Учебные материалы для студентов Культурология |
КультурологияКультурология XX века1. Наиболее характерная черта культурологии XX века: 1) рационализм; 2) историзм; 3) плюрализм; 4) религиозность.
2. В каком из направлений современной западной культурологии культура определяется как сублимация бессознательного начала человека? 1) в теориях циклизма и замкнутых цивилизаций (О. Шпенглер и др.); 1) в психоаналитических теориях (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.); 2) в игровой концепции (Й. Хейзинга и др.); 3) в семиотической культурологии (Р. Барт и др.). 3. Какая идея характерна для культурологии ницшеанства? 1) идея переоценки всех ценностей; 2) идея сублимации бессознательного в культурной дея-тельности; 3) идея архетипов коллективного бессознательного как основы культурной деятельности; 4) субстанциализация игры в культуре. 4. Что означает в ницшеанстве понятие «контркультура»? 1) обозначение молодежного движения на Западе 1960–1970-х годов как протеста против культуры «отцов»; 2) любые формы некультурного поведения; 3) отрицание традиции в самых разнообразных сферах общественной жизни – в экономике, политике, морали, искусстве, воспитании; 4) сексуальная революция. 5. Характеристики какой субстанции человеческой души, по Фрейду, здесь приведены: социальная, надзирающая, стыдящаяся, осуществляющая цензуру, репрессивная? 1) Оно; 2) Я; 3) Сверх-Я; 4) душа в целом. 6. Почему, с точки зрения К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного наиболее «чисто» и полно выражены в мифах? 1) благодаря тесной связи мифа с религией; 2) в мифе коллективное бессознательное выражено напрямую в образно-символической форме; 3) благодаря буйной фантазии мифологического мышле-ния; 4) миф является первой попыткой объяснить мир. 7. Выбрать наиболее подходящую характеристику для описания «души культуры» у О. Шпенглера: 1) автономность; 2) рациональность; 3) вечность; 4) механистичность; 8. Что происходит, согласно О. Шпенглеру, когда душа культуры исчерпывает весь свой творческий потенциал? 1) рождение новой души; 2) перерождение этой души в другую душу; 3) обратное развитие души до ее первоначального «младенческого» состояния; 4) смерть души и наступление эпохи цивилизации. 9. Какая реальность субстанциализируется в культурологии постмодернизма? 1) природная; 2) социальная; 3) языковая; 4) экономическая. 10. Как в культурологии постмодернизма называется знак знаков, или образ, не имеющий глубинных смыслов и основания ни в какой реальности, кроме своей собственной? 1) симулякр; 2) ризома; 3) пастиш; 4) деконструкция. Тема 2. Культурология как наука 1. Что является предметом культурологии как науки? 1) объективные закономерности и особенности мировой и национальной культуры; 2) становление и развитие общества как системы экономических, политических отношений; 3) социальных и духовных отношений; 4) духовная жизнь общества и человека; 5) природа, измененная человеком. 2. Когда появляется самостоятельная наука о культуре? 1) V век до н.э.; 2) XVI век; 3) XIX век; 4) XX век. 3. Кто и когда впервые использовал термин «культурология»? 1) V век до н.э. Платон; 2) XVI век Н. Макиавелли; 3) XIX век Гегель; 4) XX век Л. Уайт. 4. Результаты исследования каких наук интегрирует культурология? 1) медицина, физика, биология, астрономия, математика; 2) теология, оккультизм, эзотерические знания; 3) история, этнография, астрология, математика, филоло-гия; 4) этнография, психология, философия, социология, рели-гиоведение. 5. Что составляет предмет культурсоциологии как части культурологии? 1) место культуры среди других общественных явлений, особенности функционирования и развития культуры в той или иной социальной среде; 2) закономерности и факторы, влияющие на состояние народонаселения; 3) все виды художественного творчества, его законы и ис-тория развития; 4) происхождение, расселение народов и их культурно-историческое взаимодействие. 6. Как называется метод изучения культуры как знаковой системы? 1) семиотический; 2) сравнительно-исторический; 3) психологический; 4) диахронический. 7. Какой из методов культурологии используется для выявления и анализа аналогичных явлений культуры в различных культурно-исторических типах? 1) структурно-функциональный; 2) биографический; 3) синхронный анализ; 4) герменевтический. 8. Какие из перечисленных категорий являются собственно культурологическими? 1) культура, общество, человек, сознание, деятельность; 2) народ, быт, жизнь, расселение, обычаи, традиции; 3) аккультурация, артефакт, культурный ареал, культурная ассимиляция, культурная диффузия, хронотоп; 4) знак, символ, метафора, глосса, текст, язык, коммуникация. 9. Какая из функций культурологии как науки здесь определена: раскрывает закономерности развития культуры, создает базу для частных культурологических теорий? 1) мировоззренческая; 2) методологическая; 3) регулятивная; 4) аксиологическая; 10. Какие принципы характерны для классической культурологии XIX века? 1) рационализм, историзм, гуманизм, евроцентризм; 2) иррационализм, антиисторизм, декаданс, плюрализм; 3) материализм, детерминизм, эволюционизм, космоцен-тризм; 4) сциентизм, природоцентризм, функционализм, механицизм. Тема 3. Сущность и структура культуры 1. Первоначальный смысл слова «культура» в переводе с латинского языка: 1) поклонение, почитание; 2) население, заселение; 3) возделывание, обработка; 4) образованность, воспитанность. 2. Для какой эпохи характерно понимание культуры как реализации гуманистических идеалов и универсальных возможностей личности? 1) Древний Восток; 2) Античность; 3) Средневековье; 4) Возрождение. 3. Какое из определений культуры является наиболее общим – философским? 1) культура как вся творческая, созидательная деятельность человека и ее результат; 2) культура как определенная эпоха в развитии человечества; 3) культура как совокупность духовных ценностей, создаваемых людьми; 4) культура как степень образованности и воспитанности человека. 4. Что из перечисленного относится к материальной культуре? 1) орудия труда; 2) скульптура; 3) предметы религиозного культа; 4) музыкальные инструменты. 5. Что из перечисленного относится к духовной культуре? 1) экологическая культура; 2) культура труда и материального производства; 3) педагогическая культура; 4) культура топоса, т.е. места жительства. 6. Что такое «ценности культуры»? 1) значимые для человека и общества положительные ориентиры материальной и духовной жизни; 2) представления людей об абсолютных совершенствах, к которым необходимо стремиться; 3) нормы общественной жизни, которые необходимо соблюдать; 4) любые идеи человека. 7. Какие формы культуры являются регуляторами общественной жизни? 1) корпоративные церемонии; 2) технологии производства; 3) методы научного познания; 4) правовые нормы. 8. Какая форма культуры здесь определяется: культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, и включающая мифы, легенды, сказки, песни и танцы? 1) элитарная культура; 2) народная культура; 3) массовая культура; 4) молодежная субкультура. 9. Что такое «субкультура»? 1) физическая культура; 2) культура личности; 3) культура поведения; 4) культура в культуре. 10. По какому принципу осуществляется историческая (линейная) типологизация культуры? 1) по способу трансляции культуры; 2) по специфике социальной солидарности; 3) по хронологической последовательности; 4) по преобладанию какой-либо социальной подсистемы. Тема 4. Статика и динамика культуры 1. Что не входит в определение труда как основного фактора культурной динамики? 1) инстинктивность; 2) целенаправленность; 3) социальность; 4) производительность. 2. Что из перечисленного характеризует динамику культуры? 1) традиция; 2) адаптация; 3) вандализм; 4) культурная диффузия. 3. Какие природные факторы влияют на формирование своеобразного восприятия культурного времени народа? 1) природный рельеф – равнины, горы, море; 2) природные циклы – смена дня и ночи, времен года, стихийных явлений; 3) величина границ освоенного природного мира; 4) степень скученности населения. 4. Что может быть причиной циклических изменений в культуре? 1) природно-биологический цикл (смена времен года, циклы жизни человека, смена поколений и т.п.); 2) религиозный фактор; 3) деградация культуры; 4) субъективный фактор. 5. Как в культурологии определяется «традиция»? 1) совокупность стереотипных коллективных действий, которыми совершается или закрепляется обычай; 2) общепризнанное правило или образец поведения человека; 3) способ существования социального или культурного наследия, передаваемого от одного поколения к другому; 4) социальная регуляция деятельности или поведения людей, которая воспроизводится в обществе или социальной группе и стала привычной для его членов. 