Учебные материалы для студентов

Культурология


Культурология



Культурология XX века


1. Наиболее характерная черта культурологии XX века:

1) рационализм;

2) историзм;

3) плюрализм;

4) религиозность.

2. В каком из направлений современной западной культурологии культура определяется как сублимация бессознательного начала человека?

1) в теориях циклизма и замкнутых цивилизаций (О. Шпенглер и др.);

1) в психоаналитических теориях (З. Фрейд, К.Г. Юнг и др.);

2) в игровой концепции (Й. Хейзинга и др.);

3) в семиотической культурологии (Р. Барт и др.).

3. Какая идея характерна для культурологии ницшеанства?

1) идея переоценки всех ценностей;

2) идея сублимации бессознательного в культурной дея-тельности;

3) идея архетипов коллективного бессознательного как основы культурной деятельности;

4) субстанциализация игры в культуре.

4. Что означает в ницшеанстве понятие «контркультура»?

1) обозначение молодежного движения на Западе 1960–1970-х годов как протеста против культуры «отцов»;

2) любые формы некультурного поведения;

3) отрицание традиции в самых разнообразных сферах общественной жизни – в экономике, политике, морали, искусстве, воспитании;

4) сексуальная революция.

5. Характеристики какой субстанции человеческой души, по Фрейду, здесь приведены: социальная, надзирающая, стыдящаяся, осуществляющая цензуру, репрессивная?

1) Оно;

2) Я;

3) Сверх-Я;

4) душа в целом.

6. Почему, с точки зрения К.Г. Юнга, архетипы коллективного бессознательного наиболее «чисто» и полно выражены в мифах?

1) благодаря тесной связи мифа с религией;

2) в мифе коллективное бессознательное выражено напрямую в образно-символической форме;

3) благодаря буйной фантазии мифологического мышле-ния;

4) миф является первой попыткой объяснить мир.

7. Выбрать наиболее подходящую характеристику для описания «души культуры» у О. Шпенглера:

1) автономность;

2) рациональность;

3) вечность;

4) механистичность;

8. Что происходит, согласно О. Шпенглеру, когда душа культуры исчерпывает весь свой творческий потенциал?

1) рождение новой души;

2) перерождение этой души в другую душу;

3) обратное развитие души до ее первоначального «младенческого» состояния;

4) смерть души и наступление эпохи цивилизации.

9. Какая реальность субстанциализируется в культурологии постмодернизма?

1) природная;

2) социальная;

3) языковая;

4) экономическая.

10. Как в культурологии постмодернизма называется знак знаков, или образ, не имеющий глубинных смыслов и основания ни в какой реальности, кроме своей собственной?

1) симулякр;

2) ризома;

3) пастиш;

4) деконструкция.

Тема 2. Культурология как наука

1. Что является предметом культурологии как науки?

1) объективные закономерности и особенности мировой и национальной культуры;

2) становление и развитие общества как системы экономических, политических отношений;

3) социальных и духовных отношений;

4) духовная жизнь общества и человека;

5) природа, измененная человеком.

2. Когда появляется самостоятельная наука о культуре?

1) V век до н.э.;

2) XVI век;

3) XIX век;

4) XX век.

3. Кто и когда впервые использовал термин «культурология»?

1) V век до н.э. Платон;

2) XVI век Н. Макиавелли;

3) XIX век Гегель;

4) XX век Л. Уайт.

4. Результаты исследования каких наук интегрирует культурология?

1) медицина, физика, биология, астрономия, математика;

2) теология, оккультизм, эзотерические знания;

3) история, этнография, астрология, математика, филоло-гия;

4) этнография, психология, философия, социология, рели-гиоведение.

5. Что составляет предмет культурсоциологии как части культурологии?

1) место культуры среди других общественных явлений, особенности функционирования и развития культуры в той или иной социальной среде;

2) закономерности и факторы, влияющие на состояние народонаселения;

3) все виды художественного творчества, его законы и ис-тория развития;

4) происхождение, расселение народов и их культурно-историческое взаимодействие.

6. Как называется метод изучения культуры как знаковой системы?

1) семиотический;

2) сравнительно-исторический;

3) психологический;

4) диахронический.

7. Какой из методов культурологии используется для выявления и анализа аналогичных явлений культуры в различных культурно-исторических типах?

1) структурно-функциональный;

2) биографический;

3) синхронный анализ;

4) герменевтический.

8. Какие из перечисленных категорий являются собственно культурологическими?

1) культура, общество, человек, сознание, деятельность;

2) народ, быт, жизнь, расселение, обычаи, традиции;

3) аккультурация, артефакт, культурный ареал, культурная ассимиляция, культурная диффузия, хронотоп;

4) знак, символ, метафора, глосса, текст, язык, коммуникация.

9. Какая из функций культурологии как науки здесь определена: раскрывает закономерности развития культуры, создает базу для частных культурологических теорий?

1) мировоззренческая;

2) методологическая;

3) регулятивная;

4) аксиологическая;

10. Какие принципы характерны для классической культурологии XIX века?

1) рационализм, историзм, гуманизм, евроцентризм;

2) иррационализм, антиисторизм, декаданс, плюрализм;

3) материализм, детерминизм, эволюционизм, космоцен-тризм;

4) сциентизм, природоцентризм, функционализм, механицизм.

Тема 3. Сущность и структура культуры

1. Первоначальный смысл слова «культура» в переводе с латинского языка:

1) поклонение, почитание;

2) население, заселение;

3) возделывание, обработка;

4) образованность, воспитанность.

2. Для какой эпохи характерно понимание культуры как реализации гуманистических идеалов и универсальных возможностей личности?

1) Древний Восток;

2) Античность;

3) Средневековье;

4) Возрождение.

3. Какое из определений культуры является наиболее общим – философским?

1) культура как вся творческая, созидательная деятельность человека и ее результат;

2) культура как определенная эпоха в развитии человечества;

3) культура как совокупность духовных ценностей, создаваемых людьми;

4) культура как степень образованности и воспитанности человека.

4. Что из перечисленного относится к материальной культуре?

1) орудия труда;

2) скульптура;

3) предметы религиозного культа;

4) музыкальные инструменты.

5. Что из перечисленного относится к духовной культуре?

1) экологическая культура;

2) культура труда и материального производства;

3) педагогическая культура;

4) культура топоса, т.е. места жительства.

6. Что такое «ценности культуры»?

1) значимые для человека и общества положительные ориентиры материальной и духовной жизни;

2) представления людей об абсолютных совершенствах, к которым необходимо стремиться;

3) нормы общественной жизни, которые необходимо соблюдать;

4) любые идеи человека.

7. Какие формы культуры являются регуляторами общественной жизни?

1) корпоративные церемонии;

2) технологии производства;

3) методы научного познания;

4) правовые нормы.

8. Какая форма культуры здесь определяется: культура, создаваемая анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки, и включающая мифы, легенды, сказки, песни и танцы?

1) элитарная культура;

2) народная культура;

3) массовая культура;

4) молодежная субкультура.

9. Что такое «субкультура»?

1) физическая культура;

2) культура личности;

3) культура поведения;

4) культура в культуре.

10. По какому принципу осуществляется историческая (линейная) типологизация культуры?

1) по способу трансляции культуры;

2) по специфике социальной солидарности;

3) по хронологической последовательности;

4) по преобладанию какой-либо социальной подсистемы.

Тема 4. Статика и динамика культуры

1. Что не входит в определение труда как основного фактора культурной динамики?

1) инстинктивность;

2) целенаправленность;

3) социальность;

4) производительность.

2. Что из перечисленного характеризует динамику культуры?

1) традиция;

2) адаптация;

3) вандализм;

4) культурная диффузия.

3. Какие природные факторы влияют на формирование своеобразного восприятия культурного времени народа?

1) природный рельеф – равнины, горы, море;

2) природные циклы – смена дня и ночи, времен года, стихийных явлений;

3) величина границ освоенного природного мира;

4) степень скученности населения.

4. Что может быть причиной циклических изменений в культуре?

1) природно-биологический цикл (смена времен года, циклы жизни человека, смена поколений и т.п.);

2) религиозный фактор;

3) деградация культуры;

4) субъективный фактор.

5. Как в культурологии определяется «традиция»?

1) совокупность стереотипных коллективных действий, которыми совершается или закрепляется обычай;

2) общепризнанное правило или образец поведения человека;

3) способ существования социального или культурного наследия, передаваемого от одного поколения к другому;

4) социальная регуляция деятельности или поведения людей, которая воспроизводится в обществе или социальной группе и стала привычной для его членов.

6. Каким понятием определяется промежуточность, неадаптивность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, а соответственно и типами культуры?

1) культурный шок;

2) конформизм;

3) контркультура;

4) культурная маргинальность.

