Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Менеджмент



Менеджмент



Групповая динамика. Коллектив: понятие, виды, этапы формирования


В главе 6 рассматриваются: понятие «трудовой коллектив», этапы его формирования, формальные и неформальные коллективы; влияние и власть менеджера; понятие «конфликт», его виды, причины возникновения и способы разрешения

Эффективный менеджмент предполагает знание закономерностей функционирования трудовых коллективов и их использование.

Под трудовым коллективом понимается объединение работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность. Они взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других лиц и одновременно находится под их влиянием. Трудовые коллективы создает руководство, когда осуществляет разделение труда для организации производственного или торгового процесса. Это объединение обладает организационным единством и связано общими целями. Управление должно основываться на единой воле, что обеспечивается наличием руководителя, назначенного или избранного собственником имущества.

Эффективность деятельности коллективов зависит от размеров и состава рабочих групп, групповых норм, сплоченности людей, степени конфликтности, статуса и функциональных ролей членов групп. Эффективной считается группа, размер которой соответствует ее задачам и в составе которой находятся люди с непохожими чертами характера, при этом групповые нормы способствуют достижению целей организации и созданию духа коллективизма, в которой преобладает здоровый уровень конфликтности, и имеющие высокий статус члены группы не доминируют. Важное значение имеют и полномочия трудовых коллективов, которые определяются КЗОТ РФ.

Коллектив для менеджера – это опора, поэтому рациональная организация работы коллектива является его актуальной задачей. Для создания работоспособного, организованного коллектива с нормальным морально-психологическим климатом следует проводить социологические и психологические исследования.

Данные трудовые коллективы называют формальными. Кроме них в организациях существуют неформальные коллективы – спонтанно образовавшиеся группы людей, которые вступают в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей. В крупной организации существует не одна, а несколько неформальных организаций.

У неформальных организаций много общего с формальными, в которые они оказываются как бы вписанными. Они в некотором роде организованы так же, т.е. имеют иерархию и лидеров, которые добиваются власти и применяют средства воздействия к членам группы. Различие в том, что лидерам формальных организаций делегированы полномочия и определены функции. Опорой неформальных лидеров является признание их группами. В своих действиях они делают ставку на людей и их взаимоотношения. Неформальный лидер выполняет две основные функции: помощь группе в достижении целей и поддержку ее существования. Иногда эти функции выполняет два лидера.

В неформальных организациях также имеются правила или нормы поведения, но неписаные. Они подкрепляются системой поощрений и санкций. Структура и тип ее возникают в результате социального взаимодействия. Процесс ее создания весьма длительный, его делят на 5 ступеней:

* на первой люди объединяются неосознанно, стихийно реагируя на события аварийного характера;

* на второй бывают осознанные эмоции;

* на третьей коллектив уже организованно сплачивается, чтобы бороться с какой-то внешней опасностью;

* на четвертой объединяющим людей фактором выступает уже нечто позитивное;

* на пятой люди объединяются для решения крупных долгосрочных целей, достичь которых можно только коллективно.

Причины вступления людей в неформальные организации: потребность в чувстве принадлежности к данной организации; помощь от неформальных организаций; защита работников; потребность в общении; взаимные симпатии людей.

Неформальные организации могут создавать проблемы: распространение ложных слухов, сопротивление прогрессивным переменам и др. В то же время, если групповые нормы превосходят официально установленные, они могут приносить пользу (преданность предприятию, дух коллективизма и более высокая производительность труда). Чтобы справляться с потенциальными проблемами и использовать выгоды от неформальных организаций, менеджеры должны признавать их, работать с ними, учитывать их решения, прислушиваться к мнению их лидеров и членов, привлекать неформальные организации к принятию решений и пресекать слухи путем оперативного предоставления официальной информации.







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen