Учебные материалы для студентов

Естествознание


Естествознание




4. Образец решения аудиторной контрольной работы

(Правильные ответа подчеркнуты)

1. Расположите основные отрасли естествознания в порядке роста сложности описываемой ими формы движения материи.

Математика, физика, химия, биология.

Физика, химия, биология, психология.

Физика, химия, биология, психология, социология.

Математика, физика, химия, биология.

2. Каково основное требование к научному факту? Причинно-следственная связь с другими известными фактами.

Логическая обоснованность.

Достоверность.

Все три требования.

3. Что такое эксперимент? Наблюдение. Проведение измерения.

Реализация явления в контролируемых условиях. Сбор данных.

4. Кто из ученых считается основоположником классической биологии?

Г. Мендель. К. Линней.

4. Дарвин.

В.И. Вернадский.

5. Когда происходит интенсивная дифференциация естественных наук?

В эпоху Античности. В начале Новой эры.

В ХУИ-ХУШ веках. В XX веке.

6. Каковы основные свойства пространства с точки зрения классической механики?

Непрерывность, однородность, анизотропность, евклидо-вость, бесконечность, абсолютность.

Непрерывность, однородность, изотропность, евклидо-вость, бесконечность, абсолютность.

Непрерывность, однородность, изотропность, неевклидо-вость, бесконечность, абсолютность.

Непрерывность, однородность, изотропность, евклидо-вость, бесконечность, относительность.

7. Каким (относительным или абсолютным) является временной интервал в классической механике?

Однозначного ответа нет.

Это зависит от величины скорости системы отсчета.

Относительным.

Абсолютным.

8. Какое из положений является основополагающим постулатом специальной теории относительности?

Относительность времени. Относительность скорости. Абсолютность пространства-времени. Абсолютность скорости света в вакууме.

9. Как для Вас повела бы себя масса объекта, если бы Вы двигались со скоростью, близкой к скорости света?

Возросла бы до бесконечности. Уменьшилась бы. Увеличилась бы. Не изменилась бы.

10. Каким свойством НЕ обладает пространство с точки зрения общей теории относительности?

Евклидовость. Искривленность Непрерывность. Изотропность.

11. Какой экспериментальный закон или факт доказывает нестационарность Вселенной?

Распределение вещества во Вселенной. Химический состав вещества.

Закон Хаббла, устанавливающий зависимость скорости удаления галактик от расстояния до них. Наблюдение реликтового излучения.

12. Как называется неизменность объекта при определенных преобразованиях?

Инерция. Симметрия. Относител ьность. Однородность.

13. Какая наука описывает движение микрообъектов, которые характеризуются корпускулярно-волновым дуализмом?

Классическая механика.

Термодинамика.

Общая теория относительности.

Квантовая механика.

14. Какое из четырех фундаментальных взаимодействий является самым слабым?

Гравитационное. Слабое.

Электромагнитное. Сильное.

15. Что утверждает второе начало термодинамики? Возрастание энтропии изолированной системы. Убывание энтропии изолированной системы. Постоянство энтропии изолированной системы. Неубывание энтропии изолированной системы.

16. Что такое флуктуация? Изменение состояния.

Случайное отклонение от среднего значения.

Неоднородность.

Упорядочение.

17. Что характеризует энтропия? Меру беспорядка в системе. Возможность совершения работы.

Энергию системы. Стремление к упорядочению.

18. Что такое диссипация?

Необратимый частичный переход энергии «порядка» в энергию «беспорядка».

Поток массы, вызванный градиентом плотности. Поток энергии, вызванный градиентом температуры. Все три ответа верны.

19. Каковы условия, при которых система способна к самоорганизации?

Сильное неравновесие.

Открытость системы.

Нелинейность связи потоков и движущих сил.

Все перечисленные условия.

20. Какая из областей не входит в биосферу? Нижний слой гидросферы.

Верхний слой атмосферы (ионосфера). Верхний слой литосферы (земная кора). Нижний слой атмосферы (тропосфера).

5. Учебно-методическое обеспечение 5.1. Основная литература

Х.Белкин П.Н. Концепции современного естествознания. М.: Высшая школа, 2004. - 335 с.

2. Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М: Альфа-М,2003.-462с.

3. Бортник Б.К, Кожин А.В., Судакова Н.П. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2001. - 108 с.

4. Грушевицкая Т.Г., Садохин А.П. Концепции современного естествознания. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 670 с.

5. Гуляев С.А., Жуковский В.М., Комов СВ. Основы естествознания. Екатеринбург: Урал ЭкоЦентр, 2001. - 557 с.

б.Дубншцева Т.Я. Концепции современного естествознания. М: АКАОЕМ1А, 2003. - 670 с.

7. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания. М.: Фонд Мир: Академический Проект, 2005. - 639 с.

8. Концепции современного естествознания / Под ред. СИ. Самыгина. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 447 с.

9. Найдыш Б.М. Концепции современного естествознания. М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2006. - 621 с.

10. Потеев М.И. Концепции современного естествознания. СПб.: Питер, 1999.

11. Хорошавина С.Г. Концепции современного естествознания. Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 478 с.

12. Порцев В.З., Фролова Г.Ф., Решетников И.Ф. Структура и правила оформления текстовых документов. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2005.

5.2. Дополнительная литература

1. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера М.: Наука, 1994.

2. Войткевич Г.В., Вронский В.А. Основы учения о биосфере. Ростов н/Д: Феникс, 1996. - 480 с.

3. Войткевич Г.В. Рождение Земли. Ростов н/Д: Феникс, 1996.-480 с.

4. Воронков Н.А. Экология: общая, социальная, прикладная. М.: Агар: Рандеву-АМ, 1999. - 421 с.

5. Воронцов-Вельяминов Б.А. Очерки о Вселенной. М.: Наука, 1976.-719 с.

6. Глэшоу Ш.Л. Очарование физики. Ижевск: НИЦ регулярной и хаотической динамики, 2002. - 336 с.

7. Гребенщиков Е.А. Николай Коперник. М.: Наука, 1982. -143 с.

8. Гуревич Л.Э, Чернин А.Д. Происхождение галактик и звезд. М.: Наука, 1983. - 192 с.

9. Дубинин Н.П. Вечное движение. М.: Политиздат, 1989. -446 с.

10. ИлъинВ.А. История физики. М.: Академия, 2003. -272 с.

11. Кипра Ф. Дао физики. М.: ИД Гелиос, 2002. - 352 с.

12. Ларичев В.Е. Колесо времени (Солнце, Луна и древние люди). Новосибирск: Наука, 1986. - 176 с.

13. Линдбланд Я. Человек - ты, я и первозданный. М.: Прогресс, 1991. -264 с.

14. Мизун Ю.В., Мизун Ю.Г. Озонные дыры и гибель человечества? М: Вече, 1998. -538 с.

15. Мур П. Астрономия с Патриком Муром. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-368 с.

16. Мухин Л.М. Планеты и жизнь. М.: Молодая гвардия, 1984.-191 с.

17. Опарин А.И. Жизнь, ее природа, происхождение и развитие. М.: Наука, 1968. - 173 с.

18. Паркер Б. Мечта Эйнштейна: В поисках единой теории строения Вселенной. СПб.: Амфора, 2000. - 333 с.

19. Пахомов Б.Я. Становление современной физической картины мира. М.: Мысль, 1985. - 300 с.

20. Пригожий И, Стенгерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 239 с.

21. Пригожий И., Стенгерс И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 310 с.

22. Соломатии В.А. История науки. М.: ПЕРСЭ, 2003. -352 с.

23. Стоун И. Происхождение: Роман-биография Ч. Дарвина. М.: Политиздат, 1989. - 445 с.

24. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. Вселенская месса. М.: Айрис-пресс, 2002. - 351 с.

25. Ушаков С.А., Ясаманов Н.Л. Дрейф материков и климаты Земли. М.: Мысль, 1984. - 206 с.

26. Фролов И.Т. Жизнь и познание: О диалектике в современной биологии. М.: Мысль, 1981. -268 с.

27. Хокинг С. Черные дыры и молодые вселенные. СПб.: Амфора, 2001.-189 с.

2%. Хомутов А.Е. Антропология. Ростов н/Д: Феникс, 2003. -383 с.

29. Хофман Б. Альберт Эйнштейн. Творец и бунтарь. М.: Прогресс, 1983.-216 с.

30. Шкловский КС. Вселенная, жизнь, разум. М.: Наука, 1988.-336 с.

31. Эбелинг В. Физика процессов эволюции. М.: Эдиториал УРСС, 2001.-326 с.

32. Югай Г.А. Общая теория жизни: (Диалектика формирования). М.: Мысль, 1985. - 256 с.

33. Яблоков А.В., Юсуфов А.Г. Эволюционное учение. Дарвинизм. М.: Высш. шк., 1998. - 336 с.

 

1.1

Вопросы для самоконтроля

 

1.1. Что такое естествознание?

Совокупность наук о природе.

Система наук о природе.

Объединение физики, химии, биологии и других наук о природе.

Совокупность гуманитарных нук.

1.2. Какие отрасли наук составляют основу структуры естествознания?

Физика.

Физика и математика.

Физика, химия, биология, психология.

Физика и химия.

1.3. Какой самый высокий уровень организации природы?

Социальный.

Биологический.

Разумный.

Физический.

1.4. Какая из форм знаний: парадигма, постулат, концепция, гипотеза, -  не относится к формам теоретических знаний?

Парадигма.

Постулат.

Концепция.

Гипотеза.

1.5. Каково основное требование к факту?

Причинно-следственная связь с другими известными фактами.

Логическая обоснованность.

Достоверность.

Все три требования.

1.6. Что такое эксперимент?

Наблюдение.

Проведение измерения.

Реализация явления в особых варьируемых условиях.

Сбор данных.

1.7. Какой научной революции соответствует создание квантовой механики?

Первой.

Второй.

Третьей.

Четвертой.

1.8. Кто из ученых считается основоположником современной биологии?

Мендель.

Линней.

Дарвин.

Вернадский.

 

Контрольные вопросы

 

1.9.Расположите основные отрасли естествознания в порядке роста сложности описываемой ими формы движения материи.

Математика, физика, химия, биология, психология.

@Физика, химия, биология, психология.

Физика, химия, биология, психология, социология;.

Математика, физика, химия, биология.

1.10.Какая из наук изучает эволюцию сложных систем?

Синергетика.

Математика.

Физика.

Космология.

1.11. Что такое синергетика?

Раздел физики.

Раздел кибернетики.

Наука о закрытых системах.

Наука о сложных самоорганизующихся системах.

1.12.Какая из перечисленных наук (метеорология,  геофизика, кибернетика, аналитическая химия) относится к прикладным?

 Метеорология.

Геофизика.

Кибернетика.

 Аналитическая химия.

1.13.Какя из перечисленных наук (физика, информатика, кибернетика, синергетика) представляет собой «язык» других отраслей естествознания?

Физика.

 Информатика.

 Кибернетика.

Синергетика.

1.14.Какая из форм знаний: постулат, аксиома, закономерность, парадигма, - не относится к формам эмпирических знаний?

Постулат.

 Аксиома.

Закономерность.

Парадигма.

1.15.Что такое  «концепция»?

Количественное описание взаимосвязанных  явлений,

Качественное описание взаимосвязанных явлений.

Взаимосвязь взглядов на те или иные явления.

Обобщение теории.

1.16. Какая парадигма лежит в основе наиболее общего представления о мире?

Механистическая.

 Электромагнитная.

Релятивистская.

Эволюционно-синергетическая.

1.17.Какой научной революции соответствует создание классической механики?

Первой.

Второй.

Третьей.

Четвертой.

1.18.Какой научной революции соответствует создание синергетики?

Первой.

Второй.

Третьей.

Четвертой.

1.19.Какой научной революции соответствует возникновение натурфилософии?

Первой.

Второй.

Третьей.

Четвертой.

1.20. Когда происходит интенсивная дифференциация естественных наук?

В эпоху античности.

В начале Новой эры.

B XYII-XYIII веках.

В XX веке.

1.21.Кто из ученых считается основоположником современной химии?

Менделеев.

Лавуазье.

Ломоносов.

Бутлеров.