7. Какие изменения в культуре можно считать кризисными?

1) инновационные;

2) смена духовных стилей, художественных жанров и направлений, ориентаций и моды;

3) культурный застой;

4) упрощение, упадок и деградация культуры.

8. Каким понятием характеризуется противодействие традиции, отрицание традиционных норм и ценностей, отказ от любых культурных форм, «сдерживающих свободную самореализацию личности»?

1) кризис культуры;

2) китч;

3) контркультура;

4) инновация.

9. Как называется процесс усвоения новых ценностей и поглощения (полного или частичного) одной культуры другой (как правило, более сильной)?

1) культурная диффузия;

2) культурная ассимиляция;

3) инкультурация;

4) культурная геттоизация.

10. Согласно формационной (надстроечной) модели развития культуры в марксизме, между рабовладельческой и буржуазной культурами развивается:

1) архаическая культура;

2) аграрная культура;

3) феодальная культура;

4) индустриальная культура.

Тема 5. Становление культуры в первобытную эпоху

1. С помощью какого метода можно изучать первобытную культуру?

1) археологический;

2) биографический;

3) герменевтический;

4) семиотический.

2. Как называется наука, изучающая ископаемые останки первобытного человека?

1) археология;

2) история;

3) культурология;

4) палеоантропология.

3. Как называется процесс становления человека как биологического вида?

1) антропогенез;

2) социогенез;

3) культурогенез;

4) эволюция.

4. Что такое синкретизм первобытной культуры?

1) примитивность мышления первобытного человека;

2) преобладание базовых потребностей первобытного че-ловека;

3) объективная и субъективная зависимость первобытного человека от природы и коллектива;

4) преобладание присваивающей деятельности над производящей деятельностью.

5. Какие потребности первобытного человека можно отнести к «базовым»?

1) физиологические;

2) экономические;

3) религиозные;

4) познавательные.

6. Как называются фундаментальные формы человеческой жизни и мышления, существующие независимо от географического места, исторического времени и социального устройства общества, которые начали формироваться в первобытную эпоху?

1) ценности;

2) традиции;

3) культурные универсалии;

4) трудовые навыки.

7. Как называется уподобление человеческому обличию и человеческим качествам предметов и явлений природы и сверхъестественного мира (очеловечивание)?

1) зооморфизм;

2) теоморфизм;

3) социоморфизм;

4) антропоморфизм.

8. Какие предпосылки религии здесь перечислены: ограниченность человеческого познания, синкретичность знаний и заблуждений, отрыв познания от практики, способность сознания человека к творческой фантазии и воображению?

1) социальные;

2) антропологические;

3) гносеологические;

4) психологические.

9. Как называется культ вещей, наделяемых сверхъестественными свойствами?

1) тотемизм;

2) фетишизм;

3) магия;

4) анимизм.

10. Какова основная функция первобытного искусства?

1) познавательная;

2) магико-религиозная;

3) воспитательная;

4) эстетическая.

11. Как классифицируются первобытные мифы, объясняющие происхождение богов?

1) космогонические;

2) антропогонические;

3) теогонические;

4) культовые.

12. Переход от присваивающих видов деятельности к производящим (сельскому хозяйству) называется:

1) ритуал;

2) фетишизм;

3) цивилизация;

4) неолитическая революция.

Тема 6. Культура древних цивилизаций Востока

1. Какова этимология слова «цивилизация»?

1) гражданский;

2) народный;

3) божественный;

4) хозяйственный.

2. Что было не характерно для культур Древнего Востока?

1) теократизм;

2) деспотизм;

3) традиционализм;

4) антропоцентризм.

3. Значение слова «лугаль»:

1) плуг, используемый в земледелии древневосточных цивилизаций;

2) представитель знати, правитель города или вождь в государствах Месопотамии;

3) основная меновая единица в Вавилоне;

4) сказочное существо – человекобык, гений-покровитель народов Месопотамии.

4. Что из перечисленного относится к заупокойному культу в Древнем Египте?

1) поклонение животным;

2) двойная корона фараонов;

3) бальзамирование и мумификация;

4) религиозная реформа Аменхотепа IV.

5. Что изобрели древние египтяне?

1) бумагу;

2) часы;

3) компас;

4) колесо.

6. Какая стадия в жизни мужчины из трех высших каст в Древней Индии является последней в соответствии с учением брахманизма?

1) ученичество;

2) стадия религиозной жизни;

3) стадия домохозяина;

4) странничество.

7. Как называется действие, предполагающее последующее вознаграждение или наказание в буддизме?

1) сансара;

2) карма;

3) нирвана;

4) йога.

8. Что такое «ахимса»?

1) буддийская община, членами которой являются монахи;

2) символ духовной сущности и духовного видения, изображаемый на лбу богов ранга будд («третий глаз»);

3) вселенский закон, обеспечивающий регулярность космических процессов;

4) «невреждение», т.е. отказ от причинения вреда любой живой особи.

9. Что означает «жэнь» в конфуцианстве?

1) идеальный человек, обладающий гуманностью, мудростью и постоянным стремлением к самосовершенствованию;

2) ритуал, традиции, предписания, обряды, неукоснительность следования которым составляла одну из основ конфуцианского учения;

3) маленький (ничтожный), а иногда – подлый человек, руководствующийся прежде всего «выгодой»;

4) приведение всех явлений человеческой жизни в соответствии с их функциями и способностями на основе Небесного закона.

10. Какое из объяснений больше подходит для даосистского принципа «недеяния» («у вэй»)?

1) действие без намерения, ненарочитое, спонтанное;

2) следование естественности, слияние с ней;

3) бездействие человека, только созерцание действительности;

4) погружение человека в себя, внутреннее созерцание.

Тема 7. Культура Античности

1. Какое высказывание античного философа наиболее точно передает смысл античного антропоцентризма?

1) Гераклит: «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые»;

2) Протагор: «Человек есть мера всех вещей в том, что они существуют, и в том, что они не существуют»;

3) Сократ: «Я знаю, что ничего не знаю»;

4) Платон: «Уподобиться Богу так, как это только возможно и доступно человеку, достигнув праведности, святости и вместе с тем мудрости».

2. Чем был космос для эллинов?

1) системой созвездий, планет, размещенных в пустоте, имеющей конечные границы;

2) чем-то надчеловеческим, необъяснимым, властвующим над человеком;

3) местом обитания бессмертных богов, управляющих миром и судьбой человека;

4) материальным, прекрасным, рационально организованным, совершенным универсумом.

3. Как определялся идеал красоты в античной Греции?

1) пышность, вычурность, декоративность;

2) уравновешенность, естественность, зрелость;

3) хрупкость, болезненность, сложность;

4) психологичность, индивидуальность, оригинальность.

4. Почему профессия актера в Древней Греции давала юридические привилегии и благоволение властей?

1) театр в Греции выполнял идеологическую функцию и политический заказ;

2) профессиональная деятельность актера приравнивалась к «священнодействию», так как театр во многом относился к религиозному культу;

3) театр был излюбленным развлечением знати и правителей;

4) греческое общество постоянно требовало «хлеба и зрелищ», что и обеспечивало правительство с помощью театра.

5. Как называлось в Древней Греции соединение в человеке физического совершенства (красота и сила) и высоких нравственных достоинств (справедливость, разумность, целомудрие и мужество)?

1) экклексия;

2) психе;

3) архэ;

4) калокагатия.

6. Как Аристотель определял процесс освобождения и «очищения» души человека с помощью благотворного влияния поэзии, музыки и трагедии?

1) агора;

2) автаркия;

3) пайдейя;

4) катарсис.

7. Время правления какого стратега называют «золотым веком» Афин?

1) Тесей;

2) Солон;

3) Клисфен;

4) Перикл.

8. Выбрать наиболее подходящую характеристику культуры Древнего Рима:

1) эстетизм;

2) мифологичность;

3) практицизм;

4) традиционализм.

9. Как в Древнем Риме называлась форма рабовладельческой монархии, при которой формально сохранялись республиканские учреждения, а император считался лишь первым среди сенаторов, являясь на деле единодержавным правителем?

1) военная диктатура;

2) республика;

3) принципат;

4) доминат.

10. Как в Древнем Риме назывался дух-покровитель каждой отдельной личности, являвшийся ее жизненной силой?

1) Янус;

2) Лар;

3) Пенат;

4) Гений.

Тема 8. Культура европейского Средневековья

1. Что не относится к основным достижениям средневековой культуры?

1) формирование европейских государств, наций и языков;

2) романский и готический стили в искусстве;

3) развитие мировой торговли и промышленности;

4) появление университетского образования.

2. Выделить основную черту средневековой культуры:

1) антропоцентризм;

2) теоцентризм;

3) секуляризация;

4) космологизм.

3. К основам христианского вероучения не относится:

1) идея триединства Бога;

2) идея боговоплощения в сыне;

3) идея греховности, воздаяния и искупления грехов;

4) идея богоизбранничества одного народа.

4. В чем проявляется христианское мировоззрение в средневековой культуре?

1) рыцарских турнирах;

2) поэзии трубадуров;

3) романском художественном стиле;

4) карнавалах.

5. Что является теоретическим источником христианства?

1) даосизм;

2) философия неоплатонизма;

3) атомизм Демокрита;

4) Ведическое наследие.

6. Что такое септуагинта?

1) название одной из глав Ветхого Завета;

2) название греческого перевода Ветхого Завета (III в. до н.э.) для иудеев, живших за пределами Палестины;

3) сокращенное название латинского перевода Библии, вошедшего с VII века в повсеместное использование в Западной Церкви;

4) имя одной из христианских святых.

7. В чем заключается основная функция иконописи в христианстве?

1) историческая: рассказ о жизни Христа, Богоматери, святых и т.п.;

2) эстетическая: красота художественных образов;

3) религиозная: создание молельных образов, воплощаю-щих сверхчувственные представления в чувственно воспринимаемых формах;

4) творческая: поиск индивидуального стиля каждым иконописцем для максимально точного воплощения религиозной идеи.

8. Почему Й. Хейзинга назвал рыцарскую любовь (к Даме сердца) «эстетическим средством украшения жизни»?

1) в такой любви не было никакой опасности, но лишь одни удовольствия;

2) рыцарь стремился «красиво умереть» за свою Даму;

3) рыцарская любовь имела в основном романтический характер, поэтому «красиво стилизовалась»;

4) рыцарская любовь была основной темой куртуазной литературы.

9. Какой элемент рыцарской культуры можно считать исключительно светским?

1) кодекс рыцарской чести;

2) рыцарские турниры;

3) куртуазная поэзия;

4) крестовые походы.

10. Какое сословие в Средние века было носителем смеховой культуры?

1) духовенство;

2) феодалы;

3) крестьяне;

4) горожане.

Тема 9. Культура Возрождения

1. Что означает термин «Возрождение» применительно к западноевропейской культуре XIV–XVI веков?

1) восстановление классической «золотой изящной латы-ни»;

2) отказ от христианских идеалов Средневековья и «воскрешение» идеалов Античности;

3) синтез нового гуманистического мировоззрения с античными и христианскими идеями;

4) секуляризацию культурной жизни.

2. Какое из определений наиболее точно подходит для характеристики принципа гуманизма эпохи Ренессанса?

1) человеколюбие – провозглашение любви главным принципом человеческих отношений;

2) мировоззрение, отделяющее «земного» человека от «религиозного» и провозглашающее атеизм;

3) мировоззрение, основанное на личностном самосозна-нии и провозглашающее свободу, творческую само-стоятельность и достоинство человека;

4) мировоззрение, основанное на общественном долге че-ловека, провозглашающее гражданственность и пат-риотизм главными принципами человеческих взаимо-отношений.

3. Кто из перечисленных деятелей является виднейшим мыслителем-гуманистом – представителем движения внутри культурной элиты Европы XIV–XVI веков?

1) Фома Аквинский;

2) Лоренцо Валла;

3) Николай Коперник;

4) Джордано Бруно.

4. Что означает термин «пантеизм» как важная черта ренессансного мировоззрения?

1) обожествление человека;

2) признание за Богом единственной роли Демиурга

(Творца);

3) отождествление Бога и природы, обожествление природы;

4) окончательное отделение Бога и природы.

5. Что не характерно для итальянского Ренессанса?

1) элитарность;

2) светский характер;

3) народность;

4) идеализация личности.

6. Кто из художников итальянского Ренессанса является автором следующих картин: «Мадонна в скалах», «Портрет Джиневры де Бенчи», «Мадонна Бенуа», «Портрет Чечилии Галлерани», «Красавица с повязкой», «Тайная вечеря», «Святая Анна», «Святой Иоанн Креститель»?

1) Сандро Боттичелли;

2) Джотто ди Бондоне;

3) Леонардо да Винчи;

4) Рафаэль Санти;

7. Что характерно для культуры северного Возрождения?

1) религиозность;

2) атеизм;

3) провозглашение свободы нравов;

4) прямое влияние античной культуры.

8. Какой характер носило движение Реформации в северной Европе XVI–XVII веков?

1) антикатолический;

2) антибуржуазный;

3) антирелигиозный;

4) антинародный.

9. Выделить основную черту протестантской этики:

1) гедонизм;

2) трудолюбие, упорный труд по призванию;

3) талион (мстительность);

4) патриотизм.

10. Почему победившая на севере Европы Реформация ограничила развитие церковного искусства?

1) протестантизм переносит внимание верующего с культа и обрядности на проповедь и личную веру, тем самым отвергая значение художественной образности;

2) протестантизм отрицает возможность «достоверного изображения» сверхъестественного мира, а значит, и роль искусства в религии;

3) протестантизм сознательно противостоит католицизму, отвергая все его методы (в том числе и художественные) воздействия на верующих;

4) протестанты не поняли значения искусства в воспитании и поддержании у человека религиозного чувства.

Тема 10. Культура Нового времени

1. Выделить один из источников европейского рационализма Нового времени:

1) математика и астрономия Древнего Востока, с помощью которых создавались ирригационные системы, строились пирамиды и другие «правильные» сооружения и т.п.;

2) античный космологизм с его признанием логичного, целесообразного, гармоничного устройства Вселенной и возможности ее познания человеком;

3) средневековая схоластика с ее идеями «просвещенной веры» и логическими доказательствами религиозных положений;

4) натурфилософия Возрождения с ее пантеизмом и реалистическим отношением к миру.

2. Что не характерно для западноевропейской культуры Нового времени?

1) гуманизм;

2) наукоцентризм;

3) европеизм;

4) пессимизм.

3. В чем заключается смысл феномена Просвещения в западноевропейской культуре XVIII века?

1) убежденность в решающей роли научных и философских знаний для общественного прогресса;

2) возвращение к античной философии как основе воспитания и образования;

3) провозглашение необходимости «просвещенной веры» и развития религиозного образования;

4) антитрадиционализм: отказ от ценностей прошлых эпох.

4. В каком художественном стиле Нового времени в качестве основного принципа творчества провозглашается рационализм и нормативность?

1) барокко;

2) рококо;

3) классицизм;

4) романтизм.

5. Что такое «деизм» как характерный признак натурфилософии Нового времени?

1) учение, считающее бога абсолютной бесконечной лич-ностью, стоящей над миром и человеком;

2) учение, отождествляющее бога с природой и рассмат-ривающее природу как воплощение божества;

3) учение, признающее бога творцом мира, но отвергаю-щее его участие в жизни природы и общества;

4) учение, отвергающее всю совокупность религиозных представлений.

6. Кто из ученых Нового времени открыл законы относительности движения, падения тел, колебания маятника, а также изобрел телескоп и благодаря этому открыл спутники Юпитера, фазы Венеры, горы на Луне и солнечные пятна?

1) Г. Галилей;

2) И. Ньютон;

3) И. Кеплер;

4) У. Гарвей.

7. Выделить определение механицизма:

1) устройство для передачи и преобразования движений, представляющее собой систему звеньев, в которой движение одного или нескольких тел вызывает определенные движения остальных тел системы;

2) замена ручных средств труда машинами и механизмами; внедрение технических средств в различные области деятельности человека;

3) наука, изучающая механическое движение и равновесие материальных тел (сред) под действием сил;

4) философское учение, которое сводит все качественное многообразие изменений в природе к механическому движению, а все сложные закономерности развития – к законам механики.

8. Какая черта не характерна для стиля барокко?

1) воплощение идеи превосходства разума над чувствами;

2) отражение противоречивости мира (материального и духовного, человеческого и божественного, чувственного и рационального, мужского и женского, природы и человека);

3) мера красоты – богатство и великолепие;

4) оптимистичность, жизнеутверждение.

9. Кто из перечисленных деятелей является русским просветителем?

1) Петр I;

2) Д. Аничков;

3) Екатерина II;

4) М. Державин.

10. Выделить идею, лежащую в основе стиля романтизм:

1) решительное неприятие буржуазного образа жизни и провозглашение революционных социалистических целей;

2) провозглашение долга главным принципом жизни человека;

3) мучительные поиски истины, стремление к идеалу и невозможность его достижения;

4) превосходство разума над чувствами.

Тема 11. Культура Новейшего времени

1. Какая характеристика наиболее подходит для определения модернизма?

1) идеологичность;

2) народность;

3) религиозность;

4) антитрадиционализм.

2. Почему произведения модернистского искусства не рассчитаны на однозначное восприятие и прочтение?

1) в произведениях отсутствует какой бы то ни было смысл, и каждый волен придумывать этот смысл для себя;

2) в произведении зашифрованы сразу несколько смыслов, и каждый может выбрать для себя один из них;

3) в произведениях отражается внутренняя свобода и индивидуальность автора, особое видение и понимание им окружающего мира, что делает невозможным их однозначное толкование;

4) в произведениях используются разнообразные символы и знаки, которые невозможно однозначно истолковать.

3. Какая культура ориентируется на «среднего потребителя», стандартное восприятие и «сиюминутные запросы»?

1) элитарная;

2) народная;

3) молодежная;

4) массовая.

4. Что означает слово «символизм» как название направления в литературе и искусстве конца XIX – начала XХ веков?

1) представление об искусстве как символе непознаваемых сущностей и мистических смыслов, выходящих за пределы реального земного бытия и постигаемых лишь интуитивно;

2) представление об искусстве как средстве воплощения настроений смерти и небытия в зашифрованных, условных формах;

3) представление об искусстве как средстве схематизации изображаемого мира для выделения наиболее существенных его свойств;

4) представление об искусстве как способе абсолютно свободного творческого действия, с помощью которого создаются специфические уникальные знаки для обозначения придуманного автором художественного мира.

5. Определить название модернистского направления в архитектуре, для которого характерно множество кривых линий, нагромождение декоративных элементов, несимметричность фасадов, напоминающих живые организмы, принцип уподобления природной и рукотворной форме, использование орнамента:

1) модерн;

2) функционализм;

3) конструктивизм;

4) неоклассицизм.

6. Какое из направлений модернистского искусства базируется на учении З. Фрейда о ключевой роли бессознательного в творчестве?

1) сюрреализм;

2) фовизм;

3) экспрессионизм;

4) абстракционизм.

7. Представителями какого авангардистского направления в искусстве были В. Кандинский, К. Малевич, П. Мондриан, Р. и С. Делоне, Ф. Купка?

1) дадаизм;

2) абстракционизм;

3) футуризм;

4) символизм;

8. Характеристики какой эпохи в развитии мировой цивилизации здесь перечислены: переход от производства товаров к производству услуг, преобладание профессионалов и классных специалистов, ведущая роль теоретического знания, ускорение темпов развития и «морального износа» материальных продуктов и знаний, возрастание потребления общественных благ, проблемы выживания человечества, плюрализм взглядов и «мягкая идеология»?

1) архаическая;

2) аграрная;

3) индустриальная;

4) постиндустриальная.

9. Какая культурная ситуация здесь описывается? «Развитие технических средств коммуникаций приводит не к подлинному общению людей, а к культурному смешению, в котором нельзя нащупать живого бытия. Мир видится не как органическое, а как случайное, механическое единство своих частей. Человек заворожен эклектическим смешением всего со всем; он не ищет ничего определенного, для него важным становится игра, а не реальность, и он был бы рад даже потерять самого себя»:

1) контркультура;

2) модернизм;

3) культурная революция;

4) постмодерн.

10. Как в культурологии постмодернизма называются знаки знаков, образы, не имеющие глубинных смыслов и связей с реальностью и образующие гиперреальность, т.е. абсолютно искусственный («виртуальный») мир?

1) символы;

2) симулякры;

3) матрицы;

4) ризомы.

Тема 12. Культура исламского мира

1. Когда возник ислам?

1) V век до н.э.;

2) I век;

3) VII век;

4) IX век.

2. Какую роль сыграло принятие ислама арабами в Аравии?

1) обретение арабами единого языка;

2) политическое объединение арабов;

3) экономическое усиление арабских племен в Аравии;

4) возможность противостоять иудеям и христианам.

3. Почему Коран в религиозном культе используется только на арабском языке?

1) текст Корана – прямая речь Аллаха, произнесенная по-арабски;

2) перевод Корана на другие языки искажает его изначальный смысл;

3) Коран используется для богослужения только арабами;

4) Коран написан арабским пророком Мухаммедом.

4. Что такое шариат в арабо-мусульманской культуре?

1) ежегодный налог в пользу бедных;

2) священная война против неверных;

3) система религиозных, юридических и моральных норм традиционного ислама;

4) религиозная школа или университет.

5. Кто такой Мухаммед для мусульман?

1) последний из пророков единого Бога, сумевший передать Божественную истину;

2) первый халиф Арабского Халифата;

3) святой;

4) человек, основавший шиизм.

6. Как можно интерпретировать высказывание из Корана: «Бог создал вас и то, что вы делаете»?

1) как предопределение Аллахом судьбы людей;

2) как веру в единственного, единого, вечного и всемогущего Аллаха;

3) как необходимость строгого соблюдения всех правил ислама;

4) как произнесение шахады.

7. Почему в искусстве ислама существует правило воздерживаться от изображения людей и животных?

1) считается, что формовщиком живого может быть только Аллах, который один способен дать своим творениям душу;

2) художник может исказить облик живого, и за это будет наказан Аллахом;

3) животные и люди подобны Аллаху, которого запрещено изображать;

4) животные и люди могут грешить, поэтому не достойны быть изображаемы.

8. Как в искусстве ислама называется причудливый орнамент, построенный по геометрической сетке с бесконечным повторением одних и тех же мотивов?

1) салят;

2) каллиграфия;

3) талик;

4) арабеска.

9. Из каких обязательных элементов состоит мечеть?

1) медресе, купол, минарет, внешние стены, пятиконечная звезда и полумесяц;

2) рибат, купол, минарет, квадратный двор, водоем с проточной водой;

3) масджит, купол, минарет, водоем с проточной водой, михраб;

4) купол, минарет, михраб, квадратный двор, водоем с проточной водой, пятиконечная звезда и полумесяц.

10. Почему в странах ислама существуют особые принципы коммерческой и банковской деятельности (мушарака)?

1) так как существует запрет на ростовщичество и получение ссудного процента;

2) так как Коран провозглашает равенство всех людей и тем самым справедливое распределение богатства в обществе;

3) так как в середине XX века было провозглашено единство экономического пространства стран ислама;

4) так как ислам в принципе отрицает коммерческие отношения с немусульманскими странами.

Тема 13. Культура России

1. Что относится к славянским корням русской культуры?

1) язычество древних славян;

2) православие;

3) славянская письменность;

4) государственность.

2. Почему изначально на Руси складывались коллективные формы ведения сельского хозяйства?

1) индивидуализм «не в крови» русского человека;

2) это связано с «рискованным земледелием» и невозможностью индивидуального труда;

3) это связано с религиозными традициями древних славян;

4) древнерусское государство изначально тяготело к «плановой экономике» и коллективному распределению трудовых ресурсов.

3. Кого славяне называли волхвами?

1) жрецов языческих культов и прорицателей;

2) колдунов;

3) философов;

4) племенных старейшин.

4. Какие элементы славянской языческой веры сохранились в русском православии?

1) аскетичность и многие бытовые ограничения;

2) вера в загробное воздаяние (рай или ад);

3) особое почитание Богородицы как продолжение культа Матери-земли;

4) мессианская идея спасения народа.

5. В чем заключается основное назначение иконостаса в русском православном храме?

1) это алтарная преграда;

2) это своего рода «картинная галерея», позволяющая продемонстрировать все самые главные православные иконы;

3) это своего рода «декорация», в которой проходят яркие и красочные церковные службы;

4) это дань традиции византийскому христианству, которое и было воспринято на Руси.

6. В чем заключалось влияние татаро-монгольской культуры на русскую культуру?

1) государственность;

2) искусство;

3) язык;

4) религия.

7. Какие функции были у князей в Древней Руси?

1) судебные;

2) правительственные;

3) религиозные;

4) военные.

8. Почему с XV века для строительства Москвы приглашались итальянские архитекторы?

1) для того чтобы русские зодчие учились у них и осваивали западные приемы строительства;

2) в то время у России были тесные экономические кон-такты с Италией, и приглашение итальянских архитек-торов было взаимовыгодной экономической сделкой;

3) этим проводилась идея преемственности власти московских государей и римских императоров, а значит, и идея «Москвы как третьего Рима»;

4) в то время это был пока единственный способ европеизации русской культуры.

9. Кто является архитектором Екатерининского дворца в Царском Селе?

1) Доменико Трезини;

2) Франческо Бартоломео Растрелли;

3) Василий Иванович Баженов;

4) Карл Иванович Росси.

10. Как меняются задачи искусства в России на рубеже XIX–XX веков?

1) искусство начинает проповедовать, просвещать, обличать;

2) искусство стремится выйти за привычные пределы и преобразовать мир по законам красоты;

3) искусство стремится слиться с действительностью, стать как будто бы незаметным;

4) искусство стремится к примитиву, т.е. к своим истокам.