Для повышения эффективности кадровой политики необходимо снизить элемент стихийности.

Важное значение в этом имеет обучение персонала, которое обеспечивает соответствие профессиональных знаний и умений работников современному уровню производства и управления. Обучение включает четыре основных блока:

1. Профессиональную подготовку. Существует начальная, средняя и высшая профессиональная подготовка рабочих и специалистов с получением документа об образовании. Срок обучения от 1 до 6 лет.

2. Повышение квалификации. Выполняется на профессиональных курсах, в школах менеджеров, на факультетах повышения квалификации и в институтах бизнеса. Срок обучения от 1 дня до 1 года.

3. Переподготовку кадров. Выполняется в учебных заведениях, когда рабочие овладевают второй профессией, а служащие второй специальностью. Срок обучения от 2 мес. до 2 лет.

4. Послевузовское дополнительное образование. Осуществляется для получения высшей профессиональной или научной квалификации в аспирантуре или докторантуре. Срок обучения 2-4 года.

Исходными данными для подсистемы обучения персонала являются:

* модели служебной карьеры;

* планы повышения квалификации;

* философия предприятия;

* контракт сотрудника;

* положение об обучении кадров;

* условия приема в колледжи и вузы;

* модели рабочих мест (должностей).

Профессиональная подготовка осуществляется в целях получения рабочей профессии или специальности и предусматривает разные уровни подготовки.

Начальная профессиональная подготовка ведется по рабочим профессиям в профессионально-технических училищах (ПТУ) и технических лицеях. Продолжительность обучения 2-3 года, предусматривается, наряду с профессиональным, получение полного общего образования в объеме 10-11 классов.

Средняя профессиональная подготовка ориентирована на подготовку специалистов средней квалификации (техников, экономистов, строителей и др.). Продолжительность подготовки составляет от 2 до 5 лет в зависимости от базового общего образования (9 или 11 классов). Она осуществляется в техникумах, училищах и колледжах. Народное хозяйство испытывает значительную потребность в специалистах со средним специальным образованием. Кроме того, затраты на подготовку техника примерно в 1,5-2 раза ниже, чем на подготовку бакалавра или специалиста.

Высшее профессиональное образование предусматривает второй уровень подготовки бакалавров и специалистов с общей продолжительностью обучения от 4 до 6 лет.

Повышение квалификации – основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Оно достаточно популярно на предприятиях, так как:

* повышение квалификации дешевле подготовки специалистов;

* продолжительность обучения меньше по сравнению с подготовкой персонала;

* существует целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей для специалистов и руководителей.

Принципы повышения квалификации руководителей и специалистов:

1. Всестороннее развитие личности слушателя по сферам деятельности (управленческая, экономическая, научная и т.д.).

2. Целевая интенсивная подготовка на базе широкого набора учебных модулей.

3. Широкое использование методов активного обучения (деловых и ролевых игр, анализа конкретных ситуаций, круглых столов, тренингов, программированного обучения с использованием ЭВМ и др.), что позволяет мобилизовать внутренний потенциал человека и в игровой ситуации моделировать решение управленческих проблем.

4. Привлечение высококвалифицированных ученых, педагогов и руководителей и ориентация обучения на личность преподавателя.

5. Гибкая обратная связь со слушателями (путем учета индивидуальных интересов руководителей и специалистов).

6. Комплексная оценка потенциала слушателей (путем балльной оценки профессиональных знаний и умений, творческой и деловой активности, социологии и психологии личности, здоровья и работоспособности и т.д.). Она может служить основой для последующего продвижения по службе, способствует развитию духа конкуренции, состязательности и мобилизации творческой активности.

7. Индивидуально-групповой метод обучения, позволяющий использовать потенциал и интересы отдельного человека и принцип коллективизма.

8. Автоматизация учебного процесса с использованием современных технических средств, прежде всего персональных компьютеров, учебного телевидения, кодоскопов, аудиовизуальных технических средств, видеокамер и видеомагнитофонов и др. Это позволяет сократить затраты труда преподавателей и повысить активность управления учебным процессом, преодолеть психологический барьер у слушателей к использованию технических средств в практической работе.

Основой повышения квалификации является гибкая программа обучения на базе учебных модулей. Необходимо разрабатывать несколько типовых программ подготовки, которые видоизменяются в зависимости от желаний заказчиков, интересов слушателей, состава преподавателей и сроков обучения.

В настоящее время состояние дел в области повышения квалификации на российских предприятиях, за исключением некоторых, неблагополучное.

Переподготовка кадров предусматривает получение второй рабочей профессии для рабочих или второй специальности для служащих. Необходимость переподготовки связана с конверсией оборонных предприятий, освоением новых технологических процессов и совмещением профессий, где нет полной загрузки рабочего места. В сфере управления переподготовка чаще всего связана с сокращением персонала вследствие избытка инженеров или других специалистов.