6. Каким понятием определяется промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры? 1) культурный шок; 2) конформизм; 3) контркультура; 4) культурная маргинальность. 7. Какие изменения в культуре можно считать кризисными? 1) инновационные; 2) смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и моды; 3) культурный застой; 4) упрощение, упадок и деградация культуры. 8. Каким понятием характеризуется противодействие традиции, отрицание традиционных норм и ценностей, отказ от любых культурных форм, «сдерживающих свободную самореализацию личности»? 1) кризис культуры; 2) китч; 3) контркультура; 4) инновация. 9. Как называется процесс усвоения новых ценностей и поглощения (полного или частичного) одной культуры другой (как правило, более сильной)? 1) культурная диффузия; 2) культурная ассимиляция; 3) инкультурация; 4) культурная геттоизация. 10. Согласно формационной (надстроечной) модели развития культуры в марксизме, между рабовладельческой и буржуазной культурами развивается: 1) архаическая культура; 2) аграрная культура; 3) феодальная культура; 4) индустриальная культура. Тема 5. Становление культуры в первобытную эпоху 1. С помощью какого метода можно изучать первобытную культуру? 1) археологический; 2) биографический; 3) герменевтический; 4) семиотический. 2. Как называется наука, изучающая ископаемые останки первобытного человека? 1) археология; 2) история; 3) культурология; 4) палеоантропология. 3. Как называется процесс становления человека как биологического вида? 1) антропогенез; 2) социогенез; 3) культурогенез; 4) эволюция. 4. Что такое синкретизм первобытной культуры? 1) примитивность мышления первобытного человека; 2) преобладание базовых потребностей первобытного че-ловека; 3) объективная и субъективная зависимость первобытного человека от природы и коллектива; 4) преобладание присваивающей деятельности над производящей деятельностью. 5. Какие потребности первобытного человека можно отнести к «базовым»? 1) физиологические; 2) экономические; 3) религиозные; 4) познавательные. 6. Как называются фундаментальные формы человеческой жизни и мышления, существующие независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества, которые начали формироваться в первобытную эпоху? 1) ценности; 2) традиции; 3) культурные универсалии; 4) трудовые навыки. 7. Как называется уподобление человеческому обличию и человеческим качествам предметов и явлений природы и сверхъестественного мира (очеловечивание)? 1) зооморфизм; 2) теоморфизм; 3) социоморфизм; 4) антропоморфизм. 8. Какие предпосылки религии здесь перечислены: ограниченность человеческого познания, синкретичность знаний и заблуждений, отрыв познания от практики, способность сознания человека к творческой фантазии и воображению? 1) социальные; 2) антропологические; 3) гносеологические; 4) психологические. 9. Как называется культ вещей, наделяемых сверхъестественными свойствами? 1) тотемизм; 2) фетишизм; 3) магия; 4) анимизм. 10. Какова основная функция первобытного искусства? 1) познавательная; 2) магико-религиозная; 3) воспитательная; 4) эстетическая. 11. Как классифицируются первобытные мифы, объясняющие происхождение богов? 1) космогонические; 2) антропогонические; 3) теогонические; 4) культовые. 12. Переход от присваивающих видов деятельности к производящим (сельскому хозяйству) называется: 1) ритуал; 2) фетишизм; 3) цивилизация; 4) неолитическая революция. Тема 6. Культура древних цивилизаций Востока 1. Какова этимология слова «цивилизация»? 1) гражданский; 2) народный; 3) божественный; 4) хозяйственный. 2. Что было не характерно для культур Древнего Востока? 1) теократизм; 2) деспотизм; 3) традиционализм; 4) антропоцентризм. 3. Значение слова «лугаль»: 1) плуг, используемый в земледелии древневосточных цивилизаций; 2) представитель знати, правитель города или вождь в государствах Месопотамии; 3) основная меновая единица в Вавилоне; 4) сказочное существо – человекобык, гений-покровитель народов Месопотамии. 4. Что из перечисленного относится к заупокойному культу в Древнем Египте? 1) поклонение животным; 2) двойная корона фараонов; 3) бальзамирование и мумификация; 4) религиозная реформа Аменхотепа IV. 5. Что изобрели древние египтяне? 1) бумагу; 2) часы; 3) компас; 4) колесо. 6. Какая стадия в жизни мужчины из трех высших каст в Древней Индии является последней в соответствии с учением брахманизма? 1) ученичество; 2) стадия религиозной жизни; 3) стадия домохозяина; 4) странничество. 7. Как называется действие, предполагающее последующее вознаграждение или наказание в буддизме? 1) сансара; 2) карма; 3) нирвана; 4) йога. 8. Что такое «ахимса»? 1) буддийская община, членами которой являются монахи; 2) символ духовной сущности и духовного видения, изображаемый на лбу богов ранга будд («третий глаз»); 3) вселенский закон, обеспечивающий регулярность космических процессов; 4) «невреждение», т.е. отказ от причинения вреда любой живой особи. 9. Что означает «жэнь» в конфуцианстве? 1) идеальный человек, обладающий гуманностью, мудростью и постоянным стремлением к самосовершенствованию; 2) ритуал, традиции, предписания, обряды, неукоснительность следования которым составляла одну из основ конфуцианского учения; 3) маленький (ничтожный), а иногда – подлый человек, руководствующийся прежде всего «выгодой»; 4) приведение всех явлений человеческой жизни в соответствии с их функциями и способностями на основе Небесного закона. 10. Какое из объяснений больше подходит для даосистского принципа «недеяния» («у вэй»)? 1) действие без намерения, ненарочитое, спонтанное; 2) следование естественности, слияние с ней; 3) бездействие человека, только созерцание действительности; 4) погружение человека в себя, внутреннее созерцание. Тема 7. Культура Античности 1. Какое высказывание античного философа наиболее точно передает смысл античного антропоцентризма? 1) Гераклит: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые»; 2) Протагор: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют»; 3) Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю»; 4) Платон: «Уподобиться Богу так, как это только возможно и доступно человеку, достигнув праведности, святости и вместе с тем мудрости». 2. Чем был космос для эллинов? 1) системой созвездий, планет, размещенных в пустоте, имеющей конечные границы; 2) чем-то надчеловеческим, необъяснимым, властвующим над человеком; 3) местом обитания бессмертных богов, управляющих миром и судьбой человека; 4) материальным, прекрасным, рационально организованным, совершенным универсумом. 3. Как определялся идеал красоты в античной Греции? 1) пышность, вычурность, декоративность; 2) уравновешенность, естественность, зрелость; 3) хрупкость, болезненность, сложность; 4) психологичность, индивидуальность, оригинальность. 4. Почему профессия актера в Древней Греции давала юридические привилегии и благоволение властей? 1) театр в Греции выполнял идеологическую функцию и политический заказ; 2) профессиональная деятельность актера приравнивалась к «священнодействию», так как театр во многом относился к религиозному культу; 3) театр был излюбленным развлечением знати и правителей; 4) греческое общество постоянно требовало «хлеба и зрелищ», что и обеспечивало правительство с помощью театра. 5. Как называлось в Древней Греции соединение в человеке физического совершенства (красота и сила) и высоких нравственных достоинств (справедливость, разумность, целомудрие и мужество)? 1) экклексия; 2) психе; 3) архэ; 4) калокагатия. 6. Как Аристотель определял процесс освобождения и «очищения» души человека с помощью благотворного влияния поэзии, музыки и трагедии? 1) агора; 2) автаркия; 3) пайдейя; 4) катарсис. 7. Время правления какого стратега называют «золотым веком» Афин? 1) Тесей; 2) Солон; 3) Клисфен; 4) Перикл. 8. Выбрать наиболее подходящую характеристику культуры Древнего Рима: 1) эстетизм; 2) мифологичность; 3) практицизм; 4) традиционализм. 9. Как в Древнем Риме называлась форма рабовладельческой монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император считался лишь первым среди сенаторов, являясь на деле единодержавным правителем? 1) военная диктатура; 2) республика; 3) принципат; 4) доминат. 10. Как в Древнем Риме назывался дух-покровитель каждой отдельной личности, являвшийся ее жизненной силой? 1) Янус; 2) Лар; 3) Пенат; 4) Гений. Тема 8. Культура европейского Средневековья 1. Что не относится к основным достижениям средневековой культуры? 1) формирование европейских государств, наций и языков; 2) романский и готический стили в искусстве; 3) развитие мировой торговли и промышленности; 4) появление университетского образования. 2. Выделить основную черту средневековой культуры: 1) антропоцентризм; 2) теоцентризм; 3) секуляризация; 4) космологизм. 3. К основам христианского вероучения не относится: 1) идея триединства Бога; 2) идея боговоплощения в сыне; 3) идея греховности, воздаяния и искупления грехов; 4) идея богоизбранничества одного народа. 