Учебные материалы для студентов Культурология |
КультурологияОбъект, предмет и структура, Цели и задачи культурологииКультурология - это наука о культуре. Она изучает различные виды, формы и результаты бытия и деятельности человека. При этом под культурой понимается все, что производится, социально усваивается и разделяется всеми членами человеческого сообщества.
Слово «культурология» образовано от латин. cultura (возделывание, воспитание, образование, почитание) и греческого термина logos (понятие, мысль, разум). Культурология познает ценности, смыслы, нормы с помощью которых обеспечиваются различные формы жизнедеятельности людей и вне которых упорядоченная жизнь в сообществе практически невозможна. Важным моментом культурологических исследований являются проблемы духовной жизни общества, во многом иррациональные (т. е. опирающиеся не на разум, а на инстинкт, интуицию, чувство) состояния человеческого духа. Объектом изучения культурологии выступают: - наиболее общие закономерности культуры; - принципы функционирования культуры в обществе; - взаимосвязь, общение, диалог различных культур; - единые тенденции культурного развития человечества. Культурология - это самостоятельная область социально-гуманитарного познания, предметом исследования которой является культура, понимаемая как: - результат деятельности людей, реализующийся в продуктах материального производства; - установки регулирующие жизнь общества, проявляющие себя в обычаях, законах, нормах и ценностных ориентациях людей; - коммуникационные связи между людьми, формирующие специальные языки межличностного общения; - содержательная основа религии, философии, науки, права и т. д., а также культурных систем в целом. Культурология сегодня включает достаточно широкий набор дисциплин, изучающих с помощью различных методов культуру в ее бесконечно многообразных аспектах. Структуру культурологии составляют три слоя наук о культуре: - антропологический, опирающийся, прежде всего, на этнологию, т. е. науку, изучающую состав, происхождение и культурно-исторические отношения между собой народов мира; - гуманистический, включающий в себя весь комплекс так называемых наук «о духе» (философию, филологию, педагогику, психологию и др.); - социологический, где определяющим является изучение современной массовой культуры, способов ее производства и функционирования и обществе. Цели и задачи культурологии как науки: - прогнозирование и проектирование духовных процессов общественного развития; - анализ социокультурных последствий управленческих решений и расчета применяемых технологий; - поиск новых методов социализации (т.е. общественного становления) и инкультурации (т. е. освоения содержания культуры) человеческой личности. Задача культурологии как научной дисциплины состоит и в том, чтобы не только предоставлять достоверные знания о национальной культуре с целью определения своей идентичности по отношению к ней, но и способствовать пониманию «иных», существующих рядом культур и людей с другими взглядами. Знакомство с такими культурами, понимание и взаимодействие с ними и есть путь к упрочению взаимотерпимости, согласию в культурно неоднородном сообществе людей. В культурологии выделяются два уровня исследования: фундаментальный и прикладной. На своем фундаментальном уровне культурология изучает: - культуру на историческом и теоретическом уровне; - категориальный аппарат данной науки; - функционирование явлений культуры в обществе. Прикладной уровень культурологии ориентирован на использование фундаментальных знаний о культуре в целях: - прогнозирования и регулирования актуальных культурных процессов; - разработки социальных технологий трансляций культурного опыта и механизмов достижения определенного уровня развития тех или иных форм социокультурной практики; - управления и охраны культуры, а также культурно-просветительной, досуговой и иной работы. Культурология относится к социально-гуманитарным наукам и тесно взаимодействует с такими из них, как: социология, психология, антропология, история, философия и др. Опираясь на данные этих наук, культурологии присуща: - способность интегрировать социальное и гуманитарное знание; - обобщать усилия истории, философии, языкознания, религиоведения и других наук на изучение бытия человека и общества; - создавать для перечисленных выше дисциплин общую теоретическую базу. Персонифицированная в индивидуальности и обобщенная поколениями людей в своем социальном опыте, культурология представляет собой одну из форм осознания человеком своего бытия. В этом плане данная наука и учебная дисциплина способна содействовать: - развитию физической, материальной и социальной культуры людей; - преодолению технократического подхода к гуманизации и гуманитаризации образования и гармонизации развития последнего; - нейтрализации антикультуры, действующей в развитых странах мира под прикрытием молодежной контркультуры. Сегодня, когда фактом становится равнодушие и потеря интереса поколений друг к другу, когда разрушаются традиционные способы передачи культуры от родителей к детям, что в итоге ведет к деградации общества в целом, необходимо не просто декларировать ценности культуры. Пришло время обучать культуре, точно так же, как и любой другой учебной дисциплине. Именно этим и объясняется востребованность культурологии в системе высшего образования России. (c) Aбракадабра.py :: При поддержке InvestOpen |