Учебные материалы для студентов

Экономическая история


Экономическая история



Маржинализм и возникновение неоклассического направления


Основные понятия и термины

Маржинализм. Неоклассическая школа. Австрийская школа. Кембриджская школа. Американская школа. Лозаннская школа. Теория предельной полезности. Теория производительных благ. Теория вменения. Теория ожидания. Экономикс. «Крест Маршалла». Концепция эластичности спроса. Экономическая статика и динамика. Теория предельной производительности.

В рамках данной темы рассматриваются методологические принципы маржинализма и возникновение неоклассической школы на основе их развития. Анализируются особенности экономических теорий на этапе становления неоклассической школы в 1870-1900 гг. Особо выделены теория предельной полезности австрийской школы, экономическое учение А.Маршалла и теория предельной производительности Дж.Б.Кларка; отмечен вклад данных теорий в развитие неоклассической школы и современной экономической мысли в целом.

В последней трети XIX в. в экономической теории произошла так называемая маржинальная революция, т.е. кардинальное изменение основных методологических подходов и теоретических принципов. Маржинализм (от лат. marginal - предельный) возникает и развивается в рамках австрийской (К.Менгер, Ф.Визер, Е.Бем-Баверк), лозаннской (Л.Вальрас, В.Парето) и американской (Дж.Б.Кларк) школ. В качестве предшественников маржиналистов можно назвать Г.Госсена, А.Курно, И. фон Тюнена и других. (О них подробнее см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 116-118.)

На основе принципов маржинализма в конце XIX - начале XX в. формируется неоклассическое направление экономической мысли.

Маржиналисты отказались от идеологизации экономического анализа и использовали вместо причинно-следственного функциональный подход к исследованию экономических явлений. Маржиналисты рассматривают экономику как систему взаимозависимых, однородных и равноправных экономических субъектов (владельцев благ). При этом экономические субъекты (продавцы и покупатели, производители и потребители) действуют, стремясь к максимизации личной выгоды (дохода), а взаимодействие субъектов и их оценок определяет экономические закономерности.

Функциональный подход означает, что маржиналисты в качестве цели анализа рассматривают не определение сущности (единого начала, источника), а соизмерение, количественную оценку экономических явлений и их изменений. Для соизмерения используются предельные величины (предельная полезность, предельная производительность, издержки, продукт). В основу предельного анализа положен тезис об ограниченности запаса (редкости) благ, ресурсов. Поэтому на первый план выдвигается проблема рационального распределения ограниченных ресурсов или потребительских благ, анализ альтернатив и экономического выбора. Использование указанных подходов обусловило широкое применение математических методов (в частности, дифференциальных уравнений), способствовало отказу от выделения первичных и вторичных категорий, от ограничения анализа средними и суммарными величинами. Маржиналисты расширили проблематику исследования, обратившись к вопросам потребления, спроса, к исследованию механизма рыночного ценообразования, мотивов экономического поведения, ограниченности ресурсов и др. (О проблемах и методологии подробнее см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 118-120; Бартенев С.А. Указ. соч. С. 49-52, 66, 75-77.)

В развитии маржинализма как новой методологии можно выделить два этапа:

1 этап - 70-80-е гг. XIX в. (У.Джевонс, австрийская школа) -называют «субъективным направлением». На данном этапе маржиналисты еще используют причинно-следственный подход, а первичной сферой считают потребление (спрос). При этом центральной является теория предельной полезности, в которой ценность товара связана с субъективной оценкой его полезности потребителем.

II этап - 90-е гг. XIX в. - 1900-е гг. - отличается отказом от субъективизма и психологизма первого этапа, преобладанием функционального подхода и двухкритериальной теорией ценности, математическим моделированием экономического равновесия. На втором этапе теория маржиналистов получила название «неоклассической теории» и стала рассматриваться в качестве замены классической политической экономии. Наиболее известные представители этого этапа А.Маршалл, Дж.Б.Кларк и В.Парето. (Подробнее об особенностях двух этапов см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 120-123.)

С классической теорией учение неоклассиков сближает идея саморегулирования и автоматического поддержания равновесия рыночной экономики, экономический либерализм. Однако до 30-х гг. XX в. в неоклассической школе преобладали исследования микроэкономического уровня.

