Учебные материалы для студентов

Экономическая история


Экономическая история



Экономические преобразования 90-х годов и стратегия реформирования российской экономики


Вопросы дальнейшей судьбы экономических реформ приобрели в настоящее время особую актуальность. Глубочайший кризис, обрушившийся на Россию, серьезные неудачи на пути реформирования ее экономики, обнищание широких слоев населения вызвали мощную волну критики самой реформы, породили сомнения в ее целесообразности.

В то же время, как показывает ее анализ, радикальная экономическая реформа, начавшаяся еще в последние годы существования Советского Союза, имеет глубокие корни и выступает основным звеном трансформации социально-экономической модели, сложившейся в нашей стране. Она знаменует собой переход к качественно новой модели хозяйствования, опирающейся как на глобальные мировые тенденции, так и на специфические особенности российского общества, его истории и культуры, геополитического положения и сложившейся системы ценностей.

Преобразования такого масштаба являются своеобразной реакцией социально-экономического организма на исторический вызов. Этот вызов связан с глобальными изменениями в самом характере и тенденциях развития мировой экономики, человеческой цивилизации в целом, начало которых относится к 50–60-м годам XX в.

Глобальные перемены в мире, ускорение научно-технического прогресса наглядно продемонстрировали неповоротливость административно-командных структур, сложившихся в нашей стране и оказавшихся не способными быстро и эффективно реагировать на нововведения. Страна стала терять с таким трудом завоеванные позиции. Жесткая система планирования и отсутствие механизма обратной связи (саморегулирования), уравниловка в оплате труда, массовое иждивенчество, принимавшее форму государственного патернализма, лишали экономику стимулов саморазвития. Распыленность капиталовложений и их низкая эффективность превратились в хроническую болезнь. Архаичная структура сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг дополняли эту мрачную картину.

Принимаемые КПСС и государством усилия не смогли переломить ситуацию. Тупиковый характер административно-командной системы, ставший очевидным в новых условиях, требовал кардинальных мер. Радикальная экономическая реформа встала на повестку дня. Начавшаяся еще в последние годы существования Советского Союза по умеренно-радикальному сценарию, она вскоре резко изменила свое направление. Были пущены в ход мощные ускорители в виде методов шоковой терапии, положившие начало новому, радикальному этапу российской экономической реформы.

Приступая к реализации нового этапа радикальной экономической реформы, российское руководство стремилось дистанцироваться от всего, что было сделано. Политические амбиции, нетерпение, подхлестываемые наивной верой масс в возможность немедленного улучшения своей жизни, предопределили выбор пути.

Было решено с 1 января 1992 г. начать либерализацию цен в надежде, что тем самым будет создан рынок, который к осени того же года даст свои результаты: цены стабилизируются, спад производства прекратится, курс доллара остановится на отметке 80 руб. за 1 дол. Данные цели не были достигнуты. Но путь был выбран, и правительство с завидным упорством и с небольшими модификациями шло по нему пять лет подряд.

Срок вполне достаточный, и за это время многое действительно изменилось:

- подорван монополизм государственной собственности, начался, хотя и весьма противоречиво, процесс формирования многоукладной экономики;

- сломан, пусть не окончательно, аппарат административно-командного управления и распределения;

- складывается инфраструктура рыночной экономики, особенно интенсивно в финансово-банковской сфере;

- достигнуто определенное равновесие на потребительском рынке, правда за счет импортных товаров;

- появился и расширяется слой предпринимателей новой волны, ориентированных на рыночные модели поведения.

На этом фоне особенно ярко проявляются негативные последствия избранной правительством стратегии и тактики реформ. Нарастает деиндустриализация экономики, резко усиливается обнищание населения при глубокой его дифференциации по уровню доходов, происходит разрушение генофонда российского общества, под угрозой находится продовольственная независимость страны, ухудшается экономическая ситуация, деградирует культура и нравственность, растет преступность.

Реального оздоровления экономики, позволяющего говорить о стабилизации, не произошло. Не удалось остановить спад инвестиций. Наиболее серьезный урон был нанесен социальной сфере.

Сейчас становится очевидным, что необходим крупный структурный маневр, направленный на приведение в действие глубинных и долговременных механизмов реформирования экономики, на оживление деловой активности, стимулирование научно-технического прогресса, расширение социальной базы реформы.

Первым шагом на этом пути является обращение к ее истинному замыслу – созданию социально-экономической модели, способной обеспечить эффективное функционирование российской экономики, ее социальную направленность, восприимчивость к научно-техническим нововведениям, органическую встроенность в мировое хозяйство. На этой основе должны быть четко определены национальные цели и приоритеты как устойчивые ориентиры экономической политики.

Назрели перемены в стратегии и тактике реформы, которые диктуются самой жизнью и не связаны с теми или иными политическими пристрастиями и привязанностями. Суть этих перемен в обобщенном виде можно сформулировать следующим образом.

1. Активное включение регулирующих функций государства в механизм реформирования экономики.

2. Перенесение центра тяжести на стимулирование деловой, в том числе инвестиционной, активности в реальном секторе экономики независимо от форм собственности и типов хозяйствования.

3. Усиление внимания к социальным аспектам реформы.

4. Наполнение реальным экономическим содержанием федеративных отношений, прежде всего разграничение прав владения и использования собственности между федеральным центром, субъектами федерации и местными (муниципальными) органами управления.

Необходимость дальнейшего углубления реформы, корректировки ее целевых установок, стратегии и тактики требует крупных, прорывных шагов в научно-теоретическом осмыслении и обосновании рассматриваемых вопросов. Накопился целый ряд нерешенных проблем, среди которых особое значение имеют следующие:

сложившаяся практика рассмотрения российских реформ вне контекста изменений в мире;

упрощенное представление о целях реформы (создание рынка как ее конечная цель) и неясность по поводу характера возникающей модели социально-экономического устройства общества;

отсутствие четко сформулированной системы общенациональных целей и соответственно приоритетов структурной и инвестиционной политики;

возведение в ранг высшей добродетели так называемых «конкретных» решений, импульсивность действий и отсутствие четкого, хорошо отлаженного механизма управления самим процессом реформирования экономики;

недооценка особенностей экономики России, ее истории и культуры, специфики национального менталитета;

недостаточность проработки регионального аспекта реформирования экономики с учетом федеративного устройства России и развития местного самоуправления.

К этому следует добавить глубоко укоренившиеся политизацию и идеологизацию при рассмотрении и решении экономических вопросов, а также мифологизацию массового сознания. Сюда включается отказ от необходимости регулирующей роли государства, признание всякой государственной собственности неэффективной, наивная вера во всесилие рыночных саморегуляторов, беспочвенные надежды на то, что во всех случаях «Запад нам поможет», и т. д.

Оценить кризисную ситуацию в российской экономике, найти выход из тяжелого кризиса, в котором она оказалась, определить систему целей и приоритетов ее будущего развития невозможно без учета современных общемировых социально-экономических тенденций и процессов, а также специфики стран, ее положения в мире, традиций и менталитета.

Развитие общества в последней трети ХХ в. протекало под знаком нарастания противоречий и углубления кризиса индустриализма, поворота к формированию новой постиндустриальной цивилизации. Опыт развитых стран показал, что высокий уровень потребления на индустриальной базе достигается непомерно дорогой ценой: растратой ресурсов земли, порой невосполнимых; нерациональным использованием человеческого потенциала; нарушением равновесия между деятельностью человека и окружающей его природной средой, ее естественных кругооборотов. Если бы весь мир попытался приблизиться к стандартам потребления развитых стран в рамках прежних технологий, то такая попытка была бы ограничена абсолютными пределами ресурсов, находящихся в распоряжении общества, и привела бы к подлинной экологической катастрофе.

Назрела необходимость в переходе к новому типу экономического роста, трансформации социально-экономических отношений, становлению общественных систем нового типа – то есть к новой постиндустриальной цивилизации, причем такой переход должен осуществляться эволюционным, неконфронтационным путем.

В особых условиях развивалась советская экономика. Не реализовав все преимущество индустриализма, она испытала на себе многие его негативные последствия, углубленные негативными свойствами планово-распределительной системы. Развитие народного хозяйства страны носило инерционно-экстенсивный характер с односторонним акцентом на тяжелой индустрии и военном производстве и было ограничено естественными пределами трудовых и даже природных ресурсов. Из-за варварского отношения к окружающей среде в ряде регионов страны создалась тяжелая экологическая обстановка. В результате к началу 80-х годов произошло затухание темпов экономического роста, наступила стагнация.

Трансформация мировой экономики обусловила эволюцию отношений собственности и типов хозяйствования в направлении множественности их форм. Каждая форма собственности, основанный на ней тип хозяйствования, сектор экономики занимают свою нишу в удовлетворении общественных потребностей в соответствии с критериями экономической и социальной эффективности.

Эволюция частной собственности, составляющей каркас классического рыночного хозяйства, выразилась прежде всего в развитии различных форм ассоциированной собственности, прежде всего акционерной. Происходит изменение размерности предприятий. Наблюдается нечто вроде ренессанса мелкого и среднего бизнеса, особенно в сфере услуг. На его долю в промышленно развитых странах, по некоторым оценкам, приходится до половины национального продукта, большая часть рабочих мест.

Вследствие приватизации, проведенной в 80–90-х годах, сократилась доля госсектора в экономике всех развитых стран. Доля госсектора в производстве ВВП колеблется от 10% (в Германии) до 30% (в Австрии). На базе государственной собственности развиваются смешанные формы государственно-частного и государственно-коллективного предпринимательства.

Многообразие форм собственности и типов хозяйствования, их подвижность и гибкость придают современной экономике полифонический характер, делают ее способной к быстрым и эффективным самопреобразованию, самонастройке, саморегулированию, столь необходимым на современном этапе НТР.

В этих условиях происходит не ослабление, а усложнение экономических функций государства. Государство все больше выступает в качестве организатора экономического, правового и социально-экономического пространства для современного рыночного хозяйства.

Сохраняется роль прямого государственного регулирования тех сфер, где рыночные механизмы недостаточно эффективны или они вступают в противоречие с интересами общества. Необходимость обеспечения национальных конкурентных преимуществ в сфере НИОКР, поощрения технологических прорывов, а также достижения иных целей социально-экономического развития требует от государства проведения четко сформулированной экономической политики в научно-технической, структурной, экологической, социальной и других областях.

Для развитых стран характерна тенденция к росту перераспределяемой государством части национального продукта. С 1950 по 1993 г. доля государственных расходов (центральных и местных) в ВНП возросла в США с 20 до 38%, в Японии – с 20 до 35%, в ФРГ и Англии – с 36 до 50%, во Франции – с 31 до 54%.

В советской экономике назревшая потребность в переходе к разнообразным формам собственности и более гибким рыночным методом хозяйствования долгое время искусственно ограничивалась, лишь в середине 80-х годов были предприняты первые попытки пересмотра представлений об исключительной эффективности государственной собственности, началось практическое движение к разнообразию форм собственности и хозяйствования.

В ходе российской приватизации государственных предприятий в 90-х годах, их доля в производстве ВВП снизилась с 90% в 1990 г. до приблизительно 20% в 1999 г. Обвальное разгосударствление выразилось в снижении доли государственных расходов в ВНП до менее чем 20% к концу 90-х годов. Оправданность таких темпов вызывает серьезные сомнения.

Важной составной частью трансформации современной экономики является усиление международных интеграционных процессов. Тенденции региональной интеграции наиболее резко проявились в Западной Европе, но становятся все заметнее и на других континентах. Создаются региональные сети и системы экономического сотрудничества, заключаются межгосударственные экономические соглашения и союзы.

Новая ступень интернационализации мирового хозяйства связана с превращением многонациональных хозяйствующих субъектов – транснациональных корпораций – в один из основных агентов развития. Своеобразное преломление эти процессы нашли в советской экономике. Интеграция осуществлялась лишь в рамках СЭВ со всеми присущими ему ограничениями. В то же время товаропроизводители были отгорожены от возможных партнеров и конкуренции на мировом рынке государственной монополией внешней торговли.

Вместо плавного вхождения экономики страны в систему мирохозяйственных связей с начала 1992 г., с одной стороны, были фактически прерваны экономические отношения со странами бывшего СЭВ и нарушены связи России с ближним зарубежьем, а с другой – экономика России оказалась открытой и беззащитной перед лицом мирового рынка.