4. В чем проявляется христианское мировоззрение в средневековой культуре? 1) рыцарских турнирах; 2) поэзии трубадуров; 3) романском художественном стиле; 4) карнавалах. 5. Что является теоретическим источником христианства? 1) даосизм; 2) философия неоплатонизма; 3) атомизм Демокрита; 4) Ведическое наследие. 6. Что такое септуагинта? 1) название одной из глав Ветхого Завета; 2) название греческого перевода Ветхого Завета (III в. до н.э.) для иудеев, живших за пределами Палестины; 3) сокращенное название латинского перевода Библии, вошедшего с VII века в повсеместное использование в Западной Церкви; 4) имя одной из христианских святых. 7. В чем заключается основная функция иконописи в христианстве? 1) историческая: рассказ о жизни Христа, Богоматери, святых и т.п.; 2) эстетическая: красота художественных образов; 3) религиозная: создание молельных образов, воплощаю-щих сверхчувственные представления в чувственно воспринимаемых формах; 4) творческая: поиск индивидуального стиля каждым иконописцем для максимально точного воплощения религиозной идеи. 8. Почему Й. Хейзинга назвал рыцарскую любовь (к Даме сердца) «эстетическим средством украшения жизни»? 1) в такой любви не было никакой опасности, но лишь одни удовольствия; 2) рыцарь стремился «красиво умереть» за свою Даму; 3) рыцарская любовь имела в основном романтический характер, поэтому «красиво стилизовалась»; 4) рыцарская любовь была основной темой куртуазной литературы. 9. Какой элемент рыцарской культуры можно считать исключительно светским? 1) кодекс рыцарской чести; 2) рыцарские турниры; 3) куртуазная поэзия; 4) крестовые походы. 10. Какое сословие в Средние века было носителем смеховой культуры? 1) духовенство; 2) феодалы; 3) крестьяне; 4) горожане. Тема 9. Культура Возрождения 1. Что означает термин «Возрождение» применительно к западноевропейской культуре XIV–XVI веков? 1) восстановление классической «золотой изящной латы-ни»; 2) отказ от христианских идеалов Средневековья и «воскрешение» идеалов Античности; 3) синтез нового гуманистического мировоззрения с античными и христианскими идеями; 4) секуляризацию культурной жизни. 2. Какое из определений наиболее точно подходит для характеристики принципа гуманизма эпохи Ренессанса? 1) человеколюбие – провозглашение любви главным принципом человеческих отношений; 2) мировоззрение, отделяющее «земного» человека от «религиозного» и провозглашающее атеизм; 3) мировоззрение, основанное на личностном самосозна-нии и провозглашающее свободу, творческую само-стоятельность и достоинство человека; 4) мировоззрение, основанное на общественном долге че-ловека, провозглашающее гражданственность и пат-риотизм главными принципами человеческих взаимо-отношений. 3. Кто из перечисленных деятелей является виднейшим мыслителем-гуманистом – представителем движения внутри культурной элиты Европы XIV–XVI веков? 1) Фома Аквинский; 2) Лоренцо Валла; 3) Николай Коперник; 4) Джордано Бруно. 4. Что означает термин «пантеизм» как важная черта ренессансного мировоззрения? 1) обожествление человека; 2) признание за Богом единственной роли Демиурга (Творца); 3) отождествление Бога и природы, обожествление природы; 4) окончательное отделение Бога и природы. 5. Что не характерно для итальянского Ренессанса? 1) элитарность; 2) светский характер; 3) народность; 4) идеализация личности. 6. Кто из художников итальянского Ренессанса является автором следующих картин: «Мадонна в скалах», «Портрет Джиневры де Бенчи», «Мадонна Бенуа», «Портрет Чечилии Галлерани», «Красавица с повязкой», «Тайная вечеря», «Святая Анна», «Святой Иоанн Креститель»? 1) Сандро Боттичелли; 2) Джотто ди Бондоне; 3) Леонардо да Винчи; 4) Рафаэль Санти; 7. Что характерно для культуры северного Возрождения? 1) религиозность; 2) атеизм; 3) провозглашение свободы нравов; 4) прямое влияние античной культуры. 8. Какой характер носило движение Реформации в северной Европе XVI–XVII веков? 1) антикатолический; 2) антибуржуазный; 3) антирелигиозный; 4) антинародный. 9. Выделить основную черту протестантской этики: 1) гедонизм; 2) трудолюбие, упорный труд по призванию; 3) талион (мстительность); 4) патриотизм. 10. Почему победившая на севере Европы Реформация ограничила развитие церковного искусства? 