Учебные материалы для студентов

Деловая этика


Деловая этика



Подарки


Подарки – это давний способ оказания внимания, расположения, принятый и в деловой среде. Однако следует понимать, что традиции, связанные с подарками, очень отличаются в разных странах. Правила, определяющие уместность того или иного подарка, сильно зависят от традиций страны, а те, в свою очередь, от ее местоположения. В европейском обществе и деловых кругах уже выработан определенный ритуал дарения и определен круг товаров, которые рассматриваются не как взятки, а как подарки. К этим товарам относятся календари, записные книжки, зажигалки, фирменные авторучки, а на Рождество – алкогольные напитки. Необходимо отметить, что представители европейских фирм очень щепетильно относятся как к получению, так и к дарению подарков, рассматривая это не только как символы и знаки внимания, но и как инструменты оказания давления на психику партнера. Негласный кодекс поведения бизнесмена осуждает подобную практику.

Если в деловых кругах Великобритании станет известно, что представители фирмы замечены в получении или дарении подарков, то доверие к ним может быть подорвано. Иногда таким бизнесменам даже приходится уходить из привычной для них сферы деятельности и менять профиль работы.

В отношении подарков представителям российских организаций, которые можно рассматривать как взятки, делаются определенные послабления. Учитывая специфику работы российских людей за рубежом, некоторые английские фирмы переходят этические нормы и очень тонко делают подарки. В связи с этим необходимо не только не напрашиваться на подарки, но и вести себя так, чтобы исключить всякую возможность для английской фирмы «всучить» ту или иную вещь. От этого ваше реноме как делового партнера станет намного выше, и интересы вашего предприятия будут в большей степени обеспечены в коммерческом плане.

В Финляндии в большие праздники, особенно в Рождество и Новый Год, принято поздравлять своих друзей и коллег. Лучше всего послать красивую открытку. Если вы хотите преподнести какой-нибудь подарок, то имейте в виду, что он не должен быть очень дорогим, чтобы не поставить вашего партнера в неловкое положение. Пользуются популярностью русские самовары, продукция народных промыслов, особенно расписные изделия (подносы, шкатулки, игрушки и т.д.), гжель, дымковская игрушка, а также красная, черная икра и русская водка.

В деловом мире Швеции существует традиция поздравлять от компании или организации своих партнеров с Рождеством или Новым Годом. При этом часто не ограничиваются открыткой, а посылают какой-либо подарок. Обычно это корзина с набором деликатесов. Принято также поздравление с днем рождения или знаменательной датой. В порядке вещей периодически преподносить своим партнерам недорогие подарки. Как правило, это фирменные и национальные сувениры, иногда производимая фирмой продукция. Из российских сувениров особой популярностью у шведов пользуется русская черная икра, хорошим подарком являются изделия народных промыслов, платки и шали, лазерные диски с классической музыкой, шоколадные конфеты.

Во Франции не принято вручать подарки партнеру, тем более при первой встрече. Успешное завершение переговоров можно отметить, организовав ужин. В качестве сувенира допускаются книга или лазерный диск.

В Германии подарки в деловом общении не приняты.

Как видим, в скандинавских странах обмен подарками, в том числе и достаточно дорогими, широко распространен. В Англии, Испании он жестко регламентирован. В других странах подарки среди бизнесменов вообще не приняты. Тем не менее и там необходимы знаки внимания тем, с кем вы когда-либо встречались или вели переговоры. Поздравительная открытка к Рождеству или по случаю дня рождения, приветы близким вашего коллеги поднимут ваш деловой авторитет и подчеркнут вашу вежливость и человеческие качества.