Учебные материалы для студентов

Культурология


Культурология



КУЛЬТУРА И ЛИЧНОСТЬ


Соотношение биологического и социального в человеке. Человек как

продукт и субъект общественных отношений. Понимание человека в

древневосточной и античной культурах.

Человек - это особый вид сущего, живое телесное существо, субъект исторического развития общества.

С одной стороны, человек разумный (Homo sapiens) - это результат биологической эволюции, ее усложнения и видоизменения. Однако отличия человека от животного очень существенны. Животное, рождаясь на свет, обладает определенным набором инстинктов, которые задают поведенческие стереотипы и одновременно ограничивают вариации этого поведения. Животные просто обречены вести себя тем или иным образом.

У человека ситуация совершенно иная. Человечество развивается на протяжении 40 тысяч лет, относится к одному биологическому виду (Homo sapiens), но тем не менее обнаруживает потрясающее многообразие в процессе поведения. К. Маркс прокомментировал эту ситуацию так: «Человек может вести себя по мерке любого вида».

Среди представителей Homo sapiens присутствует индивидуальная вариативность поведения, которая неизвестна животному миру. Биологические предпосылки поведения животных зафиксированы в молекулах ДНК. Поведение людей определяют членораздельная речь, показ и пример. Функции врожденных инстинктов, свойственные животным, у человека заменяются нормами (правилами) и преемственностью в поведении. И если говорить о программировании поведения человека, то его определяет культура. Она является своеобразной программой поведения человека.

Однако культура порождена социальным статусом индивида и не имеет прямого отношения к его биологическим характеристикам. Именно способность созидать «вторую природу» и культурные ценности и является исходным отличительным признаком того типа сообщества, который характерен для Homo sapiens.

Таким образом, человек - это существо биосоциальное. С одной стороны, он генетически связан с другими формами биологической жизни. Человек подвержен влечениям и страстям. Он впадает в страх и гнев. Его телесное существо подчинено всем законам биологии и физиологии. Выделение человека из природы произошло благодаря:

- умению производить орудия труда;

- обладанию членораздельной речью;

- наличию сознания и разума;

- способности быть нравственным-, подниматься над своими естественными влечениями и осуществлять свободный выбор.

С другой стороны, человек существо социальное, ибо он преобразует природные объекты, т. е. занимается производством, предметно-практической деятельностью. Именно в ходе этой деятельности человек формируется как социальное существо. Впервые это определение было дано Аристотелем, который назвал человека «общественным животным». С течением времени возникла масса других определений человека, которые акцентируют тот или иной аспект его жизнедеятельности. Так, например, человек - это существо моральное, свободное, обладающее самосознанием и пр.

При анализе соотношения биологического и социального начал в человеке существуют вопросы, которые являются предметом неутихающих дискуссий, споров и обсуждений. Что определяет сущность человека: его биологическое происхождение или социальный статус? Какое значение в жизни общества имеют биологически обусловленные различия между людьми и группами людей? В зависимости от ответа на эти вопросы получают одобрение или осуждение проявления расизма и шовинизма, решаются вопросы женского равноправия и пр.

Наиболее полно сущность человека выявляется через социальный аспект. К. Маркс сформулировал это так: «Сущность человека в своей действительности есть совокупность всех общественных отношений». В основу развития общественных отношений (а стало быть и человека, как продукта и результата этих отношений) лег способ материального производства, в процессе которого человек формирует свой мир. Трудовая деятельность человека не только создает средства для удовлетворения его жизненных потребностей, но и воспроизводит систему общественных отношений. Напомним, что в нее входят:

- производственные отношения (отношения собственности, формы распределения произведенного продукта, его обмена и потребления);

- отношения между историческими общностями людей (род, племя, народность, нация);

- брачно-семейные и бытовые отношения между людьми;

- отношения между личностью и обществом.

Воспроизводство данной системы общественных отношений становится особой потребностью человека. Удовлетворение потребности находит свое выражение в человеческом интересе. Под воздействием интереса человек относится к окружающему миру как субъект. Субъект – это человек, познающий внешний мир (в данном случае общество) и воздействующий на него в своей практической деятельности. Таким образом, человек является не только продуктом и субъектом общественных отношений, но и главным творением культуры, которая:

- создает самого человека как существо все менее зависящее от каких-либо природных закономерностей и случайностей;

- «творит» человека как долговечное существо, все более уверенное в своем здоровье и «праве на жизнь» (сегодня мы живем в два-три раза дольше людей древних цивилизаций);

- предоставляет человеку возможность заниматься сложным интеллектуальным трудом, а не только заботиться о хлебе насущном;

- обеспечивает человеку психологический комфорт и развлечения;

- изменяет облик планеты Земля, создает потенциал для развития ее ландшафтной оболочки и самого человека.

Древнейшие философские системы Индии, Китая и Античной Греции впервые сформировали научные концепции человека, рассматривая его как часть космоса. Здесь человек выступает как малый мир (микрокосм) и большой мир (макрокосм).