Наиболее четко особенности первого этапа развития маржинализма прослеживаются в концепциях австрийской школы. Ее представители - К.Менгер (1840-1921), Е.Бем-Баверк (1851-1914) и Ф.Визер (1851-1926).

При изучении идей данной школы следует обратить особое внимание на теорию предельной полезности, «теорию производительных благ», «теорию вменения» и «теорию ожидания».

Важнейшие положения теории предельной полезности вывел и доказал К.Менгер - основатель австрийской школы. В его концепции первичной сферой считается потребление, а не производство (в отличие от классической теории); он анализирует индивидуальное потребление в натуральном изолированном хозяйстве. Согласно теории предельной полезности ценность экономических благ - это субъективное суждение, оценка полезности блага в процессе удовлетворения потребностей индивидуумом. При этом отмечается зависимость полезности от редкости блага, от имеющегося запаса. Таким образом, ценность блага определяется предельной полезностью, т.е. полезностью последней единицы блага, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность. При этом К.Менгер рассматривает рынок с неизменным объемом предложения. (Подробнее об идеях К.Менгера см.: Яд-гаров Я.С. Указ. соч. С. 126-129; Бартенев С.А. Указ. соч. С. 42-43, 50-51.)

Е.Бем-Баверк дополнил теорию предельной полезности анализом целостного рынка, выделив субъективную и объективную ценность. Субъективная ценность - это оценка блага покупателем и продавцом, при которой верхняя граница рыночной цены зависит от оценки полезности блага покупателем, а нижняя - от оценки продавцом. Объективная (рыночная) ценность устанавливается как результат взаимодействия различных оценок полезности товара покупателями и продавцами. Е.Бем-Баверк вводит понятие предельной полезности денег, которую связывает с суммой предельных полезностей благ, которые может приобрести покупатель на последнюю единицу своего денежного дохода. (Более подробно об идеях Е.Бем-Баверка в теории предельной полезности см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 132-134; Бартенев С.А. Указ. соч. С. 47-49.)

Представителями австрийской школы были предложены различные варианты определения суммарной полезности запаса блага. В частности, Е.Бем-Баверк использует так называемый аддитивный способ, когда складываются предельные полезности частей запаса, выделенных с точки зрения различных потребностей. Ф.Визер предлагает мультипликативный способ, т.е. умножение предельной полезности блага на все имеющееся количество однородных благ (См.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 133, 137.)

Оригинален подход австрийской школы к теории производительных благ. К.Менгер разделил экономические блага на порядки и обосновал принцип дополняемости (комплементарности) производительных благ. Блага первого порядка можно применять для удовлетворения потребностей индивидуумов, а блага второго и более отдаленных порядков можно использовать только опосредованно, через создание благ первого (низшего) порядка. Блага высшего порядка (ресурсы, факторы производства) превращаются в блага низшего порядка лишь по истечении определенного времени. Подвергаясь изменению, они требуют для этого необходимого количества комплементарных благ высшего порядка. (Более подробно см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 127-130.)

Ф.Визер отмечает, что индивидуумы могут оценить производительные блага только через предельные полезности потребительских благ. Согласно его теории из суммы потребительских благ, созданных производительным благом, можно выделить наименьшую предельную полезность или предельный продукт. Предельная полезность предельного продукта определяет ценность производительного блага, с помощью которого он изготовлен. В связи с этой идеей возникает «теория вменения дохода». Каждому производительному благу (ресурсу) может быть вменен свой специфический доход. «Вменение» Ф.Визер рассматривает как исчисление полезности и соответствующее распределение дохода по факторам производства в условиях их взаимодействия в создании благ. (Об идеях Ф.Визера подробнее см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 136-138.)

В «теории ожидания» Е.Бем-Баверка основной акцент сделан на факторе времени превращения благ отдаленного порядка в благо первого порядка. Происхождение процента на капитал Е.Бем-Баверк связывает с процессом ожидания, с превращением «будущего блага» в «настоящее». Поскольку требуется время для превращения блага отдаленного порядка в продукт, то возникает разница в ценности этого блага и продукта. Продолжительность периода времени определяет процент на капитал как вознаграждение за «ожидание». По мнению Е.Бем-Баверка, присутствует удлинение периодов производства отдельных благ в результате развития косвенных (окольных) методов производства, увеличения промежуточных звеньев в капиталоемком производстве. (Подробнее см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С.132, 134-136.)

