Учебные материалы для студентов

Менеджмент


Менеджмент



Введение в менеджмент


Трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и удовлетворение потребностей населения в товарах и услугах.

За рубежом накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов. Хотя и ощущается недостаточная теоретическая проработка.

В нашей стране на протяжении десятилетий монопольного господства командно-административной системы управления сформировалась психология подозрительного отношения к менеджменту. Менеджмент с присущими ему принципами децентрализации, автономии, мотивации никак не вписывался в систему командных методов и воспринимался как «заморское чудачество». Сложившаяся система управления часто отторгала квалифицированных людей, поскольку выдвигала совсем иной тип руководителей – “командиров производства”, неукоснительно выполнявших директивы центра. Кроме того, почти не осуществлялась подготовка специалистов по управлению.

В результате этого к 90-м годам мы имели по существу всеобщую управленческую безграмотность, в том числе среди руководителей-реформаторов. Это явилось одной из основных причин глубочайшего в новейшей истории системного кризиса российского общества и экономики.

Отношение к менеджменту стало меняться к лучшему в начале 90-х годов, когда демократизация общественной жизни страны позволила широким слоям населения, практическим работникам ознакомиться с накопленным богатым мировым опытом теории и практики менеджмента. А переход к рыночной экономике, обретение предприятиями самостоятельности, рост конкуренции сделали просто необходимым изучение и использование опыта управления в передовых зарубежных странах и ведущих мировых фирмах, обобщение накопленного отечественного опыта, а также проведение дальнейших научных исследований.

Цель учебного курса «Менеджмент» состоит в овладении студентами научными подходами, принципами и методами системы менеджмента как комплексной системы обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта на конкретном рынке, закреплении необходимых навыков для применения их на практике.

Данное учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся в центре дистанционного образования. Может быть использовано также студентами дневной и заочной форм обучения при самостоятельном изучении курса «Менеджмент».

Пособие включает в себя: введение, семь глав основного текста, в каждой из которых имеются контрольные вопросы и вопросы для самопроверки, ответы на вопросы для самопроверки, методические указания по выполнению контрольной работы, словарь терминов и список рекомендуемой литературы. Ответы на контрольные вопросы содержатся в тексте пособия.

Основной текст логически разбит на семь взаимосвязанных глав – от теоретических основ менеджмента, включающих основные понятия и определения, до практических рекомендаций по организации деятельности менеджера, по управлению персоналом организации.

Содержание основного текста позволяет овладеть основами курса «Менеджмент». С помощью контрольных вопросов и вопросов для самопроверки студент имеет возможность проверить свои знания по данному курсу. Список рекомендуемой литературы способствует более глубокому усвоению дисциплины.

После того, как курс «Менеджмент» будет изучен студентом, ему следует выполнить контрольную работу по методическим указаниям, приведенным в конце пособия. Оценка знаний осуществляется посредством тестирования. Тесты разработаны по всем разделам дисциплины «Менеджмент».