Учебные материалы для студентов

Экономическая история


Экономическая история



Неолиберальные концепции государственного регулирования экономики


Основные понятия и термины

Неолиберализм. Ордолиберализм. Идеальный тип хозяйства. Центрально-управляемое хозяйство. Свободное рыночное хозяйство. Монетаризм. Стагфляция. Теория «экономики предложения». Кривая Лаффера. Ставка налога. Теория адаптивных ожиданий. Теория «рациональных ожиданий».

В теме 8 рассматривается сущность неолиберализма как альтернативы кейнсианской модели государственного регулирования экономики, дается характеристика взглядов представителей ордолиберализма, а также сторонников монетаризма. Излагаются теория «экономики предложения» и теория «рациональных ожиданий».

Неолиберализм, представляющий собой особую систему взглядов на проблему государственного регулирования экономики, возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. XX в. Он опирается на идею создания условий для свободной конкуренции благодаря вмешательству государства в экономику.

Сторонники неолиберальной концепции выступают за пассивное государственное регулирование, за либерализацию экономики, использование свободного ценообразования, ведущую роль в экономике частной собственности и негосударственных хозяйственных структур. Неолибералы отдают предпочтение ограничению вмешательства государства в экономику и его большему содействию свободному и стабильному функционированию предпринимательства.

Уже в 30-е гг. в противовес кейнсианским идеям государственного регулирования экономики, ограничивающего систему свободной конкуренции, в ряде стран стали возникать центры неолиберализма. Они занялись выработкой мер государственного регулирования, которые способствовали бы возрождению и практической реализации идей экономического либерализма. Наиболее крупным центром неолиберализма стала в Германии фрайбургская школа (ее представители - В.Ойкен, В.Рёпке, Л.Эрхард и др.). В начале 30-х гг. представители неолиберального направления предприняли попытку выработать единую научно-практическую платформу. На состоявшейся в 1938 г. Парижской международной конференции, которая получила позже по имени американского экономиста название «Коллоквиума Липпмана», были сформулированы основные общие принципы неолиберализма. Они сводились к необходимости государственного содействия возвращению правил свободной конкуренции и обеспечению их соблюдения всеми хозяйствующими субъектами.

После второй мировой войны неолиберализм получил практическое применение в ФРГ. В.Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с 1948 г. начали выпуск ежегодника «Ордо», в котором освещались теоретические вопросы неолиберализма. Слово «ордо» превратилось в понятие, означающее государственный строй свободного рыночного хозяйства. Неолиберализм в ФРГ под влиянием «школы Ойкена» стал даже именоваться «ордолиберализмом».

Теоретикам неолиберализма ФРГ принадлежит идея сочетания принципа «свободы рынка» и «справедливого распределения» по принципу «социального выравнивания». Ее впервые изложил А.Мюллер-Армак в своей книге «Хозяйственное управление и рыночное хозяйство» (1947), в которой он использовал термин «социальное рыночное хозяйство». Разработки и модели социального рыночного хозяйства были продолжены В.Рёпке, Л.Эрхардом, В.Ойкеном и др.

По характеристике В.Рёпке, «социальное рыночное хозяйство» - это путь к «экономическому гуманизму». Он писал, что данные тип хозяйства противопоставляет коллективизму персонализм, концентрации власти - свободу, централизму - децентра-лизм и т.д. Согласно Л.Эрхарду и его единомышленникам лучшего «экономического порядка» можно достичь через создание «социального рыночного хозяйства». Эта идея является центральной в доктрине «сформированного общества» («оформленного общества»).

В книге «Основания национальной экономии» (1947) В.Ойкен фундаментально разработал проблему типологии основных форм рыночной организации экономики. Он писал о существовании двух идеальных типов экономики (хозяйства): меновой {свободное открытое рыночное хозяйство) и централизованно управляемой {центрально-управляемое хозяйство). В обществе возможно сочетание этих типов экономики с преобладанием признаков одного из них в конкретных исторических условиях.'

В.Рёпке и Л.Эрхард осознавали невозможность автоматического функционирования «свободного рыночного хозяйства», поэтому они признавали необходимым противопоставить любому проявлению анархии производства соответствующие меры государственного вмешательства. Роль государства сравнивается с положением судьи (арбитра) на футбольном поле, который строго наблюдает за действиями футбольных команд в соответствии с определенными правилами, но не имеет права непосредственно участвовать в игре. Для поддержания условий существования «социального рыночного хозяйства» государство должно следить за соблюдением «правил» свободной конкуренции, контролировать условия ценообразования и пресекать попытки установления монопольных цен, гарантировать незыблемость частной собственности в товарно-денежном хозяйстве без монополий.

Неолиберальные идеи государственного регулирования экономики пришли на смену кейнсианским примерно в 70-е гг., когда большинство стран столкнулись с проблемой нарастающей инфляции, снижением темпов развития, ростом безработицы и дефицита бюджета. На первый план выдвинулась задача преодоления инфляции. Неолибералы «неоправданно» поставили в вину кейнсианцам большие масштабы государственного сектора экономики, ограничение условий для свободной конкуренции, сокращение инвестиций в важнейшие сферы экономики.

В США альтернативой кейнсианству стала чикагская школа монетаризма. Идеи американского монетаризма получили распространение в конце 50-х - начале 60-х гг. с появлением работ М. Фридмена, который в экономике отдавал предпочтение денежным факторам.

М.Фридмен и его сторонники подвергли критике кривую Филлипса, эмпирически выведенную в 1958 г., характеризующую связь между ежегодным процентным изменением заработной платы в денежном выражении и уровнем (долей) безработицы в Англии за период с 1861 по 1913 г. Согласно этой кривой невозможен одновременный рост инфляции и безработицы. Однако М.Фридмен пришел к заключению, что эта кривая далеко не стабильна, особенно с учетом ситуации, возникшей в экономике многих стран мира в конце 60-х гг., когда рост инфляции, вопреки «логике» кривой, сопровождался не снижением, а ростом безработицы; затем, в начале 70-х гг., наблюдался даже одновременный рост инфляции и безработицы.

Монетаристы во главе с М.Фридменом предприняли попытку возродить значение денег, денежной массы и денежного обращения в экономических процессах. Государственное вмешательство в экономику, по М.Фридмену, ограничивается жесткой денежной политикой. А последняя предполагает постоянные и стабильные темпы прироста массы денег в размере 3-5% в год (учитывая средние темпы прироста валового национального продукта США за ряд лет).

Концепция М.Фридмена опирается на количественную теорию денег, согласно которой существует прямая связь между количеством денег и уровнем цен. Цены определяются количеством денег, находящихся в обращении, покупательная способность денег обусловливается уровнем цен. Увеличивается денежная масса - растут цены, и наоборот, сокращается денежная масса - снижаются цены, т.е. при прочих равных условиях товарные цены изменяются пропорционально количеству денег. Для обоснования этой зависимости монетаристы использовали уравнение обмена И.Фишера (1867-1947). Оно имеет вид:

М х V = Р х Y,

где М - количество денег; V - скорость их обращения; Р - уровень цен; Y - реальный объем производства (или объем товарооборота). Формула Фишера позволяет яснее представить функциональные связи. Если растет денежная масса, то при стабильности V изменяются либо цены Р, либо объем производства Y в стоимостном выражении. При этом денежная масса влияет не на реальный, а на номинальный ВНП. Поэтому под воздействием количественного роста денег происходит рост цен (инфляция), а не увеличение реального объема общественного продукта. Для предотвращения подобных процессов М.Фридмен предполагает ввести монетарное правило прироста денежной массы в размере 3-4, 4-5% в год, что соответствует средним темпом прироста реального ВНП США. Рецепты монетаристов не являются сегодня ведущими. Это связано, в частности, с тем, что главной проблемой в последнее время стала не инфляция, а занятость, темпы роста, доходы. Монетаристские рецепты используются обычно не в «чистом виде», а в комплексе, в сочетании с выводами и рецептами теоретиков других школ, в том числе кейнсианских.

В 70-е гг. наряду с монетаристскими подходами разрабатывалась концепция, получившая название теории «экономики предложения». В противоположность кейнсианству сторонники данной теории отдают предпочтение предложению как фактору роста. Эта теория разрабатывалась, главным образом, американскими экономистами. Ее представители - А.Лаффер, М.Фелстайн, Р.Риган. Основная идея теории «экономики предложения» состоит в отходе от кейнсианских методов стимулирования спроса, переносе усилий на стимулирование предложения. Причины инфляции и спада производства (стагфляции) ее сторонники видят в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Поэтому одна из центральных рекомендаций сторонников этой школы - снижение налогов в целях стимулирования инвестиций. Снижение налогов на предпринимателей увеличит их сбережения, а в результате будут расти инвестиции, объем производства, занятость.

Налоговая политика, предлагаемая школой «экономики предложения», опирается на кривую Лаффера, которая иллюстрирует суть указанной теории. Кривая Лаффера выражает взаимосвязь государственных налоговых доходов и налоговых ставок. Утверждается, что после достижения оптимального уровня налоговых ставок прирост государственных налоговых доходов снижается. Американская экономика, как предположил А.Лаффер, достигла критической точки, и дальнейшие повышение уровня налогообложения вызовет сокращение поступлений в бюджет. Отсюда делается вывод о необходимости снижения налоговых ставок.

В длительной перспективе снижение налоговых ставок обеспечит рост сбережений, инвестиций и занятости. В результате произойдет рост производства, увеличатся доходы, подлежащие налогообложению, а значит, увеличится и общая сумма налоговых поступлений в бюджет. Для получения желаемого эффекта следует снижать налоговые ставки, прежде всего, на доходы корпораций.

В 70-е гг. заметно выделилась среди неолиберальных концепций государственного регулирования теория «рациональных ожиданий». Ее развивали американские экономисты Р.Лукас, Т.Сарджент, Н. Уоллес и др.

Формирование ожиданий происходит на основе переработки, оценки полученной экономическими агентами информации. Известны две теории или два подхода к оценке информации при формировании ожиданий: теория «адаптивных ожиданий» и теория «рациональных ожиданий».

Теория «адаптивных ожиданий» исходит из того, что фирмы корректируют свои ожидания с учетом из событий прошлого, т.е. опираясь при формировании ожиданий на прошлый опыт.

Теория «рациональных ожиданий» базируется на том, что фирмы располагают более полной информацией, основанной на анализе, оценках будущих событий, т.е. формирование рациональных ожиданий на прогнозы. Данная теория предполагает, что фирмы в своих прогнозах исходят из следующих оценок: как функционирует существующая экономическая модель; какова динамика цен, расходов, доходов, уровня процентной ставки и т.д.; каковы вероятные последствия принимаемых правительством решений; как в связи с этим могут изменяться главные показатели макроэкономики (размеры национального продукта, темпы, занятость и т.д.). На основе этих оценок формируются «рациональные» ожидания, поведение экономических агентов (фирм, предпринимателей, профсоюзов, работников).

Сторонники теории «рациональных ожиданий» считают, что фирмы не только реагируют на мероприятия экономической политики, но и способны предугадывать ожидаемые изменения и заранее принимать решения. Р.Лукас выступает против активного вмешательства государства в экономику, так как, по его мнению, фирма и другие экономические агенты в состоянии спрогнозировать и «нейтрализовать» экономические решения правительства. Крупные фирмы, располагая достаточно полной информацией, оперативно реагируют на принимаемые правительством решения. Действующие на рынке фирмы прогнозируют не только состояние и изменение экономической ситуации, но и могут предугадать действия правительства. В соответствии с этим они немедленно корректируют собственные действия, чтобы компенсировать нежелательные изменения и повороты в экономической политике. Таким образом, теория «рациональных ожиданий» подводит к выводу, что возможности государства воздействовать на экономику существенно сузились, и его задача заключается в создании стабильных условий предпринимательства, в том числе в соблюдении монетарного правила.

Литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М., 1996. С. 189-208,239-264.

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 1997. С. 189-194.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

1. Что, по мнению сторонников теории «экономики предложения», порождает инфляцию?

а) высокая процентная ставка;

б) недостаточное государственное регулирование экономики;

в) свобода ценообразования;

г) чрезмерно высокий уровень налогообложения.

2. По М.Фридмену, масса денег должна увеличиваться темпами, равными:

а) темпу роста уровня цен;

б) темпу роста ВНП;

в) темпу роста скорости обращения денег;

г) темпу роста ставки процента;

д) нет правильного ответа.

3. Кто не является представителем фрайбургской школы неолиберализма?

а) В.Ойкен;

б) В.Рёпке;

в) У.Липпман;

г) Л.Эрхард;

д) А.Мюллер-Армак.

4. Какой тип хозяйства В.Ойкен не относил к идеальному?

а) центрально-управляемое хозяйство;

б) свободное рыночное хозяйство;

в) социальное рыночное хозяйство;

г) смешанное (реальное) хозяйство.

5. В какой период неолиберальные концепции государственного регулирования возобладали над кейнсианскими?

а) в середине 60-х гг. XX в.;

б) в середине 70-х гг. XX в.;

в) в середине 80-х гг. XX в.;

г) нет правильного ответа.

6. Что неолибералы не считают обязательным в экономической области?

а) частную собственность;

б) рыночную конкуренция;

в) рост государственного сектора в экономике;

г) снижение налогов;

д) расширение свободного предпринимательства.

7. Какой из показателей отражается на оси ординат кривой Фил-липса?

а)безработица;

б) заработная плата;

в) ссудный процент;

г) ВНП;

д) нет правильного ответа.

8. К какому направлению экономической мысли относится теория «экономики предложения»?

а) кейнсианскому;

б) институциональному;

в) маржиналистскому;

г) неолиберальному;

д) марксистскому.

9. Сторонники теории «рациональных ожиданий» считают, что для стабилизации экономики необходимо:

а) государственное вмешательство в экономику;

б) повышение налогов;

в) установление контроля над ценами;

г) обеспечение стабильных темпов роста денежной массы.

10. Что означает понятие «рациональные ожидания»?

а) формирование ожиданий на основе прошлого опыта;

б) формирование ожиданий на основе прогнозов;

в) все ответы верны;

г) нет правильного ответа.