Учебные материалы для студентов

Экономическая история


Экономическая история



Экономический кризис 1929–1933 гг. в США. «Новый курс» администрации президента Ф. Д. Рузвельта


В период между двумя мировыми войнами к США окончательно переходит лидерство в мировой экономике. Быстрый рост промышленного производства, интенсивное расширение основного капитала, увеличение объемов экспорта – все это внушало большой оптимизм, веру в то, что периоду процветания не будет конца.

Тем не менее, в 1929 г. именно в США начинается мировой экономический кризис. Точкой отсчета принято считать крах на фондовой бирже. 24–29 октября 1929 г. катастрофическое падение курсов переоцененных к тому моменту акций затронуло от 15 до 25 млн американцев, нанесло тяжелейший удар по банкам в силу их широкого участия в биржевых операциях. С этого момента кризисные процессы развивались по нарастающей.

По своему характеру начавшийся кризис представлял собой циклический кризис перепроизводства. Вследствие недостаточного спроса, произведенная масса товара не нашла сбыта и оказалась не реализованной. В итоге нарушился процесс общественного воспроизводства, разорились многие торговые и промышленные предприятия, транспортные компании, банки.

За 1929–1933 гг. потерпели крах 135 тыс. торговых, промышленных, финансовых фирм, разорились 5 760 банков и около 1 млн фермеров. Убытки корпораций только в 1932 г. составили 3,2 млрд долларов. Обороты внешней торговли сократились в 3,1 раза. Страна была отброшена к уровню 1911 г.

К моменту начала кризиса господствующее положение в США занимала идеология «американского индивидуализма», не признающая государственного регулирования экономики, его вмешательства в дела частного бизнеса. Вступивший в 1929 г. на пост президента Герберт Гувер (1874–1964) первоначально ограничился введением торгового протекционизма. Он считал, что кризис будет преодолен автоматически и страна справится с ним за 60 дней.

С конца 1931 г. в ответ на развернувшееся стачечное движение (около 1 млн человек), создается Национальная кредитная корпорация с капиталом в 3,5 млрд долларов для оказания государственной поддержки банкам, промышленным и транспортным предприятиям. Поддержкой уровня цен на сельскохозяйственную продукцию (к 1933 г. снизившихся на 58%) должно было заниматься Федеральное фермерское бюро. Впрочем, ни деятельность кредитной корпорации, ни работа фермерского бюро не увенчались успехом. Причины этого в неверной ориентации государственной экономической политики на поддержку производства (предложения товаров), в то время как причина кризиса – на стороне спроса.

К моменту прихода к власти администрации Франклина Делано Рузвельта (1882–1945) 4 марта 1933 г. экономическая ситуация была катастрофической. Банковский кризис грозил перерасти в денежный, так как население было охвачено паникой и в массовом порядке стремилось разменять банкноты на золото. Промышленное производство упало до самого низкого уровня. В стране было 14 млн безработных, не имевших никакой государственной поддержки.

Администрацией Рузвельта были осуществлены крупномасштабные реформы, которые вошли в историю под названием «новый курс Рузвельта» (New Deal). Он представляет одну из самых известных и эффективных реформ в мировой истории.

Суть «нового курса» заключалась в выходе на первый план государства, его совершенно беспрецедентном подключении к процессам регулирования экономической жизни. Линия «нового курса» складывалась в жестокой борьбе, и окончательные ее очертания представляли собой некую равнодействующую многих сил: крупного бизнеса, банковских кругов, мелких предпринимателей, фермеров, профсоюзов. Наибольшую поддержку «новый курс» имел на своем раннем этапе, когда практически все общество перед лицом экономической катастрофы ощущало сплоченность и необходимость решительных действий.

Основной причиной кризиса, по мнению разработчиков «нового курса», являлась недостаточная покупательная способность. Соответственно целями экономической политики стали: приостановление дефляции, повышение цен для стимулирования производства, сокращение избыточного производства, достижение полной занятости для увеличения доходов населения. Оживление производства было возможно лишь при появлении у предприятий оборотных средств, для чего был необходим рост цен на их продукцию.

В осуществлении «нового курса» выделяют два этапа: первоначальный – с 1933 до 1935 г. и второй – с 1935 г., когда обозначились сдвиги влево.

В числе первоочередных мероприятий «нового курса» было спасение банковской системы. Для преодоления нарастающего потока объявлений о несостоятельности банков и их последующего закрытия президент своим указом, позже подтвержденным чрезвычайным законом о банках, приостанавливает работу банков. За период «банковских каникул», согласно закону, были проведены следующие мероприятия:

- министр финансов получил право предотвращать массовое изъятие вкладов;

- введен запрет на экспорт золота;

- проверка министерством финансов состоятельности банков для выявления способных продолжить работу после открытия;

- последним банкам федеральная резервная система (ФРС) предоставила крупные займы.

К концу марта 1933 г. 4/5 банков – членов ФРС были открыты, а 2 тыс. – не получили разрешения продолжить свою деятельность.

В апреле 1933 г. с целью стабилизации и подъема цен на продукцию реального сектора была проведена девальвация доллара по отношению к установленному ранее золотому паритету. Акт о золотом резерве, принятый в январе 1934 г., установил новую цену золота на уровне 35 долларов за тройскую унцию. Тем самым узаконивалась 59%-ная девальвация доллара по отношению к его золотому содержанию в предшествующий период.

Центральное место в мероприятиях «нового курса» отводилось проблеме восстановления промышленности. Для этого в июне 1933 г. был принят закон о восстановлении национальной промышленности. Им вводилась система государственного регулирования этого подразделения экономики. Концептуальная основа этого законодательного акта соединяла в себе традиции американского институционализма и кейнсианской экономической политики.

С одной стороны, закон упорядочивал конкуренцию в промышленности, для чего каждая отрасль вырабатывала свой «кодекс честной конкуренции». Кодексами для каждого предприятия устанавливались объемы производства, уровень заработной платы, продолжительность рабочей недели, рынки сбыта продукции, единая политика цен. В случае утверждения кодекса президентом, он принимал законодательную силу. В целом администрация Рузвельта санкционировала 746 кодексов, охвативших 99% американской индустрии и торговли.

С другой стороны, предусмотренное законом стимулирование спроса и занятости осуществлялись за счет создания фонда общественных работ. Для этой цели выделялось 3,3 млрд долларов. К январю 1934 г. на общественных работах было занято 5 млн человек. Пособия по безработице начинают получать 20 млн человек.

Источником финансирования общественных работ, кредитной поддержки банковской системы становится внутренний государственный долг, финансируемый за счет эмиссии государственных облигаций и казначейских векселей.

Результатом всех принятых мер стал резкий подъем объемов производства промышленный продукции. С марта по июль 1933 г. он составил 66%.

Хотя чрезвычайные полномочия администрации Ф. Д. Рузвельта были отменены Конгрессом в 1935 г., политика, начатая им в рамках «нового курса», проводилась вплоть до смерти президента в 1945 г., а затем была продолжена его преемниками.