Учебные материалы для студентов

Культурология


Культурология



КУЛЬТУРА ЕВРОПЫ РУБЕЖА XIX-XX ВЕКОВ


Решающие открытия в области науки, техники и искусства. Различия

творческого процесса в науке и искусстве. Нобелевские премии и

Нобелевские лауреаты. Постимпрессионизм.

Рубеж XIX-XX вв. характеризуется серьезными изменениями культуры. Именно в этот период происходят решающие исторические события, совершаются невероятные научные открытия, осуществляются на практике смелые технические замыслы, создаются бессмертные произведения искусства.

Наиболее значительными достижениями культуры этого периода стали:

- 1880 г. - начало применения железобетона в качестве строительного материала;

- 1885 г. - первый рейс автомобиля;

- 1890 г. - К. Э. Циолковский разрабатывает теоретические основы космонавтики;

- 1895 г. - братья Люмьер изобретают кинематограф;

- 1896 г. - А. Беккерель открывает естественную радиоактивность;

- 1899 г. - появление аспирина и т. д.

В 1900 году появляется слово «ген» - главное понятие современной биологии, и в это же время ключевой категорией физики становится термин «квант». Зарождавшаяся в это время революция в науке пошла по двум генеральным направлениям: в физике и в биологии. С точки зрения науки о наследственности - генетики, биология сформулировала понятие «ген». Физика приступила к изучению элементарных частиц, сформировав разделы, теории и системы квантовой физики. Новая эпоха в искусстве началась с того, что искусство увидело движение - движение человека в пространстве. Идеи движения было подчинено и изобретение автомобиля.

Можно сделать вывод о том, что новый XX век в Европе начинался не только календарно. В основных сферах культуры: в науке, технике, искусстве его начало было связано с тем, что люди осознали себя движущимися, увидели время и мир в движении.

Изобретения и открытия, по смыслу своему, события неожиданные. И тем не менее, они не могут возникнуть из ничего. Однажды великий Эйнштейн высказал мысль о том, что теоретику необходимо предоставить неограниченную возможность фантазировать. Воображение ученого должно быть и оставаться чистым, отрешенным от классических достижений прошлого. Это и есть, по его мнению, единственный путь к открытиям.

Аналогичный процесс открытия нового произошел в искусстве рубежа XIX-XX вв. Люди, занимавшиеся в тот период художественным творчеством, обладали чистым воображением. В этой связи достаточно напомнить, что воображение художника прошлых веков не уводило его далеко за пределы традиции и школы. На «стыке веков» произошел взрыв. Новая плеяда художников увидела мир иным и, соответственно этому, поняла свои задачи. Осознание цены времени, а точнее его мгновения, стало главным сюжетом искусства XX столетия. Между тем, заботясь о том, чтобы отразить в своем произведении какое-то мгновенное впечатление, художник представлял это как часть того целого, выражению чего в искусстве он посвятит, в дальнейшем, всю свою жизнь.

Рубеж веков, помимо новаций, подтвердил ряд старых истин. Было наглядно продемонстрировано различие творческого процесса в искусстве и науке. В искусстве - рождение нового: формы, стиля, образного языка никогда не требовало отмены того, что было уже создано поколениями художников. Шедевры прошлого и настоящего всегда живут рядом. В науке все иначе. Практически каждый прорыв к новому знанию — это отказ от старых представлений и законов, от прежних незыблемых истин. Так было у Коперника и Ньютона, Лобачевского и Дарвина, так было веками на протяжении тысячелетней истории науки. На «стыке веков» едва ли не все области знания разом вышли на рубеж нового. К столь значительной научной динамике, к отказу от простого, привычного, понятного ученых толкало стремление к истине, не боязнь признаться в собственных ошибках, личных заблуждениях.

Важным международным событием рубежа XIX-XX веков в сфере духовной культуры стало учреждение Нобелевской премии, то есть создание общечеловеческой культурологической традиции поощрять все самое ценное, оригинальное, выдающееся, что создает человечество в различных ипостасях культуры. И хотя на сегодняшний день в мире существует огромное количество различных поощрений, премий - Нобелевская, безусловно, самая престижная. Ее отличает высокий профессиональный и моральный авторитет лауреатов и достойное денежное вознаграждение. Среди тех, кто в разные годы становился нобелевским лауреатом, были: В. Леонтьев, А. Камю, А. Сахаров и многие другие.

В заключение следует подчеркнуть, что XX век начинался со значительных изменений в различных сферах культуры. Происходил не столько отказ от классического мышления в науке и искусстве, сколько шли поиски нового современного пути развития нашей цивилизации.

Конец XIX в. ознаменован развитием в русле импрессионизма нового художественно-образного явления западноевропейского искусства. Постимпрессионизм - таково условное обозначение группы художественных течений во французской живописи рубежа XIX-XX веков. Живописные полотна постимпрессионистов отличали продуманная композиция, синтез цвета, форма и вещественность предметов. Причем, цвет для постимпрессионистов – не конечная цель (как у импрессионистов), а исходная точка – элемент, необходимый для того, чтобы овладеть глубочайшей правдой жизни.

Постимпрессионизм проявил повышенный интерес к философским и символическим началам бытия, жадно «вживался» в природу, стремился выразить само существо ее внутренней жизни, создать монументальные образы человека и природы. Ведущими постмодернистами были П. Сезанн, В. Ван-Гог, П. Гоген, А. де Тулуз-Лотрек.