1) протестантизм переносит внимание верующего с культа и обрядности на проповедь и личную веру, тем самым отвергая значение художественной образности; 2) протестантизм отрицает возможность «достоверного изображения» сверхъестественного мира, а значит, и роль искусства в религии; 3) протестантизм сознательно противостоит католицизму, отвергая все его методы (в том числе и художественные) воздействия на верующих; 4) протестанты не поняли значения искусства в воспитании и поддержании у человека религиозного чувства. Тема 10. Культура Нового времени 1. Выделить один из источников европейского рационализма Нового времени: 1) математика и астрономия Древнего Востока, с помощью которых создавались ирригационные системы, строились пирамиды и другие «правильные» сооружения и т.п.; 2) античный космологизм с его признанием логичного, целесообразного, гармоничного устройства Вселенной и возможности ее познания человеком; 3) средневековая схоластика с ее идеями «просвещенной веры» и логическими доказательствами религиозных положений; 4) натурфилософия Возрождения с ее пантеизмом и реалистическим отношением к миру. 2. Что не характерно для западноевропейской культуры Нового времени? 1) гуманизм; 2) наукоцентризм; 3) европеизм; 4) пессимизм. 3. В чем заключается смысл феномена Просвещения в западноевропейской культуре XVIII века? 1) убежденность в решающей роли научных и философских знаний для общественного прогресса; 2) возвращение к античной философии как основе воспитания и образования; 3) провозглашение необходимости «просвещенной веры» и развития религиозного образования; 4) антитрадиционализм: отказ от ценностей прошлых эпох. 4. В каком художественном стиле Нового времени в качестве основного принципа творчества провозглашается рационализм и нормативность? 1) барокко; 2) рококо; 3) классицизм; 4) романтизм. 5. Что такое «деизм» как характерный признак натурфилософии Нового времени? 1) учение, считающее бога абсолютной бесконечной лич-ностью, стоящей над миром и человеком; 2) учение, отождествляющее бога с природой и рассмат-ривающее природу как воплощение божества; 3) учение, признающее бога творцом мира, но отвергаю-щее его участие в жизни природы и общества; 4) учение, отвергающее всю совокупность религиозных представлений. 6. Кто из ученых Нового времени открыл законы относительности движения, падения тел, колебания маятника, а также изобрел телескоп и благодаря этому открыл спутники Юпитера, фазы Венеры, горы на Луне и солнечные пятна? 1) Г. Галилей; 2) И. Ньютон; 3) И. Кеплер; 4) У. Гарвей. 7. Выделить определение механицизма: 1) устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему звеньев, в которой движение одного или нескольких тел вызывает определенные движения остальных тел системы; 2) замена ручных средств труда машинами и механизмами; внедрение технических средств в различные области деятельности человека; 3) наука, изучающая механическое движение и равновесие материальных тел (сред) под действием сил; 4) философское учение, которое сводит все качественное многообразие изменений в природе к механическому движению, а все сложные закономерности развития – к законам механики. 8. Какая черта не характерна для стиля барокко? 1) воплощение идеи превосходства разума над чувствами; 2) отражение противоречивости мира (материального и духовного, человеческого и божественного, чувственного и рационального, мужского и женского, природы и человека); 3) мера красоты – богатство и великолепие; 4) оптимистичность, жизнеутверждение. 9. Кто из перечисленных деятелей является русским просветителем? 1) Петр I; 2) Д. Аничков; 3) Екатерина II; 4) М. Державин. 10. Выделить идею, лежащую в основе стиля романтизм: 1) решительное неприятие буржуазного образа жизни и провозглашение революционных социалистических целей; 2) провозглашение долга главным принципом жизни человека; 3) мучительные поиски истины, стремление к идеалу и невозможность его достижения; 4) превосходство разума над чувствами. Тема 11. Культура Новейшего времени 1. Какая характеристика наиболее подходит для определения модернизма? 1) идеологичность; 2) народность; 3) религиозность; 4) антитрадиционализм. 2. Почему произведения модернистского искусства не рассчитаны на однозначное восприятие и прочтение? 