Учебные материалы для студентов

Экономическая история


Экономическая история



ВВЕДЕНИЕ


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Абсолютная прибавочная стоимость, абсолютная рента, абсентеистская собственность, австрийская школа маржинализма, американская школа маржинализма, акселератор, «бескризисный деловой цикл», воспроизводство, всеобщий закон капиталистического накопления, государственное регулирование экономики, деньги, дифференциальная рента, естественная цена, «железный закон заработной платы», «закон Сэя», заработная плата, земельная рента, издержки производства, институционализм, институты, кембриджская школа, кейнсианство, классическая политическая экономия, количественная теория денег, конкуренция, конъюнктурно-статистический институционализм, кредитно-денежная политика, кривая Лаффера, кругооборот капитала, «крест Маршалла», лозаннская школа, маржинализм, металлическая теория денег, меновая стоимость, монетаризм, монетарное правило, мультипликатор, наемный труд, накопление капитала, необходимое рабочее время, неолиберализм, неоклассическая школа (теория), «невидимая рука», номиналистическая теория денег, норма прибавочной стоимости, норма прибыли, оборот капитала, оборотный капитал, общественно необходимое рабочее время, органическое строение капитала, основной капитал, относительная прибавочная стоимость, переменный капитал, постоянный капитал, потребительная стоимость, порча монеты, протекционизм, «психологический закон», «праздный класс», предельная полезность, предпринимательский доход, прибавочная стоимость, прибавочное рабочее время, прибыль, продуктообмен, прожиточный минимум, производительный капитал, рабочая сила, рента, рынок, свободная торговля, собственность, социально-правовой институционализм, сравнительные преимущества, средняя норма прибыли, ссудный капитал, стагфляция, стоимость рабочей силы, стоимость, товарное (рыночное) хозяйство, теория «адаптивных ожиданий», «теория вменения», «теория ожидания», теория предельной полезности, теория предельной производительности, теория производительных благ, теория «рациональных ожиданий», теория «экономики предложения», тенденции нормы прибыли к понижению, трудовая теория стоимости, уравнение обмена, физиократы, цена, цена производства, цена рабочей силы, чикагская школа, экономическая политика, экономические кризисы, эксплуатация, экономике, экономическая статика и динамика, экономический цикл, «экономический человек», эластичность спроса (предложения), «эффект Веблена», экономический либерализм, «эффективный спрос».

Глубокое усвоение системы экономических наук и ее основы - экономической теории предполагает знание истории этой науки, главных этапов ее становления и развития. Этим определяется та роль, которую играет дисциплина «История экономических учений» в системе экономического образования и подготовки студентов экономических специальностей в университете. Американский экономист с мировым именем Р.Хейлбронер утверждает: «Чтобы понять основные цели экономики как науки, лучше всего обратиться к трудам трех величайших экономистов -А.Смита, К.Маркса и Дж.М.Кейнса». Профессиональный экономист обязан знать историю экономической теории, ее выдающихся представителей и их основные идеи.

Курс истории экономических учений существенно расширяет знания об экономических идеях прошлого и настоящего.

Цель курса заключается в том, чтобы дать представление студентам об историческом процессе возникновения, развития и смены экономических идей в результате изменений, происходящих в экономике, науке, технике и социальной сфере.

Задачи курса истории экономических учений:

дать характеристику главных этапов развития мировой экономической мысли;

показать преемственность идей в развитии экономической теории;

осветить основные направления развития современной экономической мысли.

В центре внимания при изучении курса находятся прежде всего вопросы, связанные с анализом процесса накопления теоретических знаний о свободной рыночной и регулируемой рыночной экономике.

Теоретической основой и частично информационной базой курса истории экономических учений является курс экономической теории. В процессе изучения данного курса давалась краткая характеристика основных этапов истории развития экономической теории, современных школ и направлений, вводились базовые понятия и термины, эволюцию и трансформацию которых изучает история экономических учений. История экономических учений не является базовым курсом в системе среднего профессионального образования. Она не выделяется в качестве самостоятельной экономической дисциплины в образовательном стандарте. Однако в курсе экономической теории, изучаемом в системе среднего профессионального образования, рассматриваются некоторые вопросы, имеющие отношение к истории экономических учений. Следует повторить те темы курса экономической теории, в которых речь идет об истории экономической теории (введение в экономическую теорию), о современных школах и направлениях (неоклассическом или неолиберальном, кейнсианском, институциональном, марксистском). Для повторения этих вопросов можно использовать соответствующую учебную литературу по экономической теории, рекомендованную для системы среднего профессионального образования.

Данное пособие представляет собой адаптированный (с учетом структуры, объема и содержания программы курса «История экономических учений») текст рекомендованного Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации учебника для студентов, обучающихся по экономических специальностям: Ядгаров Я.С. История экономических учений. М.: ИНФРА-М, 1997.

ПОРЯДОК РАБОТЫ С УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИМ ПОСОБИЕМ

Предлагаемое учебное пособие включает в себя 9 тем, которые являются центральными в курсе истории экономических учений. Следует отметить, что его ограниченный объем не дает возможности полностью изложить ту или иную проблему или тему, а также курс в целом. Задача пособия - дать студентам рекомендации по изучению идей экономистов, которые внесли наибольший вклад в экономическую теорию. Изучение данного курса предполагает большую самостоятельную работу студентов как над пособием, так и над рекомендованной в нем учебной литературой.

Сначала студент прочитывает аннотацию темы и запоминает основные понятия и термины. Затем внимательно изучает словарь и текст, в котором освещаются основные вопросы темы. Студент отвечает на вопросы тренировочных тестов после того, как убедился в глубоком усвоении материала. Всякое сомнение при выполнении тестов необходимо ликвидировать, обращаясь к тексту учебно-методического пособия или, не найдя в нем ответа, к рекомендованной учебной литературе. Следует уяснить для себя поставленный в тесте вопрос, а затем выбрать правильный ответ, и только после этого сверить с ответами, которые даются в соответствующем разделе пособия.

Одной из форм проверки приобретенных знаний студентов по указанной дисциплине является выполнение контрольной ра-

боты. Методические рекомендации по ее написанию, а также требования, предъявляемые к подобной работе, студент найдет в соответствующем разделе пособия. Контрольная работа является не только формой самостоятельной работы студентов, но и формой взаимодействия студента и преподавателя в условиях дистанционного обучения.