По представлениям древних китайцев природа трактовалась как живой организм, а человек - как сочетание различных «стихий» космоса. Один из китайских мудрецов сказал: «Меж Небом и Землей человек драгоценнее всего». Наиболее самобытными и оригинальными концепциями человека в древнекитайской философии являются теории конфуцианства и даосизма.

Конфуцианство (основоположник - мудрец Конфуций - VI в. до н .э.) утверждало вечность и неизменность общества и мира в целом, в котором каждый человек должен занимать предопределенное ему изначальное место. Гуманность, милосердие (жэнь) должны пронизывать отношения между людьми. Каждый должен помогать другому достичь того, к чему сам стремится, и не делать того, чего не желаешь себе. Овладеть таким правильным поведением помогает следование строгому порядку (ли) и нормам, включающим этикет.

Другим важнейшим направлением древнекитайской философии, в котором акцентируется проблема человека, являлся даосизм (основоположник Лао-Цзы - VI в. до н. э.). Центральным понятием этого учения было провозглашено «дао» - путь. С точки зрения даосизма, все в мире находится в движении, изменении, в пути; все непостоянно и конечно. Человеку необходимо следовать установленному миропорядку, соответствующему дао. Чтобы обеспечить себе бессмертие, человек должен выполнять особые упражнения, напоминающие йогу (соединение, связь).

Древнеиндийская концепция человека была изложена в ведической литературе. «Веда» - в переводе означает «знание» и представляет собой корпус текстов, которые составлялись на протяжении девяти столетий, вплоть до VI в. до н. э. У древних индийцев человек занимал не центральное, а среднее положение в мироздании между богами (находящимися в раю) и демонами (располагающимися в аду). Однако человек мог не только подняться до божественных высот, но и очутиться на дне ада.

Согласуется со сказанным выше и учение о переселении души — Карма. Согласно ему, рубеж между живыми и неживыми существами достаточно легко проходим и подвижен. Душа человека может вселиться в различные существа неорганической и органической природы. Но если она вселится в живое органическое тело, то чем будет предопределен выбор? Ответ на этот вопрос дает закон Кармы. Тот, кто совершал благие деяния и не нарушал моральных норм в будущей жизни, должен родиться в высших кастах (сословиях) общества. Тот, кто пренебрегал нравственными принципами может родиться либо членом низшей касты, либо даже животным или просто придорожным камнем. Изменить свою неблагоприятную Карму можно только «достойными делами» и «праведной жизнью».

В VI в. до н. э. в Индии возникает буддизм - одна из трех мировых религий. В учении буддизма формулируется понимание «правильной жизни» для человека. Она состоит из пяти заповедей:

- «не вредить живым существам»;

- «не брать чужого»;

- «воздерживаться от запрещенных половых контактов»;

- «не вести праздных и лживых речей»;

- «не пользоваться опьяняющими напитками».

Освободить душу от пут Кармы помогает йога, которая требует от человека дисциплины, выдержки, упорства.

Учение древнегреческих авторов о человеке в основном представлено трудами Платона и Аристотеля. Именно они внесли наибольший вклад в античное представление о человеке.

Учение о человеке Аристотеля (384-322 до н. э.) излагается в его работах: «Политика» и «Никомахова этика» (т. е. небольшая этика) и носит этический характер. В этих трудах он излагает свое учение о добродетели. Аристотель разделяет ее на два главных вида: дианоэтическую (интеллектуальную) и этическую (волевую, поведенческую) добродетель.

Дианоэтическая - возникает, путем обучения, этическая - складывается благодаря привычкам и социальным условиям. Решающее значение для Аристотеля имеют дианоэтические добродетели: мудрость, благоразумие, разумная деятельность. Добродетель возникает как золотая середина между пороками. По Аристотелю, мужество - это и есть золотая середина между безрассудной смелостью и трусостью. Щедрость - это крайность между жадностью и мотовством и т. д. Добродетелью обладает далеко не каждый человек, а лишь тот, кто сумел ее активно обнаружить, т. е. тот, кто действует. Другими словами, по Аристотелю, необходима активная социальная позиция человека.

Наивысшей формой деятельности Аристотелем признается «биостеоретикос», что означает «созерцательная жизнь» - удел философов. Человек получает высшее наслаждение не в потреблении материальных благ, не в том, что Аристотелем называется хрематистика (от греч. слова - hrematos - «накопление денег»), не в почестях, не в деятельности, направленной на стяжание славы, а в самом процессе теоретической деятельности, т. е. в созерцании.

Один из важнейших разделов Аристотелева учения о человеке касается его взглядов на рабство. Аристотель считает рабство совершенно нормальной и естественной составляющей социального организма современного ему общества. Справедливость, по его мнению, состоит в равенстве. Но не для всех, а для равных, т. е. свободных. И неравенство также представляется ему справедливым, но опять-таки не для всех, а лишь для неравных.

В своем наследии греческая философия акцентировала и разумное начало в человеке. «Познай самого себя» — это изречение, высеченное при входе в храм Аполлона в Дельфах ориентировало и современников и потомков на постоянное познание человеком самого себя.