Таким образом, глубокий кризис, который переживает в настоящее время Россия, есть результат того, что развитие экономики в рамках командной системы пришло в противоречие с тенденциями мирового развития. Его острота обусловлена, с одной стороны, длительной задержкой назревших преобразований, а с другой – неадекватностью шоковых, разрушительных мер, применяемых с 1992 г.

Наиболее предпочтительная геополитическая и геоэкономическая цель – добиваться превращения страны в одну из процветающих держав с современной высокотехнологичной экономикой, высоким качеством жизни людей, приближающимся к мировым стандартам, развитой системой социально-политических отношений и демократических институтов, а также стремиться к тому, чтобы Россия стала центром тяготения стран бывшего Советского Союза и других государств.

Данный вариант жизненно необходим для сохранения самой России. Страну с гигантским разнообразием условий, традиций, особенностей социальной психологии населения в ее различных регионах, их связей с сопредельными государствами удержать от распада в рамках полупериферийного статуса вряд ли удастся. Непременным залогом целостности России, ее притягательной силы является выдвижение страны на самые передовые рубежи социально-экономического, технологического прогресса, сохранение веса и авторитета в системе мировых политических отношений, в военно-стратегической области.

К числу благоприятных факторов, определяющих будущее развитие России, можно отнести: уникальные территориально-природные условия и обеспеченность ресурсами; наличие мощной индустриальной базы; высокий научно-образовательный и кадровый потенциал; довольно глубокие прорывы постиндустриальных технологий; демократический выбор, сделанный в последние годы; невостребованный еще потенциал национального самосознания, способность народа к самомобилизации в трудные исторические периоды.

Глубочайший кризис, в котором оказалась страна, свидетельствует о неадекватности принятого варианта экономических реформ требованиям времени и условиям страны, настоятельно ставит вопрос о необходимости создания другой концепции реформирования, коренным образом отличающейся от нынешней. Ее выработка должна быть с самого начала освобождена от идеологических догм. Задачи и проблемы, стоящие перед Россией, связаны со становлением новой цивилизации, которая «снимает» противоречия между различными социальными системами, но открывает простор общечеловеческим ценностям при многообразии национальных культур и менталитетов.

Суть новой социально-экономической стратегии и стержень концепции реформирования страны – в ее постепенном, поэтапном движении к российскому варианту общества постиндустриального типа с современными характеристиками качества и продолжительности жизни, среды обитания на основе формирования нового технологического способа производства и многоукладной, социально-ориентированной, динамичной рыночной экономики при значительной роли государства в ее трансформации и регулировании. При этом должны быть обеспечены социальные гарантии и социальная справедливость, сохранение и умножение культурных и духовно-нравственных ценностей.

Концепция долговременной экономической политики должна предусматривать переход к технологической базе постиндустриального информационного типа, структурную перестройку народного хозяйства. Технологическая база сейчас определяет перемены в самом укладе жизни людей. От ее состояния зависит национальная безопасность, роль и авторитет страны на международной арене, а значит, и морально-психологическая атмосфера в обществе. Для создания новой технологической базы потребуется, видимо, несколько десятилетий. Сейчас же прежде всего надо предотвратить элементарный развал экономики, обеспечить ее восстановление.

Эволюция экономического механизма связана с переходом к рыночному регулированию экономики со всеми его основными атрибутами: свободным ценообразованием, конкуренцией, свободой принятия решений участниками экономических процессов, развитой рыночной инфраструктурой и денежной системой. Рыночное хозяйство – одно из ценнейших достижений человеческой цивилизации, незаменимый инструмент эффективного ведения хозяйства.

Вместе с тем традиционное рыночное регулирование имеет свои слабости и недостатки. Их можно устранить с помощью встраивания в рыночное хозяйство государственных форм регулирования экономических и особенно социальных процессов.

В условиях общецивилизованной трансформации происходит фундаментальное изменение роли государства в общественном развитии. Государство перестает быть лишь политическим институтом, выражающим отношения между классами, и превращается в инструмент выполнения общих политических, экономических и социальных функций.

Роль государства как выразителя и гаранта общенациональных интересов вполне соответствует и исторической традиции России. Этому же способствует и кризисная обстановка в стране, необходимость жестких мер мобилизационного характера, связанных с поиском выхода из сложившейся ситуации и осуществлением серьезных перемен.

Функции государства в реформировании российской экономики состоят:

– в создании общих законодательных и правовых предпосылок, своего рода правил игры для действующих лиц в условиях рыночной экономики;

прямом государственном владении и управлении основными элементами инфраструктуры народного хозяйства, естественными монополиями (нефть, газ, руда, уголь, лес), особо важными в политическом, экономическом и финансовом отношении производствами (оборонная продукция, драгоценные металлы, алкоголь);

разработке и проведении активной промышленной политики, участии в ключевых инвестиционных, структурно-технологических программах путем полного или частичного их финансирования, предоставления экономических гарантий, льготных кредитов и других видов финансовой помощи;

участии в распределении и предоставлении ВВП через госбюджет, активном использовании таких инструментов макроэкономического регулирования, как налоги, акцизы, тарифы, пошлины, антимонопольный контроль над ценами и т.д.;

проведении гибкой внешнеэкономической политики, направленной, с одной стороны, на постепенное вхождение страны в систему международных экономических отношений, а с другой – на защиту основных «точек роста» национальной экономики с помощью протекционистских мер до тех пор, пока они не окажутся в состоянии успешно конкурировать на мировом рынке; перенесении центра тяжести с импорта товаров на импорт капитала; предотвращении утечки национального капитала и поощрении его репатриации из-за рубежа;

– проведении социальной политики и управлении социальными процессами (контроль за ростом доходов и их дифференциацией, социальные трансферты, программы развития отраслей производства нематериальных форм богатства – науки и культуры, образования и здравоохранения и т.д.), в само рыночное хозяйство должны быть встроены компоненты, обеспечивающие его социальную направленность.

Изменение экономической роли государства в рыночной экономике, усложнение его функций придают чрезвычайную актуальность борьбе с бюрократизмом и коррупцией государственного аппарата в центре и на местах, сращиванием его с теневой экономикой и мафиозными структурами.

Главные средства для этого – преодоление авторитарных тенденций в государственном строительстве, повышение роли выборных, представительных органов, всемерная поддержка и развитие различных форм общественного контроля за деятельностью государственного аппарата на всех уровнях.

В ближайший период (до 2005 г.) предстоит преодолеть глубокие экономические и социальные деформации; остановить развал научно-технического, производственного, трудового, духовного потенциала. Предотвратить стремительное скатывание России в разряд слаборазвитых государств, поставляющих сырье, энергию, дешевую рабочую силу современным информационно-индустриальным странам. Потребуются серьезные усилия по возрождению экономики, прежде всего обрабатывающей промышленности, формированию квалифицированных кадров, активизации научных разработок, а также повышению экологической безопасности, укреплению обороноспособности страны. Все это должно происходить не путем возврата к механизмам директивной экономики, а посредством углубления рыночных реформ, развития конкурентных отношений, создания адекватных форм государственного и социального регулирования, совершенствования рыночной инфраструктуры.

Особенности текущего десятилетнего периода предопределяют специфику стратегических целей, среди которых наиболее существенны следующие.

В области социальной безопасности (защита личности, здоровья нации, окружающей среды, территориальной целостности, трудовых и культурных ценностей) необходимо обеспечить:

перелом негативной тенденции к сокращению численности населения и продолжительности жизни россиян, укрепление здоровья нации;

ослабление негативных воздействий на окружающую природную среду;

восстановление традиционно высокого в России духовного, научного и образовательного потенциала;

снижение уровня преступности, усиление законности и правопорядка, разрешение региональных конфликтов, укрепление обороноспособности страны.

В области социальной политики (доходы и занятость) до 2005 г. требуется:

переломить тенденцию к обнищанию населения, создать условия для роста реальных доходов трудящихся;

предотвратить дальнейшее углубление имущественной дифференциации населения, обеспечить прожиточный минимум для всех;

преодолеть тенденцию к усилению роли нетрудовых факторов в формировании доходов населения, повысить долю заработной платы в доходах населения до 60–65% против 35–40% в настоящее время;

поддерживать высокий уровень занятости и использования трудового потенциала, не допуская, чтобы показатель среднего уровня безработицы (рассчитанный по методологии МОТ) превышал 5-6%, с ориентацией на постепенное его снижение до естественной для России нормы 3-4% экономически активного населения.

Стратегическими целями в области экономической политики могут стать:

стимулирование совокупного спроса для оживления национального производства, его реиндустриализации на новой технологической основе, формирование базы построения экономики постиндустриального типа;

укрепление и развитие внутрироссийского рынка путем создания режима наибольшего благоприятствования для отечественных товаропроизводителей;

переход к модели смешанной экономики с эффективными государственными и негосударственными секторами;

реинтеграция экономики России и других стран – членов СНГ, возникновение нового экономического сообщества в полицентрической системе мирового хозяйства.

Перечисленные социально-экономические цели, на первый взгляд, кажутся недостаточно масштабными. Но период до 2005 г. – исторически короткий срок. В течение его даже при оптимистическом варианте развития российской экономики, учитывая инерционность воспроизводственных процессов, можно решить весьма ограниченный круг задач. Если же искусственно ускорять ход событий, то возможны прямо противоположные, отрицательные результаты. Наглядный пример тому – политика реформ 1992–1996 гг., ориентированная на быстрое и полномасштабное задействование механизмов рыночной саморегуляции. Результаты этой политики хорошо известны, и продолжение подобного курса реформ может привести к общенациональной катастрофе.

Исторический шанс добиться коренного поворота в экономическом развитии России на рубеже ХХ и ХХI веков, осуществления всей совокупности намечаемых для этого мер возможен при неуклонном соблюдении целого ряда условий фундаментального характера:

1. Общественное согласие и политическая стабильность в стране, предполагающие: создание механизма социального партнерства и компромисса, согласования экономических и политических интересов различных слоев населения, политических партий, движений и блоков; недопущение разобщенность отдельных социальных групп внутри общества, возникновения антагонизма между ними, приоритета тех или иных групповых интересов.

2. Массовая социальная поддержка принятой стратегии и проводимого экономического курса, опирающаяся на абсолютную доступность и понимание, убежденное и активное отношение различных слоев населения к стратегии и разработанному на ее основе экономическому курсу. Стратегия стабилизации и экономического роста должна быть возвышена до общенациональной цели, должна стать основой деятельности, мотивации и стимулов к высокой продуктивности труда, системы надежных социальных гарантий со стороны государства.

3. Четкое распределение полномочий, функций и ответственности между исполнительной и законодательной властями, между федерацией и ее субъектами, между государством и хозяйственной сферой. Глубоко продуманный и взаимоувязанный экономический курс государства должен стать непротиворечивой задачей всех и каждого государственного органа РФ и регионов.

4. Обязательность и неотвратимость практического применения и безусловной реализации законов, нормативных актов и принятых решений, имеющих ключевое значение для создания правового государства, воспитания правовой культуры, эффективного функционирования в установленном законом режиме всех механизмов рыночного и нерыночного секторов экономики.

5. Целенаправленное и массированное преодоление мафиозно-криминальных отношений для обеспечения строжайшего соблюдения прав и свобод граждан, их личной безопасности, для внедрения высоконравственных норм и этических принципов организации экономических связей, ориентации всей системы хозяйствования на приоритетное решение задач экономической стабилизации и устойчивого роста.

6. Постоянная востребованность науки, опора на результаты научных исследований и разработок, на профессиональные знания и опыт, на всесторонний анализ протекающих процессов в интересах принятия обоснованных решений, учитывающих взаимосвязь всех факторов развития экономики и возможные последствия тех или иных проводимых курсов и принимаемых мер. Ни в коем случае нельзя прибегать к импровизации и невежественному экспериментированию в социально-экономической сфере, осуществлять механический и скоропалительный перенос «чужого опыта», принимать необоснованные рекомендации, программы и проекты. Соблюдение баланса между социально-приемлемым и экономически целесообразным – главный вопрос, ждущий ответа от экономической науки.

7. Внешнеполитическая и внешнеэкономическая поддержка реализации принятой стратегии стабилизации экономики и обеспечения устойчивого роста. Это важно для эффективного использования в общероссийском и региональных масштабах возможностей современных форм равноправного и взаимовыгодного экономического и делового сотрудничества с зарубежными партнерами.