Учебные материалы для студентов

Культурология


Культурология



Структура культуры. Культурогенез. Понятие материальной и духовной культуры. Традиции и новаторство в развитии культуры. Динамика культуры.


Культура представляет собой целостный системный объект, обладающий сложной структурой. При этом само бытие культуры выступает как единый процесс, который можно разделить на две сферы: материальную и духовно-социальную.

В свою очередь материальная культура подразделяется на:

- производственно-технологическую культуру, представляющую собой вещественные результаты материального производства и способы технологической деятельности общественного человека;

- воспроизводство человеческого рода, включающего в себя всю сферу интимных отношений между мужчиной и женщиной.

Сущностью материальной культуры является воплощение разнообразных человеческих потребностей, позволяющих людям адаптироваться к биологическим и социальным условиям жизни.

Понятие духовной культуры:

- содержит в себе все области духовного производства (искусство, философию, науку и пр.);

- показывает социально-политические процессы, происходящие в обществе (речь идет о властных структурах управления, правовых и моральных нормах, стилях лидерства и пр.).

Древние греки сформировали классическую триаду духовной культуры человечества: истину – добро – красоту. Соответственно были выделены и три важнейших ценностных абсолюта человеческой духовности:

- теоретизм, с ориентацией на истину и созданием особого сущностного бытия, противоположного обычным явлениям жизни;

- этизм, подчиняющий нравственному содержанию жизни все иные человеческие устремления;

- эстетизм, достигающий максимальной полноты жизни с опорой на эмоционально-чувственное переживание.

Обозначенные выше стороны духовной культуры нашли свое воплощение в различных сферах деятельности людей: в науке, философии, политике, искусстве, праве и т. д. Они во многом и сегодня определяют уровень интеллектуального, нравственного, политического, эстетического, правового развития общества.

Процесс социализации личности включает в себя наследование и освоение индивидом определенного социокультурного опыта, т. е. традиции.

Традиция - это социокулътурное наследие, включающее в себя материальные и духовные ценности и процессы, передающиеся от поколения к поколению, представляющие исключительную важность и сохраняющиеся в различных сферах общественной жизни в течение длительного времени.

В свою очередь, культурное наследие представляет собой относительно неизменные, стабильные, постоянные культурные формы, образующие культурную традицию. Речь идет о явлениях «чистого искусства», науки, философии, нравственно-религиозных ценностях и пр. Сюда же относятся и образцы «высокой», «элитарной» культуры, имеющие распространение в сравнительно узком кругу знатоков, ценителей, профессионалов. Именно эти стабильные, постоянные компоненты культуры и образуют основной фонд наследования культуры - т. е. ее воспроизводства, самосохранения и выживания в процессе культурно-исторического развития. Система традиций отражает целостность, устойчивость общества.

Отклонение от традиционного опыта, связанное с его творческим развитием фиксируется понятием «новаторство».

Традиции и новаторство в сущности своей понятия соотносительные. Их связь обеспечивает содержательную преемственность культурно-исторического опыта, сохранение и развитие культуры в целом. Традиции и новаторство связаны друг с другом рамками бесконечного диалога. Именно новаторство может оправдать жизненность и плодотворность традиции. Обращение современников к традициям прошлого само по себе является новаторским, ибо оно избирательно и открывает в традиции неиспользованные возможности. Современное соотношение традиции и новаторства характеризуется нарушением равновесия между ними, связанного с немыслимой прежде мерой свободы. «Новаторство ради новаторства» характерно для многих форм культуры и, прежде всего, для искусства, философии, науки, политики.

Динамика культуры представляет собой процессы и механизмы изменений в культуре, направленность этих изменений, а также закономерности адаптации культуры к новым условиям своего существования.

Динамика культуры (от греч. dinamikos - сильный) - это не только само изменение культуры в движении, но и те процессы и механизмы, которые описывают данную трансформацию культуры. Выделяются различные, взаимодополняющие друг друга, подходы к изучению динамики культуры.

В динамических изменениях культуры задействованы:

- поступательно-линейное направление развития, представляющее последнее как линию, идущую из бесконечного прошлого в бесконечное будущее. Данное понимание развития характерно для западной цивилизации и механизированных обществ;

- фазовые, циклические (инверсионные) этапные формы движения, подтверждающие, что процессы, происходящие в культуре, аналогичны цикличности природных процессов, т. е. также имеют повторяемость, синхронность;

- волновые изменения и развитие по кругу, утверждающие, что каждый элемент культуры появляется лишь один раз в истории, в определенном месте, принадлежит одному «культурному кругу», вместе с которым распространяется по другим странам.

Формой резкого обновления культуры является взрыв. Если же нормы, знания, ценности в культуре долгое время неизменны, то они находятся в состоянии застоя.

Изменения проявляют себя в различных сферах культуры:

- в политике и праве;

- в искусстве и религии;

- в национальных и социальных отношениях и пр;

По своей направленности культурная динамика бывает:

- восходящей и нисходящей;

- интеграционной и дезинтеграционной;

- эволюционной и революционной.

В целом динамика культуры характеризуется устойчивым порядком взаимодействия ее различных элементов, их периодичностью, направленностью и чередованием определенных фаз развития.

Одним из видов социальной и исторической динамики культуры является культурогенез. Культурогенез - это процесс постоянного преобразования культуры как с помощью уже существующих форм и систем, так и путем возникновения новых феноменов, ранее не проявлявших себя в культуре.

Причиной преобразований в культуре является необходимость для человечества:

- приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям своего существования;

- формировать новые механизмы социализации и коммуникации.

Важное место в процессе культурогенеза занимает индивидуальный творческий поиск в научно-технической, художественной и иных сферах. Одним из способов взаимодействия различных субъектов культурно-исторического процесса является их диалог. Диалог культур - это взаимодействие, взаимопритяжение культур различных типов. Диалогичность, как способность к пониманию другого- является особым качеством культуры, которая стремится к цельности. Само своеобразие и уникальность культур подталкивает их к общению и диалогу.

В диалоге культур выделяются следующие основополагающие принципы:

- равный статус участников культурного взаимодействия, означающий то, что ни одна из сторон культурного процесса не должна пытаться достичь в любой форме превосходства над другой;

- тесное, а не поверхностное взаимодействие культур, обеспечивающее сохранение индивидуальности каждой из сторон диалога;

- общая цель у участников диалога культур, в процессе движения к которой трудности и недопонимания становятся менее значимыми и отходят на второй план.

Диалог - это не только взаимодействие крупных социокультурных образований, но и способ приобщения отдельно взятой личности к духовному миру данных феноменов. Диалог содействует не только заимствованию личности лучшего из мирового культурного наследия, но и заставляет человека заглянуть вглубь себя, изменить и дополнить свое бытие.

Для того, чтобы более полно раскрыть облик других культур, необходимо подключить к данному процессу метаязык. Метаязык - это определенная логическая технология, позволяющая проанализировать, описать иную культуру, постигнуть ее смысл. Метаязык не только не устраняет национальные особенности, а наоборот их усиливает, используя при этом весь культурный опыт человечества. Данная культурологическая технология выполняет двоякую роль:

- сохраняет культурное своеобразие;

- стимулирует полноценный культурный диалог.