Один из основателей неоклассической теории и кембриджской школы в частности - А.Маршалл (1842-1924). Он внес существенный вклад в определение предмета экономической теории на новом этапе, ввел новые категории, сформулировал ряд важнейших проблем, разработал новые методологические подходы. В частности, именно А.Маршалл ввел термин «экономике» взамен термина «политическая экономия», подчеркивая необходимость деидеологизации, универсальность теории.

А.Маршалл исследует частичное равновесие, т.е. условия достижения равновесия конкретной отраслью или фирмой. В его теории использованы идеи классической школы («экономический человек», «совершенная конкуренция» и др.), но не применяется каузальный (причинно-следственный) подход, не вычленяются первичные и вторичные факторы. Основное внимание А.Маршалл уделяет теории цен и ценообразования. Развивая маржинальный анализ, он рассматривает функциональную зависимость таких факторов, как цена, спрос и предложение, т.е. разрабатывает модель формирования цены на основе спроса и предложения. Предельная полезность и предельные издержки взаимодействуют через спрос и предложение: предельная полезность определяет индивидуальную цену спроса, а предельные издержки - цену предложения. Таким образом, он показал, что спрос и предложение, предельная полезность и издержки - равноправные факторы в формировании рыночной цены товара. В соответствии с законом убывающей полезности А.Маршалл строит кривую спроса с понижающимся наклоном, которая показывает обратную зависимость спроса от цены. Его учение также включает в себя концепцию «эластичности спроса», которая определяется как зависимость динамики спроса от изменения цены. В рамках данной концепции рассматриваются различные виды эластичности спроса и факторы, влияющие на степень эластичности. (Подробнее см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 144-145; Бартенев С.А. Указ. соч. С. 54-58.)

Анализируя предложение и издержки производства, А.Маршалл выделяет основные и дополнительные издержки (постоянные и переменные), рассматривает воздействие объемов производства на удельные издержки, делает вывод о существовании двух тенденций: возрастающей отдачи и постоянной отдачи от масштабов производства. Он соединил теорию издержек и теорию предельной полезности, введя фактор времени в модель ценообразования; разграничил краткосрочный и долгосрочный периоды, указав, что в первом основную роль играют полезность, спрос, а во втором - издержки производства. (Подробнее см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 145-146; Бартенев С.А. Указ. соч. С. 58, 60.)

Равновесной (устойчивой) ценой А.Маршалл называет цену в точке пересечения кривых спроса и предложения, когда спрос и предложение пребывают в равновесии или цена спроса равна цене предложения («крест Маршалла»). (Подробнее см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 145; Бартенев С.А. Указ. соч. С. 59.)

Основатель американской школы маржинализма Дж.Б.Кларк (1847-1938). Он предложил новый подход к выделению разделов экономической науки, к которым относил универсальные явления богатства, социально-экономическую статику и социально-экономическую динамику. Статика предполагает равновесие в неизменной системе, а динамика связана с изменениями и переходом в новое состояние равновесия. Динамические условия Дж. Кларк связывает с такими видами изменений, как увеличение населения, рост капитала, улучшение методов производства, изменение форм промышленных предприятий, выживание более производительных предприятий. (Более подробно о методологии Дж.Кларка, статике и динамике см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 149-150.)

Особое внимание Дж.Кларк уделяет распределению доходов. Им создана теория ценообразования на факторы производства на основе предельного анализа, которая получила название теории предельной производительности. Данная теория разработана на микроуровне применительно к условиям совершенной конкуренции; равновесие при этом анализируется с точки зрения взаимодействия факторов производства. По мнению Дж.Кларка, действует закон убывающей предельной производительности однородных, т.е. обладающих одинаковой эффективностью, факторов производства. Согласно этому закону увеличение количества одного фактора при неизменности другого означает снижение производительности каждой дополнительной единицы вводимого фактора. Доли факторов в распределении зависят от конечной (предельной) производительности, т.е. процент определяется предельным продуктом капитала, а заработная плата равна предельному продукту труда. Прибыль отсутствует в статичной экономике, в «динамическом» состоянии она возникает как результат новаторства, нововведений предпринимателей.

Таким образом, концепция распределения Дж.Кларка основывается не на затратах факторов (ресурсов), а на их производительности, т.е. полученных от каждого фактора результатах. Количество ресурса будет увеличиваться до тех пор, пока предельный продукт данного фактора не сравняется с его ценой. Данные идеи предопределили переход к анализу проблем максимизации дохода при различных соотношениях факторов (проблем оптимизации структуры издержек производства). Владелец данного фактора (труда, капитала и земли) присваивает ту часть продукта, которая может быть приписана (вменена) ему, является результатом «специфической производительности» этого фактора. (Теорию предельной производительности более обстоятельно см.: Ядгаров Я.С. Указ. соч. С. 150-152; Бартенев С.А. Указ. соч. С. 79-86)

Литература

Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М., 1996. С. 41-93.

Ядгаров Я.С. История экономических учений. М., 1997. Гл. 8-10.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ ТЕСТЫ

1. Что объединяет неоклассическую и классическую школы?

а) преобладание микроэкономических исследований;

б) экономический либерализм;

в) индивидуализм;

г) субъективизм, психологизм;

д) использование предельных величин.

2. Отметьте отличия второго этапа маржинализма от первого:

а) развитие равновесного анализа;

б) двухкритериальный подход в теории ценности;

в) использование причинно-следственного подхода;

г) использование предельных величин;

д) разработка теории предельной полезности.

3. Что отличает производительные блага от потребительских в теории производительных благ австрийской школы?

а) ценность производительных благ не может определяться напрямую;

б) ценность производительных благ определяется окольным путем, зависит от ценности созданных с их помощью потребительских благ;

в) ценность производительных благ не связана с предельной полезностью в отличие от потребительских благ.

4. Чем отличаются блага высшего порядка от благ низшего порядка в теории производительных благ австрийской школы?

а) ценность благ высшего порядка определяется предполагаемой ценностью благ низшего порядка;

б) блага высшего порядка используются для создания благ низшего порядка;

в) блага высшего порядка являются более ценными, чем блага низшего порядка.

5. Какова основная идея «теории вменения» австрийской школы?

а) распределение дохода по факторам производства на основе определения их доли в ценности созданного блага;

б) свободное распоряжение имеющимися факторами производства со стороны владельцев;

в) снижение доходности факторов производства.

6. Почему настоящие блага ценятся выше будущих в теории ожидания Е.Бем-Баверка (австрийской школы)?

а) так как в обществе велика доля малообеспеченного населения;

б) так как у людей недостаточно воли и воображения, чтобы планировать будущее;

в) так как действует закон предельной производительности;

г) так как существует вознаграждение за труд.

7. Что означает понятие «крест Маршалла»?

а) показатель зависимости объема спроса от изменения цены;

б) равновесная цена в точке пересечения кривых спроса и предложения;

в) разница между ценой, которую готов уплатить покупатель, и фактической ценой.

8. Выделите особенности теории спроса и предложения А.Маршалла.

а) признание функциональной зависимости цены, спроса и предложения;

б) определение цены спроса предельной полезностью;

в) определение цены предложения предельными издержками;

г) исследование равновесной цены;

д) исследование эластичности спроса;

е) анализ моделей несовершенной конкуренции.

9. Отметьте характерные черты экономического учения А.Маршалла.

а) микроэкономический анализ;

б) макроэкономический анализ;

в) исследование условий несовершенной конкуренции;

г) исследование условий совершенной конкуренции.

10. Установите соответствие между экономистами и школами (цифрами и буквами):

1) австрийская школа; а) А.Маршалл;

2) американская школа; б) Е.Бем-Баверк;

3) кембриджская школа; в) Л.Вальрас;

4) лозаннская школа. г) К.Менгер;

д) Ф.Визер;

е) Дж.Б.Кларк;

ж) В.Парето.