Учебные материалы для студентов

Экономическая история


Экономическая история



Послевоенное состояние хозяйства США, Англии, Франции, Германии и Японии, реализация программ экономического роста


Вторая мировая война привела к крупнейшей экономической катастрофе. В войне участвовали 60 государств, на территории которых проживало 4/5 населения планеты. Военные действия велись на территории 40 государств Европы, Азии, Африки. В вооруженных силах состояло 110 млн человек. Война унесла жизни 55 млн человек. Военные расходы были в 4,5 раза больше, чем в Первую мировую войну.

Почти все страны-участницы оказались в бедственном положении. Страны Западной Европы за счет собственного производства могли обеспечить потребности в зерне, хлопке, алюминии и меди на 40%, свинце и цинке – на 30%, сале и масле – на 15%, жидком топливе и мясе – на 10%.

Безусловно, окончание войны принесло большинству народов ощутимые улучшения, однако бедность оставалась очень распространенной прежде всего из-за падения производительности труда, снижения эффективности использования земли и капитала.

По окончании Первой мировой войны Европа стремилась точно воспроизвести либеральный капитализм XIX столетия. Но полная несовместимость между старой парадигмой и экономической ситуацией в межвоенный период не замедлила проявиться в межвоенных кризисах.

После Второй мировой войны равновесие платежного баланса уступило место новому приоритету правительственной экономической политики: внутренним социально-экономическим проблемам. Предпочтение, которое отдавалось отныне социальным объектам экономической системы, нашло отражение в названии концепции права, предложенной лордом Бевериджем: «О работе для всех в свободном обществе».

Формирующаяся в этот период смешанная экономика реально понималась прежде всего через серию законодательно оформленных решений, предусматривавших обеспечение полной занятости в Великобритании, США, Швеции и других странах. Волна национализаций, в частности во Франции, Швеции, Италии и Великобритании, придала ей новый импульс.

После войны политика полной занятости и выдвижение на главную роль государства-покровителя максимально сблизилась с теми энергичными мерами правительств многих стран, которые они предприняли для увеличения объемов национального производства и роста инвестиций в человеческий капитал и машины. Система социального обеспечения превратилась с тех пор в общество потребления.

Главным элементом построения послевоенного мирового капиталистического хозяйства становится новая валютно-кредитная система, принятая на Бреттон-Вудской конференции 1944 г. Важнейшими принципами новой системы становилось обеспечение свободного движения товаров и капиталов, но уже не на базе золотого стандарта, а с использованием более гибкой валютной системы, адаптирующейся к изменяющимся экономическим условиям.

Бреттон-Вудские соглашения предусматривали создание Международного валютного фонда (МВФ) для контроля за функционированием стабильной валютной системы, Международного банка реконструкции и развития (МБРР) для финансирования инвестиций по восстановлению экономики, а также Всемирной торговой организации (ГАТТ) по надзору за ограничениями в торговле. Целями создания этой организационной системы были объявлены достижение стабильности и многосторонности в торговле для поддержания повышенного уровня занятости, реального дохода и развития производительных ресурсов, устойчивости валютных курсов и обратимости валют с постепенной отменой валютных ограничений; предотвращение девальвации с целью валютного демпинга.

Механизм новой системы основывался на фиксированном паритете валюты участников по отношению к золоту, либо непосредственно, либо через доллар, обмениваемый по курсу 35 долларов за тройскую унцию золота. Государство-участник обязывалось конвертировать свою валюту в золото и поддерживать на валютных рынках курс валюты с максимальным отклонением от паритета в 1%.

Реально лишь США, обладая 70% мировых запасов золота, могли гарантировать конвертируемость доллара. Остальные страны соблюдали конвертируемость своей валюты путем создания резервов прежде всего в долларах. Доллар становился мировой резервной валютой. В странах Британского Содружества наций в качестве резервной валюты использовался фунт стерлингов, а в зоне влияния Франции – французский франк.

Создававшийся в качестве акционерного общества, МВФ становится первым в истории международным депозитарием золота и девиз. Вес каждой страны в принятии решений зависит от величины участия в капитале фонда. Квоты для США и Великобритании составили 3,175 млрд дол. и 1,3 млрд дол. соответственно, квоты других стран были значительно ниже.

Перед МВФ были поставлены задачи контроля за стабильностью валютного обмена и экономической политики стран-членов, предоставления финансовых ресурсов для восстановления равновесия платежей при условии проведения должниками рекомендуемой экономической политики. Операциями фонда стали покупка и продажа девиз, предоставление краткосрочных займов странам, испытывающим временные валютные затруднения, согласование со странами паритетного курса национальных валют по отношению к доллару.

Цель МБРР – аккумулирование бюджетных средств капиталистических стран и привлекаемых американских капиталов для предоставления долгосрочных займов и кредитов странам-участницам МВФ под кредитование частных инвестиций.

Переходя к анализу развития экономики отдельных капиталистических стран и экономической политики их правительств, начнем с безусловного лидера мировой послевоенной экономики Соединенных Штатов Америки.

США. После Второй мировой войны США удалось избежать кризиса реконверсии, подобного кризису 1920–1921 гг. Это объясняется тем, что в результате наличия отложенного спроса в стране имелось около 129 млрд дол. ликвидных накоплений, готовых создать стимул для производства товаров широкого потребления и для капитального строительства.

Наступление мирного времени повлекло за собой свертывание органов чрезвычайного регулирования. Однако это не означало уменьшения воздействия государства на экономику, которое приняло другие формы. В 1946 г. был принят закон о занятости, который официально провозглашал ответственность государства за состояние экономики страны. Государство должно было обеспечить «полную занятость, производство и покупательную способность». В соответствии с законом при президенте США создавался Совет экономических консультантов (СЭК), который был обязан следить за хозяйственным пульсом страны и предоставлять ежегодный доклад президенту. Глава государства должен был, в свою очередь, направлять ежегодные экономические послания вместе с документами СЭК Конгрессу США. В докладах следовало анализировать состояние экономики и давать рекомендации как государственным органам, так и частным предпринимателям. Конгресс утверждал Объединенный экономический комитет по изучению послания президента и составлению необходимых законодательных предложений.

В конце 1948 г. экономика США, исчерпав стимулирующее воздействие военной и послевоенной конъюнктуры, вступила в стадию экономического спада. В 1949 г. промышленное производство сократилось на 6 %. Безработица увеличилась с 2 млн человек в 1948 г. до 3,4 млн в 1949 г., что составило 5,5% рабочей силы.

Стремясь не допустить кризиса, республиканская администрация Трумэна предложила программу реформ, получивших название «справедливый курс». Она предусматривала повышение минимума заработной платы, строительство дешевого жилья для семей с низким доходом, оказание помощи фермерам и финансовую поддержку штатам на цели образования, введение системы медицинского страхования и др. Выполнение программы было направлено на расширение платежеспособного спроса, который рассматривался неокейнсианцами как один из «стабилизаторов» американской экономики.

Некоторые меры были проведены в жизнь. Так, минимум заработной платы увеличился с 40 до 75 центов в час, возрос объем страховых пособий, система пенсионного обеспечения дополнительно охватила 10 млн человек, был принят закон о строительстве 800 тыс. квартир для семей с низкими доходами в течение 6 лет.

Благодаря «плану Маршалла» – программе помощи пострадавшим в войне европейским странам продукцией и денежными вливаниями на общую сумму в 17 млрд дол. США избавились от излишков продукции, не находившей сбыта внутри страны, а также смогли увеличить инвестиции в экономики европейских стран.

Стимулирующее воздействие на экономику США оказала война в Корее, начавшаяся в январе 1950 г. За время войны в промышленность США было инвестировано до 30 млрд дол., т.е. больше, чем за всю Вторую мировую войну. В полную собственность монополий перешло в 2,5 раза больше предприятий, чем в первые послевоенные годы. Объем промышленности в 1953 г. увеличился по сравнению с 1948 г. на 37%, расширилась занятость, повысились заработки за счет увеличения основных ставок и сверхурочных работ.

Для преодоления экономического спада 1953–1954 гг. правительство прибегло к финансовым рычагам регулирования: был понижен обязательный уровень резервов в банках ФРС с целью поощрения выхода денежных средств на рынок, была сокращена с 3 до 1,75% учетная ставка для облегчения доступа к кредиту, правительство выбросило часть валютных запасов на рынок.

Для администрации Эйзенхауэра было очевидно, что для поддержания расширенного воспроизводства и сохранения мира в стране необходимы мероприятия в социальной сфере. Принимается программа широкомасштабного строительства в соответствии с которой к 1960 г. было проложено 7,5 тыс. шоссейных дорог. В 1955 г. принят закон о строительстве 45 тыс. квартир и домов для малоимущих семей.

Великобритания. Второй экономической державой мира в послевоенный период остается Великобритания. Она вышла из войны с подорванными экономическими позициями. Внутренний государственный долг вырос с 7 млрд ф. ст. в 1939 г. до 21 млрд ф. ст. в 1945 г., а внешняя задолженность достигла 3,3 млрд ф. ст. В 1946 г. уровень британской промышленности составлял 90% от 1937 г. На ведение войны были истрачены почти все золотовалютные резервы и 1/4 часть заграничных инвестиций.

В годы войны британская экономика развивалась однобоко: новые отрасли (химия, электротехника, машиностроение, авиа- и моторостроение и др.), получили преимущества перед старыми (текстильной, угольной, судостроением), а высокий уровень издержек в новых отраслях и крайне низкие доходы населения в послевоенной Европе в то время не позволяли их продукции приобрести массовый спрос. Наблюдался рост концентрации капитала и производства: 50 крупнейших монополий получали 1/3 валовой прибыли.

Уже в ходе войны изменилось соотношение внутриполитических сил в Великобритании, сократилось влияние консервативной партии. На выборах 5 июля 1945 г. победили лейбористы, чьей экономической программой предусматривалось повышение роли государства в экономике.

В декабре 1945 г. и в марте 1946 г. Великобритания получила от США и Канады займы сроком на 5 лет на общую сумму 5,6 млрд дол., что позволило после войны обновить основной капитал. Рост экспорта, а в 1951 г. он был на 53% больше, чем в 1937 г., а также милитаризация экономики в связи с политикой холодной войны обеспечили рост промышленного производства. В 1951 г. его довоенный уровень был превзойден на 31%. Развивались прежде всего отрасли, связанные с военной промышленностью. В то же время в старых отраслях наблюдался застой.

В условиях экономических и финансовых трудностей (в 1947 г. первый послевоенный финансовый кризис) Великобритания приняла участие в плане Маршалла и получила от США 2 351 млн дол., из них 337 млн дол. в виде займов. Однако финансовые проблемы решены не были, и в 1949 г. последовала девальвация фунта на 30,5%. Некоторое улучшение финансового положения в результате роста экспорта вновь закончилось финансовым кризисом, для покрытия которого на рынок было выброшено золота на 550 млн ф. ст.

Финансовые кризисы были вызваны в том числе и кампанией перевооружения на сумму в 4,7 млрд ф. ст., предусмотренной политикой лейбористов. Необходимо признать, что всемерное увеличение государственных расходов декларируется Дж. М. Кейнсом как наилучший стимул для оживления конъюнктуры. Кейнс писал, что «сооружение пирамид, землетрясения, даже войны могут послужить стимулом к увеличению богатства...». В 1951 г. военные расходы страны составляли 1 129 млн ф. ст. по сравнению с 254 млн ф. ст. в предвоенный 1938 г.

Под флагом концепции «демократического социализма» правительство К. Эттли провело национализацию Английского банка, угольной и газовой промышленности, части сталелитейных заводов, электростанций, внутреннего транспорта, гражданской авиации, телеграфной и радиосвязи. В этих отраслях было занято 20% промышленных рабочих Англии. Цель национализации: усиление конкурентоспособности британской промышленности, а также прямое спасение от банкротства некоторых неконкурентоспособных в новых условиях отраслей. В рамках кейнсианской политики лейбористами проведены также субсидирование отдельных корпораций, финансирование программ научных исследований, регулирование экспорта-импорта, введение программирования экономики, регулирование занятости, приняты законы о социальном страховании и бесплатном здравоохранении.

Средства на проведение социальных реформ правительство получило путем увеличения налогов. Если в 1938/39 финансовом году поступления казны составили 896 млн ф. ст., то в 1951/152 году – 4,2 млрд ф. ст.

Сменявшие друг друга в 60–70 годах лейбористские и консервативные правительства проводили, по существу, однотипную политику, однако их мероприятия нередко различались, что позволяет выделить несколько этапов развития системы государственного регулирования экономики.

Первый этап (1960–1964): начало экономического программирования в масштабах всей экономики. Неэффективность мероприятий по «сжатию спроса» в борьбе с ростом цен привела к тому, что правительство консерваторов приступило к регулированию заработной платы.

Второй этап (1964–1969): преобладание прямых методов государственного регулирования цен. Лейбористское правительство Г. Вильсона пыталось привлечь на свою сторону профсоюзы в деле проведения в жизнь «политики доходов». Под политикой цен и доходов понималось прямое государственное воздействие на динамику заработной платы и цен непосредственно в момент их формирования. В 1965 г. был создан Национальный совет по ценам и доходам. В 1966–1967 гг. установлен контроль за изменением цен.

Третий этап (1970–1978): преобладание косвенных методов регулирования цен. В соответствии с доктриной «свободного предпринимательства» был сделан акцент на управление внутренним спросом. Однако в 1972 г. установлены пределы роста заработной платы. Лейбористы с 1974 г. проводили «политику доходов» на базе «социального контроля» (соглашение между правительством и профсоюзами). Соглашения по инициативе Британского совета тред-юнионов денонсированы в 1978 г.

Итоги послевоенного развития Великобритании – падение со второго места в ряду индустриально развитых капиталистических стран на пятую-четвертую позиции.

Франция. Из Второй мировой войны Франция вышла со значительными потерями для экономики. Промышленное производство в 1944 г. снизилось до 38% от уровня довоенного 1938 г., а национальный доход – до 50%, промышленность уступала на 1/3 уровню 1900 г. Страна, бывшая ранее одним из крупнейших экспортеров капитала, в результате Второй мировой войны и провозглашения независимости Вьетнама лишилась 8 млрд дол. зарубежных капиталовложений и нуждалась в импорте капитала. Капитал пришел лишь в 1948 г., когда по плану Маршалла Франция получила 2 478 млн дол.

Франция в деле государственного регулирования экономики пошла значительно дальше других западных стран, обратившись к планированию. 3 января 1945 г. премьер-министр Франции генерал де Голль издал декрет о создании Генерального комиссариата по планированию. Принцип французского планирования – разработка плана в процессе диалога между социальными партнерами (предпринимателями, профсоюзами, политическими партиями). Всего в 1947–1980 гг. Францией было реализовано семь народнохозяйственных планов.

Базу для реализации народнохозяйственных планов создала национализация электроэнергетики, газовой, авиационной, угольной промышленности, железных дорог, морского грузового транспорта, большей части банковской системы в 1944–1946 гг. Национализированный госсектор получал прямы плановые задания, а частный сектор получал ориентировочные показатели, выполнение которых стимулировалось мерами косвенного регулирования (фиксированными ценами, предоставлением сырья и кредитов, нормированием иностранной валюты, а также мерами финансового контроля). В отличие от директивного социалистического планирования данный вид экономических программ носил индикативный (необязательный) характер. Индикативное планирование, иначе называемое программированием экономики, наряду с Францией получило распространение в Нидерландах, Норвегии, Японии.

Каждый народнохозяйственный план во Франции был нацелен на выполнение определенной задачи. В программе развития экономики Франции 1947 г. такой задачей было развитие энергетической базы и черной металлургии; в 1954–1957 гг. – общее обновление производственного потенциала; в 1958–1961 гг. – развитие машиностроения и электроники.

Послевоенные экономические преобразования во Франции позволили ей сохранить паритет с Германией – экономическим лидером Европы.

Германия. Начало восстановления хозяйства Германии в западной зоне оккупации (ФРГ) положила проведенная в 1948 г. министром хозяйства Л. Эрхардом денежная реформа. В ходе этой реформы, носившей конфискационный характер, старая денежная единица рейхс-марка была заменена дойч-маркой. Население было лишено своих сбережений, но средства компаний не были тронуты. Отмена замораживания цен и их последующий рост, при сохранении ограничений на заработную плату, обеспечили быструю концентрацию средств в руках предпринимателей.

«Социальное рыночное хозяйство», построение которого пропагандировал и осуществлял Л. Эрхард, основывалось на частной инициативе и свободе конкуренции. Мелкий и средний бизнес, предпринимательство в производственной сфере должны были, по мысли автора, обеспечить «благосостояние для всех».

В то же время роль государства оказывалась не менее существенной, чем в других западноевропейских странах. Иными были инструменты государственного регулирования. Например, с помощью государства осуществлялось перераспределение прибыли всех фирм в пользу приоритетных отраслей тяжелой промышленности и энергетики. Для этого в соответствии с принятым в 1952 г. законом об инвестиционной помощи, все промышленные предприятия, за исключением предприятий приоритетных отраслей и государственных предприятий, должны были делать отчисления в специальный фонд. Средства фонда ушли в распоряжение крупных предприятий промышленности и энергетики в ущерб интересам средних и мелких предприятий. Кроме того, были разрешены высокие нормы амортизационных отчислений для освобождения части прибыли от налогов. В результате, доля валовых инвестиций в совокупном продукте превысила в 1954 г. 20%.

Столь высокие темпы роста инвестиций, концентрации капитала позволили осуществить обновление производства и структурные преобразования в пользу обрабатывающей промышленности, прежде всего производства станков, автомашин, электротехнической промышленности, химии. Всемерное содействие осуществлению научно-технической революции, связанным с нею структурным изменениям экономики, сочеталось с ростом военных расходов. В результате среднегодовой прирост объемов производства промышленной продукции в 1949–1950 гг. составлял 20%, а в 1956–1961 гг. – 7%. Федеративная республика Германия становится лидером европейской экономики.

Следующий пример активного государственного строительства новой экономической системы в послевоенный период представляет Япония.

Япония. Капитуляция Японской империи 2 сентября 1945 г. привела к оккупации ее территории американскими войсками. Экономика страны находилась в состоянии хаоса. Выпуск промышленной продукции в 1945 г. составил 28,5% от уровня 1937 г. План Маршалла не распространялся на Японию. Инфляция к 1952 г. превысила 1 500%.

Оккупационные власти во главе с американским генералом Д. Макартуром с 1946 по 1952 г. проводят в стране реформы, направленные на превращение Японии в стратегического партнера США. Реформированию подвергались все стороны общественно-экономической жизни, хозяйственный уклад, общественный строй, государственное устройство. Происходила демилитаризация и демократизация Японии, осуществлялся переход от тотального военного контроля к рыночной экономике, создавались условия для развития предпринимательства.

Первым пунктом следовала демонополизация экономики. Разукрупнению подверглись крупнейшие Японские концерны – «дзайбацу», занимавшие командные высоты в экономике с XVII в. Были запрещены холдинги, введен контроль за слиянием фирм, ограничено взаимное держание акций. Эти меры закладывали основу конкурентной экономики.

Следующим мероприятием стала земельная реформа. Помещичья земля была выкуплена государством и продана арендаторам-крестьянам. К 1950 г. крестьянам перешло 80% всей арендной земли. Был сформирован слой свободных фермеров. Земельная реформа способствовала увеличению емкости внутреннего рынка, высвободила значительные трудовые ресурсы.

В 1950 г. проведена бюджетная реформа. Ею введены принципы строгого балансирования статей бюджета и его бездефицитности, убыточным предприятиям более не предоставлялись субсидии. Денежная эмиссия ставилась под контроль. Проведение этой реформы остановило инфляцию, что позволило снять контроль над ценами. В японской экономике полностью утвердились рыночные отношения.

Была проведена структурная перестройка экономики. По мере ее реализации менялись отраслевые приоритеты. В 50-е годы в центре находились базовые отрасли: металлургия, химия, гидроэнергетика, судостроение, торговый флот, в 60-е гг. – автомобильная промышленность, нефтепереработка и нефтехимия. С 70-х годов приоритет переходит к электронике.

Структурная перестройка экономики, с одной стороны, способствовала, а с другой – опиралась на сверхвысокие темпы экономического роста. За 1955–1970 гг. среднегодовой прирост ВНП превышал 11%. Темпы экономического развития в 1,5–2 раза превышали показатели ведущих капиталистических держав.

Важнейшим фактором мобилизации хозяйственных ресурсов для структурных реформ в Японии являлось прямое государственное участие. В течение 22 послевоенных лет в Японии сохранялся полный контроль государства над внешней торговлей. Ее либерализация продлилась еще 10 лет и включала поэтапную отмену ограничений на импорт продукции конкурентоспособных отраслей. В это же время действует банковская монополия государства, обеспечивающая целенаправленное перераспределение ресурсов.

В конце 80-х годов Япония вышла на первое место среди основных капиталистических стран по уровню ВНП на душу населения (23,3 тыс. дол. в 1988 г. против 19,6 тыс. дол. у ФРГ, 19,5 тыс. дол. у США, 18,6 тыс. дол. у Канады).

Среди основных факторов, обеспечивающих высокую динамичность экономического развития Японии – высокая производительность труда. Она достигается как более высокой интенсивностью труда, опирающейся на национальную трудовую мораль, так и за счет экстенсивного увеличения рабочей недели (на 30–40% больше, чем в США и Западной Европе). Наряду с этим росту производительности труда способствуют рациональная организация производства и управления, автоматизация производства.

В основе быстрого развития Японии остаются и более высокие темпы и норма накопления капитала. В конце века около 30% ВНП приходится на государственные и частные инвестиции. Высокий уровень накопления существует в частном секторе, где 85% прибыли возвращается в производство. Расходы на военные нужды удерживаются в районе 1% ВНП. Все это создает избыток капитала на внутреннем рынке, направляя японские промышленные и финансовые корпорации к экономической экспансии за пределы страны. На банки Японии приходится 40% международных кредитных операций.

Подводя итоги экономического развития ведущих капиталистических стран мира с середины 40-х по 60-е годы нужно отметить повсеместное включение государства в хозяйственные процессы – и как непосредственного хозяйствующего субъекта, и как инструмент целевой мобилизации ресурсов для экономического роста, и как гаранта социальных завоеваний XX века.