Учебные материалы для студентов

Экономическая история


Экономическая история



Первобытнообщинный способ производства


Первобытнообщинный способ производства является первым в истории человеческого общества. Согласно наиболее признанному в нашей науке мнению первобытнообщинный способ производства охватывает время от выделения человека из мира животных до возникновения классового общества. По археологической периодизации это совпадает в основном с каменным веком.

Основой экономической жизни в этом обществе являлось присвоение готовых продуктов – присваивающее хозяйство. По мере развития производительных сил и производственных отношений первобытный способ производства обретает характер производящего хозяйства. Этот переход получил название неолитической революции.

Для первобытнообщинного способа характерно одинаковое отноше­ние всех членов общества к средствам производства и соответственно уравнительный способ распределения произведенного продукта. Здесь нет еще частной собственности, эксплуатации человека человеком, экономического неравенства.

Первобытнообщинный строй, через который прошли все народы, делится в экономическом отношении на два периода: дородовой (период первобытного человеческого стада) и период первобытной общины. Развитие первобытного человеческого стада и первобытной общины происходило в каменном веке. Его делят на древний палеолит, мезолит (среднекаменный век) и неолит (новокаменный век).

Период первобытного человеческого стада – самый ранний период истории человечества, это время становления человека и общества. Эпоха первобытного человеческого стада совпадает с ранним палеолитом. Позднее, во время мезолита и неолита, происходит становление и развитие общины.

Примерно 40–35 тыс. лет назад на грани раннего и позднего палеолита люди типа палеоантропов (неандертальцев) превратились в людей современного типа, неоантропов.

Завершение становления человека (антропогенеза) было возможным только с завершением становления общества (социогенеза). Это дало основание полагать, что именно на грани раннего и позднего палеолита первобытное человеческое стадо трансформировалось в сложившееся человеческое общество.

Коллективистский характер общества в период первобытнообщинного способа производства был связан с крайне низким уровнем развития производительных сил. Не только в эпоху первобытного стада, но и в течение значительного периода эволюции сформировавшегося первобытнообщинного способа производства, охватывающего поздний палеолит и ранний мезолит (вместе взятые они длились 25–30 тыс. лет), хозяйство было присваивающим.

Для понимания экономики первобытнообщинного строя важное зна­чение имеют понятия «жизнеобеспечивающий продукт» и «избыточный продукт». Жизнеобеспечивающий – это тот общественный продукт, который был абсолютно необходим для поддержания физического существования членов первобытного коллектива. Весь общественный продукт, превышающий этот уровень, – избыточный.

Основную массу жизнеобеспечивающего продукта составляла пища. Главная забота людей при первобытнообщинном строе – добыть столько пищи, чтобы ее хватило для их существования. Но результаты таких видов хозяйственной деятельности, как охота и рыболовство, во многом определялись не усилиями самого человека, а случайным стечением обстоятельств. Зависимость существования человека от игры случайностей с особой силой давала себя знать на той стадии развития, когда весь общественный продукт был лишь жизнеобеспечивающим. Неблагоприятное стечение обстоятельств легко могло привести к гибели отдельных коллективов людей. Поэтому необходимым условием существования общества была нейтрализация власти случайностей. Это могло быть обеспечено наличием избыточного продукта, добываемого сверх жизнеобеспечивающего, то есть минимального.

Совершенно естественной самозащитой являлась полная собственность коллектива на всю пищу, добытую ее членами, незави­симо от того, была она добыта совместно или в одиночку. Такая форма полной собственности коллектива на пищу могла выразиться только в распределении пищи между всеми членами на началах уравни­тельного распределения. Суть уравнительного распределения заключа­лась в том, что каждый член коллектива получал часть добытого продукта в силу своей принадлежности к этому коллективу. Что же касается размера получаемой доли, то она зависела, во-первых, от физических потребностей данного индивида, во-вторых, от объема распре­деляемого продукта. Так как вся пища была собственностью коллектива, то и орудия, с помощью которых она добывалась, также были в полном распоряжении отдельного социального организма.

Развитие производительных сил и соответственно увеличение массы избыточного продукта привело к тому, что уравнительное рас­пределение стало препятствием для дальнейшего прогресса производ­ства. Возникла объективная необходимость в появлении новых стиму­лов трудовой деятельности и нового способа распределения. Им могло быть только распределение в соответствии с трудовым вкладом каждого.

Трудовой способ распределения по самой своей природе предполагал эквивалентное возмещение всего полученного (продуктов, услуг и др.), то есть превращение этих отношений из распределительных, основанных на делении добычи, в обменные. Этот обмен был качест­венно отличен от товарного. Но возникновение его способствовало зарождению товарообмена, который происходил первоначально только между разными общинами.

Основой товарообмена выступало различие природных ресурсов, находившихся в распоряжении различных общин. В свою очередь, развитие товарообмена способствовало утверждению трудового способа распределения.

Парцелляризация труда, становление трудового способа распре­деления постепенно привели к утверждению индивидуальной собственности (наряду с которой продолжала сохраняться и община), к возрастанию роли семьи как экономической ячейки общества, к возможности появления имущественного неравенства между индивидами и семьями.

Избыточный продукт во все большей массе стал сосредотачива­ться в руках немногих лиц, что создавало условия для появления зародышевых форм присвоения части труда других, эксплуатации.

Возрастали размеры общин. В их состав теперь уже нередко вхо­дили сотни людей. Усложнялась структура общин, приобретая иерархи­ческий характер, укреплялись связи между разными общинами. Появи­лись более или менее прочные объединения общин, которые нередко оформлялись как союзы родов. Так же как и более ранние объедине­ния коллективов, они часто именуются племенами.

Племена имели определенную внутреннюю организацию. По-видимо­му именно на этой стадии возникли специфически родовые, общинные или племенные органы управления, появились особые должностные лица (старейшины, вожди). В отдельных случаях должности вождей и старейшин становились наследственными.

Переход к этапу поздней первобытной общины произошел еще в эпоху господства присваивающего хозяйства. Но достичь его смогли лишь те народы, которые жили в благоприятных условиях и занимались земледелием и скотоводством.

Переход к земледелию и скотоводству был крупнейшим шагом в развитии производительных сил человечества. Он представлял собой подлинную революцию, поскольку создавалось вполне надежное обеспечение в пище в дополнение к прежним способам ее получения. Если раньше человек лишь присваивал при помощи созданных им орудий пи­щу, которую находил в готовом виде в природе, то теперь, впервые поставив под свой контроль некоторые природные процессы, он начал ее производить. Большая обеспеченность создавала условия для срав­нительно быстрого роста населения.

Выделение пастушеских племен было первым крупным обществен­ным разделением труда. В условиях земледелия и скотоводства стало возможным регулярное производство избыточного продукта. В этот период начинает развиваться гончарное производство. Развитие про­изводительных сил явилось материальной основой для формирования классов, возникновения государства.

Этап поздней первобытной общины был последней стадией эволю­ции сложившегося первобытнообщинного способа. На смену ему пришла эпоха перехода от доклассового общества к классовому.

Становление классового общества было длительным, сложным и противоречивым процессом. Основным хозяйственным организмом была община, чаще всего состоящая из представителей родов. Началось выделение ремесла, что способствовало дальнейшему развитию товарообмена .

Зародышевые формы присвоения прибавочного продукта, развиваясь, превращались в систему отношений эксплуатации. Возникало рабство, различные формы кабальной зависимости. Свободное население все в большей степени расслаивалось на богатое и знатное меньшинство, иногда именуемое родовой аристократией, и на массу рядовых общинников. Происходило становление государства в одной из его форм – военной демократии. Возрастала роль войн с целью грабежа, которые в значительной степени ускорили процесс становления классов и государства.

Увеличились размеры социальных организмов, включающих десятки и даже сотни человек. Общины все в большей степени из самостоятельных социальных единиц превращались в составные части более крупных организмов, являющихся одновременно и формирующимися государствами. Все это в огромной степени способ­ствовало формированию сравнительно крупных этнических общностей – народностей. Становление классового общества сказывалось на общественном сознании. Единая мораль первобытнообщинного строя исчезла, уступая место морали классовой. Возникло право, религия.

Впервые процесс становления классового общества завершился в междуречье Тигра и Евфрата и долине Нила. Шумерская и египетская цивилизации возникли в IV тысячелетии до новой эры.

В этот период начинает развиваться плавка железа, известны такие достижения, как изобретение плуга с железным лемехом, куз­нечного меха, мельницы, гончарного круга, возникла обработка по­лей.

В период, предшествующий образованию феодального Киевского государства, у восточных славян имелось три типа экономических от­ношений: разлагавшиеся первобытнообщинные, патриархально-рабовла­дельческие и возникавшие феодальные.

Весьма вероятно, что в дофеодальный период у восточных славян вся пахотная земля разделялась между отдельными хозяйствами, а леса, выгоны, водопои оставались в общем владении. Появилась част­ная собственность на землю. Частная собственность возникает не в результате насилия, а как следствие более высокой производитель­ности труда, развития производительных сил.

Частная собственность на землю у восточных славян возникла в Поднепровье предположительно в середине I тысячелетия н.э. Жители южных районов перешли к плужной вспашке земли. Они применяли плуг с железным лемехом, знали основные хлебные злаки и использовали домашних животных.

Разложение первобытнообщинного строя у восточных славян совпало со временем разрушения античного рабовладельческого строя. Рабовладельческий строй не сделался господствующим у славян, как у некоторых других народов. Конечно, рабство как первая форма классового общества, а именно патриархальное рабство, встречалось на протяжении длительного периода и у наших далеких предков. В письменных источниках Киевской Руси рабы встречаются под различными названиями: холопы, челядь, раб и т.д. Элементы рабовладельческих отношений у славян были сильно выражены в южных районах, теснее соприкасавшихся с черноморскими рабовладельческими государствами.

Однако рабовладельческие отношения не господствовали на Руси, и не только в киевский период, но и ранее, на стадии разложения первобытнообщинного строя и перехода к феодализму. Феодальные отношения у восточных славян возникли не из рабовладельческой формации, а на почве разложения первобытнообщинного строя.

Важнейшей причиной, препятствовавшей превращению патриархаль­ного рабства в рабовладельческую формацию на Руси, была сельская община. Сельская община при определенном уровне производительных сил, в частности при низкой производительности труда в условиях Восточной Европы с ее суровыми природными условиями, не способствовала широкому применению рабского труда в производстве.

У славян процесс интенсивного перехода от первобытно-общинных отношений, образования классов завершился созданием крупнейшего Киевского феодального государства.