Учебные материалы для студентов

Экономическая история


Экономическая история



Смена приоритетов экономического развития ведущих капиталистических стран в 70–80-х годах


Начало современного этапа хозяйственного развития ведущих капиталистических стран обусловлено рядом объективных причин. Они связаны прежде всего с экономическими кризисами 1969–1971, 1973–1975, 1980–1982 гг. Эти кризисы захватили все ведущие капиталистические страны. При этом циклические кризисы переплетались с мировыми отраслевыми, прежде всего сырьевыми и энергетическими, последние дополнялись структурными кризисами.

Важнейшей причиной возникновения разбалансированности экономики являлась научно-техническая революция (НТР). В ходе этой революции наука становилась непосредственной производительной силой общества. НТР означала переход к широчайшему применению электроники, реактивной техники, ядерной энергии и квантовых генераторов, полимерных материалов, генной инженерии и других наукоемких средств производства.

Замена машинами части умственного труда человека позволяет говорить о переходе от индустриальной к постиндустриальной, информационной эпохе. Последнее утверждение американского социолога и экономиста Д. Белла подкрепляется происходящей автоматизацией производственных процессов, позволившей многократно поднять скорость производственных процессов, ранее ограниченную возможностями человеческого организма. Автоматизация обеспечила новый тип промышленного производства, в котором объединены основной двигатель, рабочие машины, транспортные устройства и установки по упаковке готовой продукции.

НТР охватила не только промышленность, транспорт, сферу услуг, но и сельское хозяйство. В 70-е годы внедренные в эту сферу электроника, капельное орошение, химизация, выведенные генной селекцией высокоурожайные сорта растений («зеленая революция») позволили решить продовольственные проблемы и высвободить из сельского хозяйства новые рабочие руки. Сегодня сельскохозяйственным трудом, обеспечивающим полное продовольственное снабжение страны, в Великобритании занято менее 1% населения, в США – около 3%.

Страны и отрасли, ранее других внедрившие достижения НТР, получали значительные конкурентные преимущества в мировой торговле. Этот факт заставлял всех других снижать цены на продукцию на основе внедрения новой техники и сокращения издержек. Серьезное сокращение издержек стало возможно за счет сокращения налогового бремени и последовавших за этим сокращений социальных программ.

В ходе кризисов 70-х годов свое несоответствие новым экономическим реалиям показал гипертрофированный государственный сектор развитых стран. Сам факт государственной собственности не допускал частную инициативу в национализированных отраслях, способствовал забюрократизированности процесса принятия решений. Все перечисленное лишало государственный сектор маневренности, снижало его восприимчивость к инновациям. Как результат, росли затраты государственного бюджета на финансирование убыточных предприятий.

Решением проблем государственного сектора развитых стран в конце 70-х – начале 80-х годов становится приватизация. Она означает полную или частичную передачу права на собственный капитал определенного государственного предприятия акционерному обществу или частному лицу.

Процесс приватизации не рассматривается западными учеными как поражение государства, речь идет о пересмотре функций и сфер, ранее находившихся в компетенции государства, о более четком разделении прав, обязанностей и ответственности между государственным и частным сектором экономики. Государственными приоритетами все больше становятся валютная, кредитно-финансовая, антимонопольная и налоговая политика.

Намного возросла роль среднего и малого бизнеса, развитие которого послужило одним из фактором активизации экономики многих стран, в первую очередь Италии, Испании, ФРГ. В ФРГ в конце 80-х годов насчитывалось около 1,9 млн мелких и средних фирм (крупных – 3 600), в которых было занято 2/3 населения страны и производилась половина ВВП.

Для США одним из результатов НТР стало развитие венчурного бизнеса. Венчурным предприятием принято называть коммерческую научно-техническую организацию, специализирующуюся на создании, освоении в производстве и внедрении новых видов продукции.

Другим важным фактором перемен в приоритетах развития ведущих капиталистических стран стал кризис мировой валютной системы в конце 60-х годов. Установленная Бреттон-Вудским соглашением золотовалютная система базировалась на жестком, гарантированном обменном курсе основных резервных валют – доллара, фунта стерлингов и франка по отношению к золоту. Это условие выполнялось при активном платежном балансе стран-эмитентов резервных валют.

В 60-е годы активная политика стимулирования эффективного спроса в развитых странах, использовавшая пониженные учетные ставки, вызывает отток капитала из США, что наряду с повышением военных расходов и снижением конкурентоспособности промышленности приводит к значительному отрицательному сальдо платежного баланса. Растет спрос на золото. Аналогичные процессы происходят в Великобритании и Франции, где усугубляет ситуацию распад их колониальных империй. Вводится двойной курс обмена золота на доллары. На французской валютной бирже в 1967 г. цена золота достигает 44 дол. за тройскую унцию.

Дальнейшее ухудшение платежного баланса и золотых резервов (с 24,5 млрд дол. в 1949 г. до 12 млрд дол. в 1967 г.) заставляет США в августе 1971 г. отказаться от свободного обмена доллара на золото и объявить о введении «свободного плавания валют».

В преддверии этого события, еще 1 января 1970 г., вступило в силу соглашение о специальных правах заимствования (СПЗ). Тогда это мотивировалось нехваткой золотых резервов ведущих капиталистических стран. Каждый участник получал СПЗ пропорционально его квоте в МВФ. Первоначальный курс СПЗ равнялся 0,888671 г. золота, что соответствовало золотому содержанию 1 дол. США, а с 1974 г. курс СПЗ определялся на основе валютной корзины – как средневзвешенный курс ведущих валют капиталистических стран, входящих в МВФ.

Окончательное юридическое закрепление новой валютной системы произошло на совещании стран – членов МВФ в 1976 г. в городе Кингстоне (Ямайка). Важнейшим принципом новой системы стала демонетизация золота с отменой его официальной цены и золотых паритетов. Базовой валютой системы стали СПЗ, средневзвешенный курс которых исчислялся по корзине валют. Помимо СПЗ разрешено устанавливать паритетные соотношения к любой валюте, кроме золота. Усиливалась роль МВФ, который, при относительной свободе выбора режима валютного курса странами-участницами, расширил условное кредитование этих стран для покрытия дефицита платежных балансов.

Переход к плавающим валютным курсам вызвал появление новых форм фиктивного капитала. Получили развитие спекуляции на биржах США, Канады, Лондона, Сингапура и Сиднея. Объектами спекуляции становились финансовые фьючерсы по купле-продаже золота, валюты, сертификатов, векселей, облигаций, депозитов по фиксированной в момент сделки цене и с исполнением обязательств в будущем, при незначительных залогах. Кроме того, на биржах США, Канады, Амстердама и Лондона стала развиваться спекуляция опционами (правами на куплю или продажу) на акции, облигации, валюту и другие финансовые инструменты по заранее оговоренной цене в будущий период реализации опциона, что позволяет получить премии или потери от суммы, уплаченной за покупку опциона, в зависимости от конъюнктуры цен в будущем.

Развитие мировых финансовых технологий, позволяющих перебрасывать миллиард долларов с одного национального рынка на другой, в этих условиях делало изначально бессмысленной правительственную политику кредитного и бюджетного стимулирования совокупного спроса. Эффект от нее в большинстве случаев поглощался мировым рынком. Следствием этого становится переход к косвенным методом регулирования спроса, прежде всего за счет денежной политики, предложенной экономической школой монетаризма.

В то же время повышенное внимание уделяется реальному сектору, его структурной перестройке в соответствии с требованиями НТР. Инструментарий для этого предлагает экономическая школа предложения. Основными элементами здесь становится манипулирование нормами амортизации и снижение налогов.

Примерами экономической политики с новыми приоритетами становятся экономические курсы республиканской администрации президента Р. Рейгана в США и консервативного правительства М. Тетчер в Великобритании.

Великобритания к концу 70-х годов подошла с устаревшим технологическим базисом промышленности, неконкурентоспособность которой вызвала сокращение рабочих мест за 60–70-е годы на 1/3. Инфляция держалась на уровне 20%.

Пришедшая к руководству партией консерваторов (тори) М. Тетчер во всех бедах экономики обвинила государственный контроль, неэффективность государственных монополий на уголь, газ, электричество, железнодорожный транспорт, телефонную систему и огромные налоги, налагаемые на предприятия для содержания армии чиновников и профсоюзных руководителей. Как альтернатива бюрократическому руководству была предложена неолиберальная модель государственной политики, осуществляемая согласно рекомендациям теории монетаризма.

Либерализм как концепция государственной экономической политики наилучший путь роста общественного благосостояния видит в свободной рыночной аллокации ресурсов. В этом случае решения о размещении ресурсов и доля при распределении стоимости произведенного общественного продукта задаются величиной находящегося в собственности капитала (трактуемого расширенно как производственный, финансовый, человеческий, земельный). В такой форме либерализм противостоит социалистическим идеям равенства, реализовывавшимся в 50–70-е годы.

Реалией 80-х годов стало сосредоточение ресурсов в руках транснационального капитала. Поэтому неолиберальная политика объективно способствует развитию этого сектора мировой (не обязательно национальной) экономики.

Одним из ведущих направлений деятельности правительства М. Тетчер стала борьба с инфляцией. Были сокращены займы, предоставляемые частному сектору, строго контролировались темпы роста денежной массы в обращении, был отменен контроль над ценами и заработной платой, повышена ставка процента.

Посредством переноса основного налогового бремени с подоходного налога на косвенные налоги были высвобождены инвестиционные ресурсы компаний и сокращено частное потребление. Увеличилась заработная плата полицейских и военных, а государственная поддержка строительства жилья, образования, общественных услуг уменьшилась.

Сомнительная эффективность указанных реформ результировалась в отсутствии роста реального ВВП: в 1989 г. он оставался на уровне 1979 г. За этот период среднегодовые темпы роста капиталовложений были отрицательными и составляли 1,3%. Дефицит торгового и платежного баланса удалось покрыть только после открытия нефтегазовых месторождений в Северном море.

Ликвидировать дефицит бюджета удалось только во второй половине 80-х годов за счет приватизации государственных предприятий. Однако кризис начала 90-х годов дал резкое увеличение дефицита бюджета до 40 млрд ф. ст. в 1992 г., что значительно превышало самые крупные дефициты времен проведения кейнсианской политики.

В 1979 г. в Великобритании был снят валютный контроль. Либерализован экспорт капитала. Именно в этой сфере наблюдается эффект реформ М. Тетчер: Британия стала вторым после США экспортером капитала.

В области борьбы с инфляцией эффективность монетарной политики оказалась высокой: с 20% в 70-е годы ее удалось снизить до 3% в 80-е годы. Такая политика для ограничения прироста денежной массы темпами прироста ВНП рекомендует использовать таргетирование (установление жестких предельных границ эмиссии прогнозируемыми темпами прироста ВНП). Поскольку для сдерживания спроса уменьшаются государственные расходы, а гибкость ценового механизма затруднена практикой фиксации цен монополиями, то борьба с инфляцией сопровождается снижением капиталовложений, ростом безработицы и сокращением социальных расходов.

Попытка введения подушного налога привела в 1990 г. к отставке М. Тетчер. В то же время отсутствие реальных альтернатив ее политике у правительств Дж. Мейджера (1990–1996) и Т. Блэйра (с 1997 г.) выразилось в продолжении ими начатого М. Тетчер консервативного пути дефляционного развития экономики с сокращением социальных расходов и увеличением налогов, с высокими процентными ставками для выплаты растущего государственного долга транснациональным компаниям. Темпы роста ВВП составили в 1994 г. 3,8%, в 1995 г. – 2,5%, в 1996 г. – 2,1%, в 1997 г. – 3%. При этом прямые капиталовложения за рубежом удвоились к 1994 г. по сравнению с 1991 г.

В США неолиберальная политика начала проводится с приходом к власти администрации президента Р. Рейгана в 1981 г. Программа президента, основанная в большей мере на рекомендациях теории предложения, включала сокращение налогов, удушающих инициативу, для увеличения сбережений и подъема экономики; сокращение государственных расходов, в первую очередь социальных, для недопущения роста бюджетного дефицита и его эмиссионного покрытия, ведущего к инфляции и росту налогового бремени; постепенное замедление роста денежной массы в обращении с помощью политики высокого процента за государственные кредиты.

Попытки сократить государственные расходы не увенчались успехом из-за стремления выиграть холодную войну (рост военных расходов с 5,3% ВВП в 1980 г. до 6,5% в 1986 г.) и эффективности лоббистских группировок в конгрессе и сенате США. Результатом стал рост государственных расходов с 20% ВНП в 60–70-е годы до 24% ВНП в 80-е годы.

Центральным пунктом экономической программы Р. Рейгана явились мероприятия по снижению налогов, реализованные в налоговом законе 1981 г. Ставки налогов были сокращены на 23% за три года. Программой также предусматривалось снижение налогов на корпорации таким образом, чтобы обеспечить им возможность амортизационного списания стоимости основных фондов по формуле 10–5–3 (10 лет для производственных строений, 5 лет для машин и оборудования, 3 года для автотранспорта). Тем самым был дан толчок к техническому перевооружению производства.

Утвержденный конгрессом в 1981 г. механизм стимулирования технического перевооружения американской экономики на наукоемкой основе представляет собой комбинацию четырех крупных элементов государственного регулирования – налоговой политики, прямых государственных расходов на приобретение у фирм по заключенным контрактам высокотехнологичной продукции, патентном законодательстве, увеличении роли штатов и местных органов власти в развитии наукоемких отраслей.

Необходимо признать, что бездефицитности при росте расходов и снижении налогов быть не может в принципе. В 1980–1989 гг. дефицит бюджета в среднем равнялся 4,1%, по сравнению с 2,1% в 1970–1979 гг. Однако монетарная политика федеральной резервной системы (ФРС – центральный банк США) способствовала снижению инфляции с 9–10% в предшествующие годы до 4,7% в 1981–1988 гг.

Следующим проявлением принципов неолиберализма теперь в структурной политике становится снятие большинства ограничений с вертикальных конгломератных слияний, разрешение горизонтального объединения капиталов, если при этом устраняется дублирование производства или возрастает его эффективность при укрупнении. Была открыта дорога любым типам слияний на рынках с невысокой концентрацией. Антитрестовский иммунитет был придан конкурирующим между собой фирмам, которые совместно выступают на внешнем рынке.

Дерегулирование экономики состояло в новом порядке рассмотрения и принятия документов, регулирующих экономику. Ни одно правило, регламентирующее деятельность частного капитала, отныне не могло вводиться до того, как будет установлено, что обусловленные этим правилом потенциальные блага для общества превышают связанные с ним издержки. В целях централизации надзорных функций президентским указом предписывалось правительственным ведомствам все намечаемые «регулирующие» инициативы представлять директору Административно-бюджетного управления при президенте для рассмотрения специальным подразделением – отделом информации и регламентирования.

При всей противоречивости реформ администрации Р. Рейгана, необходимо отметить осуществленную в его президенство перестройку технической базы американской промышленности, что повысило конкурентоспособность промышленности и обеспечило экономическое процветание США в 90-е годы.

Важной характеристикой 80–90-х годов становится укрепление региональных экономических союзов. Дальше других в процессе интеграции продвинулся Европейский союз (ЕС), являющийся и наиболее экономически мощным.

Еще 1951 г. шесть стран Западной Европы, выбравшие экономическую интеграцию, – Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Люксембург и Нидерланды создали Европейское объединение угля и стали. На его основе в 1957 г. возникает Европейское экономическое сообщество (ЕЭС). Целью данной организации становится координация текущей и долгосрочной экономической политики стран-членов на пути к созданию региональной конфедерации или федерации государств, способной конкурировать со странами социализма и США.

Интегративные процессы в Западной Европе усилило падение Бреттон-Вудской валютной системы. В 1973 г. в ЕЭС вступают Великобритания, Ирландия, Дания и Норвегия. Целью ЕЭС становится создание таможенного союза в рамках которого обеспечивается свобода передвижения товаров и капиталов.

В 1979 г. странами ЕЭС вводится европейская валютная система. Базой для установления курсовых соотношений между странами ЕЭС, единых сельскохозяйственных цен ЕЭС, средством расчета между центральными банками становится европейская валютная единица (экю).

В 80-е годы увеличились ассигнования ЕЭС на фонды регионального регулирования для сглаживания неравномерного развития.

В 90-е годы интеграционные процессы усилились. Маастрихтским соглашением 1991 г. в рамках Европейского союза создается валютный союз с единой денежной единицей – евро. Переход к евро разбит на три этапа. Первый этап, начавшийся в 1990 г., предусматривал полную либерализацию движения капиталов в рамках европейского валютного союза, свободой расчетов в экю. Второй этап, отсчитываемый с 1994 г., дал начало организационным структурам валютного союза, в том числе Европейскому валютному институту как прообразу центрального банка, усилена координация валютной политики. На третьем этапе – с 1 января 1999 г. было введено безналичное обращение евро, по отношению к которому установлены жесткие курсы валют стран – членов валютного союза. С 2002 г. предполагается перейти к наличному обращению евро.

Интересный итог 80-м годам подвел экономический советник президента Б. Клинтона Ф. Рогатин: «Только что завершилось десятилетие величайшей с 20-х гг. спекуляции и финансовой безответственности. Разброд финансов, легкость получения кредитов, отказ от регулирования вкупе с деградацией нашей системы ценностей создали религию денег и внешнего блеска. Начиная с Нью-Йорка и подчиняя постепенно всю страну и весь мир, наши маги-финансисты превратили Америку с ее ценностями в гигантское казино»[6, с. 258].