1) в произведениях отсутствует какой бы то ни было смысл, и каждый волен придумывать этот смысл для себя; 2) в произведении зашифрованы сразу несколько смыслов, и каждый может выбрать для себя один из них; 3) в произведениях отражается внутренняя свобода и индивидуальность автора, особое видение и понимание им окружающего мира, что делает невозможным их однозначное толкование; 4) в произведениях используются разнообразные символы и знаки, которые невозможно однозначно истолковать. 3. Какая культура ориентируется на «среднего потребителя», стандартное восприятие и «сиюминутные запросы»? 1) элитарная; 2) народная; 3) молодежная; 4) массовая. 4. Что означает слово «символизм» как название направления в литературе и искусстве конца XIX – начала XХ веков? 1) представление об искусстве как символе непознаваемых сущностей и мистических смыслов, выходящих за пределы реального земного бытия и постигаемых лишь интуитивно; 2) представление об искусстве как средстве воплощения настроений смерти и небытия в зашифрованных, условных формах; 3) представление об искусстве как средстве схематизации изображаемого мира для выделения наиболее существенных его свойств; 4) представление об искусстве как способе абсолютно свободного творческого действия, с помощью которого создаются специфические уникальные знаки для обозначения придуманного автором художественного мира. 5. Определить название модернистского направления в архитектуре, для которого характерно множество кривых линий, нагромождение декоративных элементов, несимметричность фасадов, напоминающих живые организмы, принцип уподобления природной и рукотворной форме, использование орнамента: 1) модерн; 2) функционализм; 3) конструктивизм; 4) неоклассицизм. 6. Какое из направлений модернистского искусства базируется на учении З. Фрейда о ключевой роли бессознательного в творчестве? 1) сюрреализм; 2) фовизм; 3) экспрессионизм; 4) абстракционизм. 7. Представителями какого авангардистского направления в искусстве были В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Р. и С. Делоне, Ф. Купка? 1) дадаизм; 2) абстракционизм; 3) футуризм; 4) символизм; 8. Характеристики какой эпохи в развитии мировой цивилизации здесь перечислены: переход от производства товаров к производству услуг, преобладание профессионалов и классных специалистов, ведущая роль теоретического знания, ускорение темпов развития и «морального износа» материальных продуктов и знаний, возрастание потребления общественных благ, проблемы выживания человечества, плюрализм взглядов и «мягкая идеология»? 1) архаическая; 2) аграрная; 3) индустриальная; 4) постиндустриальная. 9. Какая культурная ситуация здесь описывается? «Развитие технических средств коммуникаций приводит не к подлинному общению людей, а к культурному смешению, в котором нельзя нащупать живого бытия. Мир видится не как органическое, а как случайное, механическое единство своих частей. Человек заворожен эклектическим смешением всего со всем; он не ищет ничего определенного, для него важным становится игра, а не реальность, и он был бы рад даже потерять самого себя»: 1) контркультура; 2) модернизм; 3) культурная революция; 4) постмодерн. 10. Как в культурологии постмодернизма называются знаки знаков, образы, не имеющие глубинных смыслов и связей с реальностью и образующие гиперреальность, т.е. абсолютно искусственный («виртуальный») мир? 1) символы; 2) симулякры; 3) матрицы; 4) ризомы. Тема 12. Культура исламского мира 1. Когда возник ислам? 1) V век до н.э.; 2) I век; 3) VII век; 4) IX век. 2. Какую роль сыграло принятие ислама арабами в Аравии? 1) обретение арабами единого языка; 2) политическое объединение арабов; 3) экономическое усиление арабских племен в Аравии; 4) возможность противостоять иудеям и христианам. 3. Почему Коран в религиозном культе используется только на арабском языке? 1) текст Корана – прямая речь Аллаха, произнесенная по-арабски; 2) перевод Корана на другие языки искажает его изначальный смысл; 3) Коран используется для богослужения только арабами; 4) Коран написан арабским пророком Мухаммедом. 4. Что такое шариат в арабо-мусульманской культуре? 1) ежегодный налог в пользу бедных; 2) священная война против неверных; 3) система религиозных, юридических и моральных норм традиционного ислама; 4) религиозная школа или университет. 5. Кто такой Мухаммед для мусульман? 1) последний из пророков единого Бога, сумевший передать Божественную истину; 2) первый халиф Арабского Халифата; 3) святой; 4) человек, основавший шиизм. 6. Как можно интерпретировать высказывание из Корана: «Бог создал вас и то, что вы делаете»? 1) как предопределение Аллахом судьбы людей; 2) как веру в единственного, единого, вечного и всемогущего Аллаха; 3) как необходимость строгого соблюдения всех правил ислама; 4) как произнесение шахады. 7. Почему в искусстве ислама существует правило воздерживаться от изображения людей и животных? 1) считается, что формовщиком живого может быть только Аллах, который один способен дать своим творениям душу; 2) художник может исказить облик живого, и за это будет наказан Аллахом; 3) животные и люди подобны Аллаху, которого запрещено изображать; 4) животные и люди могут грешить, поэтому не достойны быть изображаемы. 8. Как в искусстве ислама называется причудливый орнамент, построенный по геометрической сетке с бесконечным повторением одних и тех же мотивов? 1) салят; 2) каллиграфия; 3) талик; 4) арабеска. 9. Из каких обязательных элементов состоит мечеть? 1) медресе, купол, минарет, внешние стены, пятиконечная звезда и полумесяц; 2) рибат, купол, минарет, квадратный двор, водоем с проточной водой; 3) масджит, купол, минарет, водоем с проточной водой, михраб; 4) купол, минарет, михраб, квадратный двор, водоем с проточной водой, пятиконечная звезда и полумесяц. 10. Почему в странах ислама существуют особые принципы коммерческой и банковской деятельности (мушарака)? 1) так как существует запрет на ростовщичество и получение ссудного процента; 2) так как Коран провозглашает равенство всех людей и тем самым справедливое распределение богатства в обществе; 3) так как в середине XX века было провозглашено единство экономического пространства стран ислама; 4) так как ислам в принципе отрицает коммерческие отношения с немусульманскими странами. Тема 13. Культура России 1. Что относится к славянским корням русской культуры? 1) язычество древних славян; 2) православие; 3) славянская письменность; 4) государственность. 2. Почему изначально на Руси складывались коллективные формы ведения сельского хозяйства? 1) индивидуализм «не в крови» русского человека; 2) это связано с «рискованным земледелием» и невозможностью индивидуального труда; 3) это связано с религиозными традициями древних славян; 4) древнерусское государство изначально тяготело к «плановой экономике» и коллективному распределению трудовых ресурсов. 3. Кого славяне называли волхвами? 1) жрецов языческих культов и прорицателей; 2) колдунов; 3) философов; 4) племенных старейшин. 4. Какие элементы славянской языческой веры сохранились в русском православии? 1) аскетичность и многие бытовые ограничения; 2) вера в загробное воздаяние (рай или ад); 3) особое почитание Богородицы как продолжение культа Матери-земли; 4) мессианская идея спасения народа. 5. В чем заключается основное назначение иконостаса в русском православном храме? 1) это алтарная преграда; 2) это своего рода «картинная галерея», позволяющая продемонстрировать все самые главные православные иконы; 3) это своего рода «декорация», в которой проходят яркие и красочные церковные службы; 4) это дань традиции византийскому христианству, которое и было воспринято на Руси. 6. В чем заключалось влияние татаро-монгольской культуры на русскую культуру? 1) государственность; 2) искусство; 3) язык; 4) религия. 7. Какие функции были у князей в Древней Руси? 1) судебные; 2) правительственные; 3) религиозные; 4) военные. 8. Почему с XV века для строительства Москвы приглашались итальянские архитекторы? 1) для того чтобы русские зодчие учились у них и осваивали западные приемы строительства; 2) в то время у России были тесные экономические кон-такты с Италией, и приглашение итальянских архитек-торов было взаимовыгодной экономической сделкой; 3) этим проводилась идея преемственности власти московских государей и римских императоров, а значит, и идея «Москвы как третьего Рима»; 4) в то время это был пока единственный способ европеизации русской культуры. 9. Кто является архитектором Екатерининского дворца в Царском Селе? 1) Доменико Трезини; 2) Франческо Бартоломео Растрелли; 3) Василий Иванович Баженов; 4) Карл Иванович Росси. 10. Как меняются задачи искусства в России на рубеже XIX–XX веков? 1) искусство начинает проповедовать, просвещать, обличать; 2) искусство стремится выйти за привычные пределы и преобразовать мир по законам красоты; 3) искусство стремится слиться с действительностью, стать как будто бы незаметным; 4) искусство стремится к примитиву, т.е. к своим истокам. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |