Учебные материалы для студентов Культурология |
КультурологияХРИСТИАНСТВО КАК ДУХОВНАЯ ОСНОВА ЕВРОПЕЙСКОЙ КУЛЬТУРЫСущность христианства. Духовная традиция Ветхого Завета.
Общечеловеческий смысл Нового Завета. Специфика христианского понимания Спасения и Страшного Суда. Основные христианские церкви: католичество, православие, протестантизм. Вклад христианства в мировую культуру. Христианство - (от греч. christos - мессия, спаситель) одна из трех мировых религий - возникло в начале I в. в Палестине, а в IV в. превратилось в господствующую религию Римской империи. Свое название данная религия получила по имени предполагаемого создателя Христа. В основе христианства лежит вера в единого Бога, носителя абсолютной свободы, начала и конца мира. Христианство провозглашало Вселенское братство и равенство всех людей перед единым Богом, который любит всех. Новая религия сформировала и новую культуру, которая понимала человека как земное воплощение Бога, а Бога как небесное воплощение человека в образе Иисуса Христа. Человек, созданный Богом по своему образу и подобию, является свободной личностью, обладающей творческими способностями. Важнейшие христианские догматы (основные положения учения) были разработаны выдающимися богословами (отцами церкви) в собрании священных текстов, получивших название Новый Завет. В состав данного учения вошли: - четыре канонических Евангелия (от греч. euangelion - благая весть), написанных Матфеем, Марком, Лукой и Иоанном к концу I в. и представляющих собой варианты земной жизни основоположника новой религии - Христа; - Деяния Апостолов - сочинение о проповеди учеников Иисуса после смерти их Учителя; - Послание Апостолов и видение о конце света; - Апокалипсис или Откровения апостола Иоанна Богослова. Главной идеей Нового завета стал миф об Иисусе Христе как богочеловеке, который ценой своей жизни спасает человечество от его грехов. Новый Завет явился своеобразным продолжением Ветхого Завета - собрания книг, священных для иудеев, а впоследствии и для христиан. Трагическая история еврейского народа и безграничная вера в единого Бога, который давал надежду на избавление от несчастий и стала сюжетом священных иудейских текстов. Ветхий и Новый Заветы вместе составили христианскую Библию (греч. biblia - книга) - свод книг, составляющих Священное писание. Бог Ветхого Завета был тем же самым, что и Бог Нового Завета. Основное отличие между ними заключалось в различии отношений Бога и человека. Бог Ветхого Завета обращается ко всему избранному народу - к иудеям. Для него более существенны внешние ритуальные параметры своего взаимодействия с людьми. Тогда, как Бог Нового Завета взывает, прежде всего, к внутренней жизни, к внутренней вере каждого человека в отдельности. Помимо иудейских традиций, в догмах христианства просматривается и непосредственное влияние традиций античной философии. Так, идея равенства людей при наличии постоянно существующих социальных различий, безусловно, сформировалась под влиянием стоиков, а догма о Святой Троице - под влиянием неоплатоников. В пределах христианства человек радикально меняет свое отношение к миру. Это особенно очевидно в сравнении с античной парадигмой данного процесса, основанного на космизме и растворенности человека в окружающей и обожествляемой им реальности, политеистичной (многобожественной) по сути. Если в Античности человек не был, в полном смысле этого слова, личностью, то именно в Христианстве он, прежде всего, индивид - ценный Богу своим индивидуальным существованием – становится личностью, то есть несет на себе лик – образ и подобие самого творца. Христианский Бог - это надмирный дух. Он абсолютно трансцендентен (латин. transcendens – недоступный познанию) по отношению к тварному миру, который он создает силой своей воли и благой природы из ничего. Христианский Бог абсолютно монотеистичен. Иудейско-христианская традиция – это традиция наиболее ярко выраженного монотеизма (т. е. признания единого бога), в отличие от политеистических представлений древних греков. Существует масса точек зрения относительно историчности Христа. Некоторые ученые считают, что это некая литературная выдумка, фантазия, собирательный образ. Но все-таки большинство специалистов, как среди богословов, так и среди историков сходятся во мнении, что Христос - это вполне историческая личность, пытавшаяся помочь людям за это казненная. Но наступит время и Христос вернется в виде проповедника и учителя истины, чтобы дать людям свободу. Тот духовный импульс, который содержала его устная проповедь, зафиксированная учениками, вполне аутентична и едина по сути своей, несмотря на некоторые различия в канонических евангелиях. Уже в Ветхом Завете ощущается некая жажда человека встречи с Богом, стремление освободиться от внешних сторон человеческого бытия. И собственно этот призыв – индивидуальное, личное богообщение, адресованное не только избранному народу, а всем, является одной из доминант христианства, для которого, по словам апостола Павла «нет ни Эллина, ни Иудея ... раба и свободного, но все и во всем Христос». Сущность христианской догматики изложена в «Символе веры», утвержденном на Вселенский соборах в 325 и 381 гг. Здесь подтверждается наличие Бога, у которого единая природа и единая воля, но который выступает в трех равноценных лицах (личностях): Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух. Миссия спасения человечества лежит на Боге-Сыне. Спасение — ключевой момент христианского вероучения. Оно требует от человека духовных усилий и, прежде всего, - веры в учение Христа. Но, поскольку, самостоятельно спастись невозможно, миссия спасения лежит на Христе. Мессия (или спаситель) – это посланник Бога, который воплощает в себе природно–божественное и человеческое, открывает каждому из исповедующих его путь к истинной жизни христианина, путь в Царство Небесное. Душа человека, его личность, духовное «Я» - бессмертны. И именно констатация бессмертия человеческой души, «искры божией», пребывающей в каждом из нас - является в христианстве источником того, без чего невозможно полноценное существование человека, а именно – источником смысла жизни. Человек - единственное из живых существ, которое наделено свободой воли, свободой самостоятельного выбора между Добром и Злом. Зло в христианстве не субстанционально. Оно не равнозначно добру. Оно является лишь дефицитом добра, искажением, сбоем в системе, некоей аномалией, отклонением от нормы в первоначальном божественном мироустройстве. Зло укоренено в природе человеческого тела, и поэтому тело, будучи источником страстей, должно страдать ради собственного исправления. Но, поскольку душа бессмертна, то у человека, исповедующего Христа, всегда остается возможность для обретения вечной жизни. Один из ключевых моментов христианского вероучения, наряду с идеей спасения, заключен в идее Страшного Суда. Он является финалом земной человеческой истории, завершением существования самого тварного несовершенного мира, который «искривил» свою изначально прекрасную природу в результате грехопадения. Страшный Суд - это окончательное торжество Добра и второе пришествие Христа. Новое явление Христа должно помочь окончательному истреблению зла в мире, исправлению материи, обожению человека, изменению его телесной природы, ибо праведникам уготовано преображенное телесное существование после Воскресения. Этот эсхатологический компонент христианского мировоззрения, изложенный в Откровении св. Иоанна (Апокалипсис), играет одну из главных ролей в самом христианском вероучении. Христианская религия не является единой. На протяжении двух тысяч лет своего развития она распалась на три наиболее значительные конфессии: католицизм, православие (1054 г.), протестантизм (XVI в. -антикатолическое движение в Европе - Реформация). Сохраняя в основном канонические положения христианской догматики, эти направления отличаются друг от друга разными подходами к толкованию природы Бога и отдельными особенностями культа. Католики настаивают на большем сближении Бога и тварного мира, Бога и материи. По мнению православных иерархов, подобное неоправданное сближение Бога и тварного мира способно растворить Бога в мире, с последующим отрицанием Бога как надмирного Абсолюта, что, в свою очередь, открывает пути для нигилизма и атеизма всех мастей. В протестанстве тема сближения Бога и тварного мира присутствует в еще большей степени. Помимо сугубо догматических различий, протестантство отказывается от большей части обрядов и таинств христианской религии, упрощая эту обрядовую сторону, обмирщает сам религиозный культ насколько это возможно, меняя при этом систему ценностей в христианстве. Протестантизм открывает человеку возможность для реализации своих мирских устремлений, на путях служения индивидуалистистическим, если не эгоистическим порывам своей души. Вместо стяжания духовного богатства оно, по сути, ориентирует человека на стяжание материальных благ, которые в пределах протестанства объявляются главным условием обретения райского блаженства. В отличие от католицизма и протестантизма: - только православие сохранило в наибольшей чистоте и аутентичности изначальный нравственный импульс, который воплощен в канонических Евангелиях; - только православие категорично в проведении непреодолимой грани между творцом и творением; - только православие ориентирует человека на духовно-интенсивное стяжание не материальных, а духовных благ как единственного способа спасения бессмертной души. Православная церковь особое внимание уделяет обрядовой стороне своей деятельности. Речь, прежде всего, идет: - о разнообразии во внутреннем оформлении храма; - о церемонии проведения богослужения, где ведущее место отводится молитве. Священнослужители требуют от православных верующих: - обязательного посещения церкви; - ношения нательных крестов; - исполнения таинств (крещения, причащения, покаяния и пр.). Православие содержит в себе такие моральные ценности, как соборность, духовное подвижничество, нравственное самосовершенствование. В завершение следует остановиться на том вкладе, который внесло христианство в становление европейской культуры. Признав в качестве высшей ценности свободную творческую личность, христианство вдохнуло новую жизнь в европейскую культуру: - открыв понятие исторического прогресса (в противовес античному пониманию цикличности времени); | - заложив в сознании людей принципиально новые гуманистические установки; - сформировав условия для реализации идеи создания правового государства, в котором гарантируются и соблюдаются права человека; - обратив особое внимание на самые сокровенные внутренние переживания человеческой души. Библейские сюжеты и образы стали главными темами литературных, театральных, архитектурных, живописных художественных произведений, вплоть до сегодняшнего дня. Творческая активность человека побуждала развитие естествознания и техники, стимулировала научное познание и образование. Таким образом, в процессе своего исторического развития христианство обеспечивало целостность, всеобщность, универсальность всей европейской культуры. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |