Aбракадабра.py








Учебные материалы для студентов

Культурология



Культурология



Культура Новейшего времени (XX–XXI веков)


Последствия индустриальной цивилизации (технизация всех сфер жизни; стандартизация производства, жизни, искусства; сциентизм; экономические кризисы, безработица, маргинализация; нарушение равновесия материальной и духовной культуры) и глобальные потрясения XX века (мировые войны и революции; противостояние двух социально-экономических систем; ядерная угроза; экологический кризис; новые массовые болезни) как условия формирования новейшей культуры. Формы отчуждения человека в современной культуре. Кризис традиционных духовных ценностей и его отражение в философии, искусстве, морали. Декаданс как мироощущение начала XX века: трагизм, пессимизм, нигилизм и скептицизм.

Возникновение массовой культуры: основания и характеристики. Китч. Массовая культура и личность. Элита и элитарная культура. Модернизм как элитарное явление. Антитрадиционализм как основная характеристика культуры модернизма. Нереалистичность, субъективизация творчества и формальная новизна модернистской культуры.

Основные стилевые направления модернизма. Стиль модерн и его идея преобразования мира посредством красоты, которая мыслится как декорация, созданная Художником-Демиургом. Символизм, где искусство рассматривается как символ непознаваемых сущностей, мира видений и грез, психических состояний. Дадаизм как программно нигилистическое направление, порожденное смятением перед кошмарным абсурдом мировой войны. Футуризм и его презрительное отношение к прошлому и традиционной культуре, стремление к будущему – эпохе техники, высоких скоростей и темпов жизни. Кубизм и его идея разложения изобразительной формы, которую зритель «собирает» в своем воображении. Провозглашение новой задачи искусства – создание самостоятельных живописных реальностей, независимых от реальности объективной. Абстракционизм (беспредметное искусство) в его стремлении выразить внутренние закономерности и интуитивно постигаемые сущности, скрывающиеся за преходящими явлениями видимого мира. Фовизм и его опора на «дикую» выразительность красок, с помощью которых художник стремится подчеркнуть главные особенности объекта или открыто передать свои чувства. Экспрессионизм и его использование абсолютных выразительных средств преобразования натуры (экстатичность цвета, деформация натуры и т.п.) для передачи сущности образа и «обнаженного» мироощущения субъекта. Сюрреализм и его опора на учение З. Фрейда о значении подсознания в творческом процессе. Вторая волна модернизма (1940–1950 гг.) с его идеей деструктивного хаоса, в котором зритель должен найти некий архетипический образ. Начало перехода от модернизма к постмодернизму в искусстве неореализма, поп-арта, оп-арта, минимализма. Постепенное стирание грани между искусством и реальностью. 1960–1970 гг. и конец модернизма как формальной специализации.

Культура постмодернизма как явление информационного общества. Постмодернизм – стиль мышления, отражающий глобальные проблемы современности. Характеристики культуры постмодерна: плюралистичность, эклектичность, массовость, индустриализированность, коммерциализированность, виртуализация, стирание грани между искусством и реальностью, игра, ироничность, негуманистичность.

Новое тысячелетие – время открытий, разочарований, надежд.

Основные понятия: абстракционизм, авангардизм, акционизм, аморализм, антитрадиционализм, апроприация, артменеджмент, боди-арт, виртуальный, глобальные проблемы человечества, дадаизм, декаданс, деконструктивизм, дизайн, игра, индустриальная цивилизация, информационное общество, инсталляция, ирония, иррационализм, киноискусство, китч, конструктивизм, контркультура, кубизм, маргинализация, массмедиа, массовая культура, массовое сознание, минимализм, мода, модернизм, монополистический капитализм, неореализм, нигилизм, объекты-муляжи, оп-арт, отчуждение, перформанс, плюрализм, постмодернизм, поп-арт, ризома, символизм, симулякр, симуляция, «смерть субъекта», стиль модерн, стандартизация жизни, стереотипы, супрематизм, сциентизм, сюрреализм, техницизм, урбанизация, фовизм, футуризм, шоу, эклектизм, экологический кризис, экспрессионизм, элита, элитарная культура, эскапизм, этатизм.

Вопросы для углубленного изучения темы

1. Как последствия индустриальной цивилизации сказались на изменениях в культуре XX века?

2. Как происходило нарушение равновесия материальной и духовной культуры с начала XX века?

3. Какие социальные изменения и исторические события привели к декадансному мироощущению?

4. Как в искусстве начала XX века проявлялась «богемность»?

5. Разрушение каких традиционных идеалов привело к существенному обновлению искусства? В чем это обновление проявилось?

6. Каковы «плюсы» и «минусы» массовой культуры?

7. По каким параметрам новая элитарная культура отличалась от традиционной элитарной культуры?

8. Как в культуре XX века проявился культ силы, чем это было вызвано?

9. В чем проявились интеграционные процессы и национальная специфика европейской культуры XX века?

10. Почему в современной культуре происходит дегуманизация?

11. Приведите примеры виртуализации жизни и культуры информационного общества.

Библиографический список

1. Андреева, Е.Ю. Постмодернизм, искусство второй половины XX века – начала XXI века / Е.Ю. Андреева. СПб., 2007.

2. Батракова, С.П. Искусство и утопия / С.П. Батракова. М., 1990.

3. Бессонов, Б. Гуманизм и технократизм как типы духовной ориентации / Б. Бессонов // Философские науки. 1988. № 1.

4. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж. Бодрийяр. М., 1995.

5. Гусарова, А.П. Мир искусства / А.П. Гусарова. М., 1972.

6. Гидденс, Э. Постмодерн / Э. Гидденс // Философия истории. Антология / под ред. Ю.А.Кимелева. М., 1995.

7. «Другое искусство»: хроника художественной жизни. М., 1990.

8. Дмитриева, Н. Пикассо / Н. Дмитриева. М., 1971.

9. Каган, М. Философия культуры / М. Каган. СПб., 1996. Гл. 17.

10. Климова, С.М. Миф и симулякр / С.М. Климова, О.В. Губарева // Человек. 2006. № 6.

11. Коган, Л.Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Коган. М., 1984.

12. Кон, И.С. Позитивизм в социологии: исторический очерк / И.С. Кон. Л., 1964.

13. Манхейм, К. Диагноз нашего времени / К. Манхейм. М., 1994.

14. Модернизм. Анализ и критика основных направлений. М., 1987.

15. Моррис, У. Искусство и жизнь / У. Моррис. М., 1973.

16. Малевич, К. Художник и теоретик / К. Малевич. М., 1990.

17. Мастера искусств об искусстве. Т. 4. М., 1967.

18. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

19. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс / Х. Ортега-и-Гассет // Избранные труды. М., 1997.

20. Полевой, В. Двадцатый век / В. Полевой. М., 1989.

21. Постмодернизм и культура. М., 1991.

22. Раппорт, А. Утопия и авангард / А. Раппорт // Вопросы философии. 1991. № 1.

23. Рожин, А. Миф и реальность: Творчество Сальвадора Дали / А. Рожин. М., 1993.

24. Социально-политический контекст философии постмодернизма. М., 1994.

25. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

26. Турчин, В.С. Авангардные течения в современном искусстве Запада / В.С. Турчин. М., 1988.

27. Турчин, В.С. В лабиринтах авангарда / В.С. Турчин. М., 1993.

28. Философия техники в ФРГ. М., 1989.

29. Фромм, Э. Бегство от свободы / Э. Фромм. М., 1990.

30. Шукурова, А. Архитектура Запада и мир искусств XX века / А. Шукурова. М., 1990.

31. Эпштейн, М. Искусство авангарда и религиозное сознание / М. Эпштейн // Новый мир. 1989. №1, 2.







(c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen