Учебные материалы для студентов

Культурология


Культурология



Истоки Античной культуры, ее периодизация и распространение. Культура эллинистического этапа. Основные доминанты древнеримской культуры


Греческая цивилизация времен античности (т. е. древности) сформировалась в восточной части Средиземноморья, на островах Эгейского моря, побережье Фракии и западной части Малой Азии. Впоследствии пределы античного мира постоянно расширялись, распространяя свое влияние на Южную Италию и Францию, Сицилию и северное побережье Африки. Греческие колонии располагались также на побережье Черного и Азовского морей.

Греческая античность создала неповторимую культуру, которая содержала в себе истоки будущей европейской цивилизации. При этом следует заметить, что античная культура не была единой ни в самой Греции, ни в Древнем Риме. На каждом этапе своего развития она предстает в качественно различных вариантах. В процессе эволюции античной цивилизации племена и народности, жившие на этой территории, осознали себя единым народом - эллинами, свою общую страну назвали Элладой и значительное историческое время сохраняли чувство принадлежности к этому единству. Интенсивно развивались и языковые диалекты, что привело в III-II вв. до н. э. к созданию единого греческого языка - койне.

Столь успешное развитие древнегреческой культуры, до некоторой степени, объясняется благоприятными территориальными и климатическими условиями, в которых проживали греки. Само строение греческого ландшафта, в котором не было ничего бескрайнего, кроме голубого неба, содействовало тому, что глаз грека с рождения привыкал к соразмерности, пропорциональности и гармонии. Поэтому окружающий мир казался ему разделенным по абсолютно естественным граням. И в этом мире древний человек сразу находил, дарованное ему богами, свое место хозяина. Столь удачный природный фактор греки активно использовали в культуре.

Хронологически история культуры древней Греции делится на пять основных этапов:

- крито-микенская культура (III-II тыс. до н. э.);

- гомеровский этап (XI-IX вв. до н. э.);

- архаический период (VIII-VI вв. до н. э.);

- классическая Греция (V в. до н. э. - три четверти IV в. до н. э.);

- эллинизм (IV-I вв. до н. э.).

Следует заметить, что первые два этапа - крито-микенский и гомеровский - представляют собой своеобразную прелюдию того, что затем произошло в период греческой архаики, классики и эллинизма и что окончательно определило специфические особенности цивилизации античного типа.

Рассмотрим более подробно основные этапы развития античной культуры. В архаический период (VIII-VI вв. до н. э.) сложилась государственная система древней Греции, состоящая из самостоятельных городов-государств, или как их называли греки - полисов. Полис - это не только определенная административная единица с производственным потенциалом. Полис был тем местом на земле, где человек находился под покровительством своего языческого бога, с изволения которого данный полис-город и был создан. Каждый полис имел специфическую хозяйственную деятельность, собственных богов и героев, а также календарь и монету.

Абсолютно естественным атрибутом жизни полиса было наличие гражданской правовой структуры (с ее равенством всех перед законом и подчинением личности большинству), которая была нацелена на реализацию идеала справедливости. Не случайно, позже, Аристотель констатирует, что «полис есть общность людей, сошедшихся ради справедливой жизни». Поэтому самым страшным наказанием для грека того времени было лишение гражданских прав и изгнание из родного города.

Важнейшим элементом греческой культуры становится агонистика, то есть принцип состязательности, благородного соревнования отдельных личностей, групп и полисов с целью достижения наилучшего результата. Постепенно в греческом обществе победа в любом состязании воспринимается как высшая ценность.

В архаический период греческая художественная культура «заговорила». Речь идет о литературной записи двух эпических поэм легендарного Гомера - «Илиады» и «Одиссеи», которые до этого существовали только в устной традиции греков. В поэмах соединились две исходные эпические темы греческой художественной культуры: это деяния богов и подвиги правителей. Здесь соседствовали рядом:

- рассказы о мифических и легендарных событиях;

- любовные истории, приключенческие сюжеты, нравственные поучения.

По замечанию древнегреческого историка Геродота именно Гомер:

- составил для греков родословную богов;

- поделил между ними достоинства и занятия;

- начертал их образы.

С архаическим периодом связано возникновение философии - явления, исключительно важного для формирования европейской культуры. Религиозно-мифологическое сознание утрачивает свою монополию. Возникает система быстрого логического усвоения знаний. Начинают распространяться учения, нарушающие привычные моральные нормы, образцы и авторитеты, формируется нетрадиционное мировоззрение. Одной из первых философских школ была школа, основанная Пифагором (VI в. до н. э. в г. Кротоне). Пифагорейцы предположили, что сущностью мира является некая абстракция - число, которая проявляется в различных ипостасях: «бог-число», «вещь-число», «искусство-число». Эта «числовая конструкция» бытия мыслилась ими как «строй мира», действующий гармонично во всех явлениях жизни. Воплощением гармонии и красоты в этот периоду греков выступает космос. Он, космос, был для греков чувственно материален: видим, слышим и осязаем. Пифагорейцы попытались сформировать не только общую систему мироздания. Впервые именно в греческой культуре они заложили традицию создания научной школы с её:

- определенными методами обучения;

- системой передачи знания;

- специфическим образом жизни.

Искусство архаического периода еще не отделилось от ремесла и выступало как разновидность производственной деятельности того времени. Поэзия, скульптура, архитектура, музыка, риторика понимались греками не как виды искусства, а как виды деятельности, непосредственным образом связанные с жизнью человека и его отношением с окружающей действительностью.

Кульминацией развития древнегреческой культуры стал ее классический период (V-IV вв. до н. э.). Это явление многозначное. Согласно одному из этих значений классическим называют то, что является зрелым и наиболее совершенным в различных сферах культуры. Понятие «классический» имеет и другое значение. Оно обозначает культуру, обладающую характерными чертами, а именно: соразмерностью, сдержанностью, гармонией, уравновешенностью. Культура Греции V-IV вв. до н. э. была классической в обоих значениях. Всю силу своей энергии греки распространяли на достижение калокагатии (от греч. calos – прекрасный и agathos - нравственно совершенный), то есть гармонии внешнего и внутреннего в человеке, которая является условием его красоты. Калокагатия понималась греками в социально-этическом плане, ибо те, кто воспитывался в ее духе, должны были предоставить себя в распоряжение общества. Калокагатия приближала греков к их идеалу - классическому идеалу тела и духа.

Царицей наук по-прежнему оставалась философия. Греческие мыслители будут продолжать поиски первоосновы сущего. Демокрит скажет, что основанием всего являются атомы, движущиеся в пустоте. Сократ будет заниматься самопознанием и в нем увидит начало истинной мудрости. Платон создаст учение об идеях и спроектирует идеальное государство, которым смогут управлять только мудрецы. Но подлинно энциклопедические исследования и мысли оставит для потомков великий Аристотель, выделив из всех сфер человеческой деятельности искусство, при этом подчеркнув, что именно оно способно дополнить и углубить действительный мир.

Искусство классической Греции воистину уникально. Без него невозможно представить себе всю последующую историю художественной культуры человечества. Это искусство и поныне доставляет нам глубокое эстетическое наслаждение и, как писал об этом К. Маркс, «продолжает служить в известном отношении образцом и недосягаемой нормой»/ Маркс К. Введение. (Из экономических рукописей 1857-1858 гг.)//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т. 12. - С. 737. Это искусство достигло своих вершин в Афинском демократическом государстве. Оно создало идеал прекрасного и доблестного человека - героя, совершенного нравственно и физически. Этот герой существовал в гармонии с окружающим миром, который поэтическая фантазия древних греков населила мифологическими существами и богами, наделенными чисто человеческими качествами: и благородными и отрицательными. Словом, это было искусство, широко принимавшее жизнь и умевшее придать впечатлениям от этой жизни высокое художественное совершенство.

Ars longa, vita brevis - жизнь коротка, искусство вечно - таков девиз художественной культуры классического периода античности.

Славу классического искусства Греции составляли комплекс Акрополя в Афинах, храм Артемиды в Эфесе, мавзолей в Галикарнасе; скульптуры Фидия, Скопаса, Лисиппа; трагедии Эсхила, Софокла, Еврипида; комедии Аристофана и многое другое.

Эпоха, называемая эллинистической (IV-I вв. до н. э.), началась со смертью Александра Македонского и закончилась римскими завоеваниями тех стран, которые возникли в результате распада державы Александра. Многие специалисты -антиковеды подчеркивают, что по своей сути эллинизм - это конкретно-историческое явление, проявившее себя в результате походов Александра Македонского. Эллинизм характеризуется сочетанием античных и древневосточных черт в социальной, политической и культурной сферах жизни общества.

Эпоха эллинизма - это время экономического подъема Греции и принадлежащих ей территорий в рамках рабовладельческой формации. Активно развивается градостроительство. Количество жителей Александрии Египетской, Карфагена, Сиракуз достигает в каждом городе полумиллиона. Но особенно процветает наука. Мощным научно-исследовательским центром эллинистического мира становится Александрия Египетская. Здесь в начале III в. до н.э. был основан культурный центр, получивший название Мусейон («Дом муз»). В нем находились богатейшая библиотека, астрономическая обсерватория, ботанический сад, зоопарк, медицинские лаборатории. Здесь жили и работали: математик Евклид, ботаник Феофраст, астроном Аристарх Самосский. В сицилийском городе Сиракузы во второй половине III в. до н. э. трудился над своими открытиями прославленный математик древности – Архимед.

В эллинистической архитектуре появляется новый тип общественных зданий - научно-исследовательские центры, включающие в себя огромные библиотеки (среди них наиболее известные находились вПергаме, Александрии и др. городах) и инженерные сооружения (например, знаменитый Александрийский морской маяк на о. Фарос). Замечательным художественным явлением эллинизма стало дальнейшее развитие гончарного искусства и связанного с ним особого типа живописи - вазописи. Доминирующий в керамическом искусстве того времени краснофигурный стиль достаточно свободно передавал объем и движение изображаемых человеческих фигур. В эллинистический период появляются и новые философские учения - эпикуреизм, стоицизм, скептицизм и неоплатонизм. В них усиливается субъективизм, а преобладающими настроениями становятся глубокое разочарование и пессимизм. Собственно древнегреческая культура начинает клониться к своему закату, чтобы затем вновь проявиться не только в культуре Древнего Рима, но и стать основой европейской цивилизации в целом.

Римская цивилизация стала последней страницей в истории античной культуры, просуществовав более двенадцати веков (VIII в. до н. э. -V в. н. э.). Географически она возникла на территории Апеннинского полуострова, получив у греков название - Италия. Впоследствии Рим собрал в необъятную империю те страны, которые возникли в результате распада державы Александра Македонского. Характерной особенностью Римской империи был универсализм. Древний Рим претендовал на то, чтобы стать государством Вселенским, совпадающим по своим масштабам со всем цивилизованным миром.

Население древнего Рима времен архаики жило родами в территориальных общинах - пагах. Жители пага имели общий культ, казну, осуществляли совместную трудовую деятельность. Во главе архаического Рима стоял царь, при нем был сенат, а наиболее важные вопросы решало народное собрание. В 510 году до н. э. образуется Римская республика, просуществовавшая до 30-х годов до н. э. Затем наступает период империи, завершившийся падением «вечного города» в 476 г. н. э.

Идеологию римлянина определял патриотизм, признающий интересы страны как высшую ценность. Римляне считали себя богоизбранным народом и были ориентированы только на победу во всех своих деяниях. В Риме почитались мужество, достоинство, строгость, практическое хозяйственное и юридическое мышление, умение подчиняться дисциплине и закону. Ложь и обман считались пороками, характерными для рабов. Если грек преклонялся перед философией и искусством, то для знатного римлянина единственно достойными занятиями были войны, политика, земледелие и право.

Перечисленные выше тенденции сформировали определенные моральные ценности и нормы поведения. Они легли в основу т. н. «римского морального кодекса», объединенного понятием доблесть, добродетель (virtus) и включавшего в себя следующие нравственные принципы:

- благочестие (pietas);

- верность (fides);

- серьезность (gravitas);

- твердость (constantia).

Религиозные представления римлян были небогаты образностью. Из богов в древнеримской мифологии особо почитались Юпитер, Юнона, Диана, Виктория. В процессе сближения с греческим миром римские боги идентифицировались с греческими: Юпитер - Зевс, Юнона - Гера, Циана - Артемида, Виктория - Ника. Особой любовью пользовался бог Геракл (Геркулес), чьи 12 подвигов были не только популярны в древности, но и стали сюжетами многих художественных произведений последующих эпох. После завоевания восточных стран в Рим проникают культы Осириса, Исиды, Кибелы. В начале I тысячелетия н. э. в Риме начинает распространяться христианство.

Подлинный переворот в культурной жизни Римской империи произошел к I-му веку до н. э., после завоевания эллинистической Греции. Римскую цивилизацию, безусловно, питали своими богатствами различные чужеземные культуры, но решающим оказалось влияние поверженной Греции. Римский поэт Гораций напишет об этом так: «Греция плененная пленила своих победителей». Римляне начинают изучать греческий язык, философию и литературу; приглашают прославленных греческих ораторов и философов и сами отправляются в греческие полисы, чтобы приобщиться к культуре, перед которой они тайно преклонялись.

Особое место в римской культуре начинают играть исторические, юридические, философские сочинения. Главной темой произведений Полибия, Саллюстия, Тита Ливия, Цицерона становится пропаганда великой цивилизационной миссии Рима и поиск путей создания под его эгидой Вселенского государства. В I в. до н. э. в Риме мощно развивается риторика или искусство политического и судебного красноречия, что являлось следствием отражения бурной социальной жизни переходной эпохи от Республики к Империи. Достижение авторитета в обществе и успешная политическая карьера были невозможны без виртуозного владения живым словом. Самым ярким римским оратором был Марк Туллий Цицерон (I в. до н. э.). Будучи к тому же и тонким знатоком философии, он много сделал для знакомства римлян с классической греческой философией Платона и стоиков.

Свой неповторимый облик имеет и римское искусство. И хотя в содержании его произведений ощущается этрусское и греческое влияние, по форме они представляют собой художественное выражение типично римских идеологических тенденций. Это особенно характерно для зодчества, где стремление к грандиозности, помпезности и пышности находит свое выражение в строительстве триумфальных арок, площадей (форумов), храмов, театров, мостов, акведуков, рынков, ипподромов и т. д. Замечательным достижением римской архитектуры и строительной техники стали возведение грандиозного амфитеатра Колизея и здания храма всех богов - Пантеона в Риме. Подлинной жемчужиной римской культуры стал скульптурный портрет, подчеркнувший неповторимость и индивидуальность человека и продемонстрировавший умение античных авторов фиксировать его внутреннее состояние.

Как уже отмечалось выше, с I века н. э. в восточных провинциях Римской империи начинается распространение христианских идей, провозгласивших равенство всех перед богом, что имело существенное значение для консолидации раздираемого противоречиями общества. Появление нового мифа о возможности всеобщего достижения царства божьего на земле и идея воздаяния страждущим и обездоленным счастья в царстве небесном стали весьма притягательными, особенно для низших социальных слоев Рима. Христианство восприняло многие элементы восточных культов и религий, а также включило в свою идеологию достижения эллинистической философии. Начав с жестоких гонений и преследований христианство постепенно захватило своими идеями римскую аристократию и интеллигенцию, а в начале IV-го в. н. э. стало официальной религией Римской Империи.

С 410 по 476 гг. Рим подвергается разгрому со стороны варваров - готов, германских наемников и др. Восточная часть Римской империи просуществовала еще тысячу лет, а западная, погибнув, стала фундаментом для культуры формирующихся западноевропейских государств.

Греко-римская античность (IX в. до н. э. - V в. н. э.) оставила в наследство мировой культуре следующие достижения:

- богатейшее мифотворчество;

- опыт демократического устройства общества;

- систему римского права;

- непреходящие произведения искусства;

- законы истины, добра и красоты;

- многообразие философских идей;

- обретение христианской веры.