Учебные материалы для студентов

Культурология


Культурология



Понятие «душа» культуры. Характеристика основных культурных типов


Особое место в теоретическом исследовании культуры XIX-XX вв. занимает культурологическая концепция немецкого мыслителя Освальда Шпенглера (1880-1936). Его книга «Закат Европы» (1918-1922) стала, по мнению многих специалистов - «одной из самых громких сенсаций XX века». Работа Шпенглера нашла отклик не только у научного сообщества, но. В первом томе своего сочинения философ рассматривает историю стала предметом обсуждения и споров людей весьма далеких от исследовательской деятельности культур на материале искусства и науки, во втором - религии и политики.

В этой «самой современной книге эпохи» Шпенглер пишет:

- о надуманности концепции поступательного развития культуры (и, прежде всего, ее вершины - современной ему - западноевропейской);

- о соотношении понятий «культура» и «жизнь»;

- о невозможности диалога между различными культурами;

- и, наконец, о неизбежности гибели культуры.

Рассмотрим более обстоятельно, перечисленные выше, основные положения культурологической концепции О. Шпенглера. Философ был сторонником дискретного (т. е. прерывного, состоящего из отдельных частей) характера развития истории и культуры. Опираясь на результаты бурно развивающихся биологических наук, подкрепляя свои рассуждения лавинообразно растущим в те годы этнографическим материалом, Шпенглер отстаивал идею функционирования культурных процессов по типу биологических. Подобная тенденция, основанная на использовании методов естественных наук, формировала и новые подходы к изучению культуры. Уподобляя культуру живому организму, ученый констатирует, что она:

- рождается и живет своей особой жизнью, что соответствует мифосимволическому, раннему характеру культуры;

- расцветает и достигает зрелости, выражая себя в метафизико-религиозных, высоких формах;

- стареет и умирает, превращаясь в окостеневшую, позднюю форму культуры.

Всего философ выделил восемь великих культур, достигших своего завершения:

- египетскую (культуру «молчания»);

- индийскую, вавилонскую, китайскую;

- греко-римскую («аполлоновскую»);

- византийскую (магическую);

- культуру «майя»;

- западноевропейскую («фаустовскую», рассудочную).

По его мнению, следует ожидать и появления т. н. «русско-сибирской» культуры.

Полный цикл функционирования каждой культуры охватывает, с точки зрения философа, 1000 лет. Культуры полностью замкнуты, самодостаточны и не способны понять друг друга. Исключение, пожалуй, сделано только для западноевропейской (фаустовской) культуры, которая, по мысли философа, отличается «небывалым восприятием всех предыдущих».

Согласно Шпенглеру, любая культура определяется своим «гештальтом», т. е. первоначалом, первоэлементом - в данном случае «душой».

«Душа культуры» выступает не только средоточием индивидуальности, личности. Каждая человеческая культура также имеет свою «душу», которая выражается в культурной деятельности народа и одухотворяет все ее результаты. Как пишет об этом Шпенглер: «каждой великой культуре присущ тайный язык мирочувствования, вполне понятный лишь тому, чья душа вполне принадлежит этой культуре» /Шпенглер О. Закат Европы. -Т. l. - M., 1993.-C. 342.

Шпенглер выделяет несколько прасимволов, благодаря которым реализуется «коллективная душа» той или иной культуры:

- для египетской культуры - это дорога, как символ вечности, неизменности, предначертанности египетской душе двигаться в заданном раз и навсегда направлении;

- для греческой, аполлонической культуры - это прекрасное человеческое или божественное тело - пластичное, осязаемое, существующее здесь и сейчас;

- для византийско-арабской культуры - это пещера или арка, возбуждающие в данной душе фантазию, мистические настроения, убеждения и неизбежности происходящего в истории и веру в возможность магическим образом предсказывать будущее;

- для западноевропейской культуры - это бесконечность, как нацеленных ввысь готических соборов, так и всеохватывающих философских систем Канта и Гегеля. Душа европейской культуры, постоянно стремящаяся к неизведанному, символически представлена, по мысли Шпенглера, в «Фаусте» Гете. Отсюда и название данного типа души - «фаустовский».

Пройдя период активной, созидательной деятельности, культура перерождается в цивилизацию. На этапе цивилизации культурный организм, как историческое явление, умирает, что, по мысли философа, является закономерным этапом.

Шпенглер разделяет и противопоставляет понятия «культура» и «цивилизация». По его представлениям:

- культура уникальна, основана на неравенстве, элитарна, аристократична и возвышает человека над его практическими нуждами;

- культура создает органичную систему духовно-социальных ориентации для общества и индивида;

- культура национальна, связана с землей и культом, религиозна.

В концепции Шпенглера цивилизация понимается как:

- заключительный этап культуры;

- застывшее, окостеневшее состояние социума;

- торжество научно-технических достижений и упадок искусства.

В своей книге философ утверждает:

- цивилизация основана на неравенстве;

- цивилизация демократична и стремится «превратить мир в один большой город».

«Человек цивилизации» реализует себя: в массовом потреблении, политике, техническом прогрессе, спорте и т. д.

Таковы основные положения культурологической концепции О. Шпенглера. В целом, текст книги «Закат Европы» представляет собой увлекательное художественное сочинение, в котором гармонично соединяются строгая научность и образная художественность.