Учебные материалы для студентов

Деловая этика


Деловая этика



Этика прибыли или социальной ответственности


В 90-е годы XX века в нашей стране доминировали настроения, питавшие эйфорию всемогущества свободного рынка. В последние годы эта эйфория пошла на убыль, уступая место реалистическим взглядам на перспективы экономического и социального развития страны. На передний план в связи с этим вышла альтернатива: будет ли российский бизнес руководствоваться и дальше этикой достижения максимальной прибыли (едва ли не любой ценой) или ей на смену придет этика социальной ответственности предпринимателей за то, какой ценой достигаются дивиденды и во имя чего, каких идеалов и ценностей они должны достигаться? Чтобы глубже разобраться в данной альтернативе, обратимся к западному опыту последних столетий.

Родиной этики прибыли считается Англия, но большего размаха она достигла в США периода 1865 – 1914 годов, именовавшегося «эпохой предприятия», т.е. ускоренной индустриализации. В ее целях в короткие сроки было необходимо накопить средства производства, построить заводы, фабрики. В условиях относительно слабого государственного управления формировавшийся рынок находился в чересчур свободном «плавании». Это означало, что быстрая индустриализация могла быть достигнута только бизнесменами, получающими максимальные прибыли и вкладывающими их обратно в производство. Бизнесмены зарабатывали огромные прибыли и становились богатыми; общество получало капитал, который требовался для индустриализации экономики и растущего уровня жизни. Мотив прибыли заставлял предпринимателей расширять производство требуемых и снижать выработку нежелательных потребительских товаров или услуг. Конкуренция на рынках определяла цены и тем самым косвенно управляла действиями покупателей и продавцов. Невмешательство государства в бизнес являлось существенной силой рынка в эффективном распределении ресурсов, а для личностей – в достижении их интересов. Этика прибыли закономерно стала в этих условиях сердцевиной этики бизнеса. Она рассматривалась не только как нравственно оправданная, но и как крайне полезная в теории предсказания цен, заработной платы, уровня занятости, реализации дохода и т.д.

После первой мировой войны в США, по данным американских ученых, имели место пять хозяйственно-экономических революций, которые не только преобразовали основные элементы структуры экономики и методы ее функционирования, но и существенно изменили взгляды на этику прибыли: организационная, корпоративная, управленческая, революция собственности, революция управляемого капитализма. Последняя особенно заметно модифицировала моральные представления бизнесменов, намного расширила роль общества в бизнесе и экономические функции государства. Старые (XIX века) компании предполагали, что они призваны заниматься лишь производством товаров и оказанием услуг, стремясь к получению максимально возможной прибыли. Современные корпорации наращивают содействие финансированию образования, обеспечивают своих руководителей и трудящихся соответствующим социальным статусом и т.д. Ныне большинство руководителей большого бизнеса осознают свою общенародную ответственность и ориентируются на решение широкого круга социальных задач. Многие из них считают, что политическое влияние сейчас более важно, чем экономическая деятельность рыночно-конкурентного типа. Заметна ориентация на служение национальным целям и дальнейшее повышение уровня жизни людей.

Среди американских бизнесменов распространено мнение, что, хотя прибыль является важной целью бизнеса, поскольку она необходима прежде всего для выживания предприятия, но в прессинге современного бизнеса слишком трудно определить стратегию, максимизирующую прибыль. Уже поэтому большинство руководителей чаще всего стремится довольствоваться получением скорее удовлетворительного уровня прибыли, чем ее максимума. Они нередко рассматривают себя в качестве «администраторов окружающей среды», имея в виду обязанность интегрировать свои предприятия в общество. «Для сегодняшних банковских учреждений или бизнеса – общественного или частного», – подчеркивает Георг С. Мор, президент Первого национального городского банка Нью-Йорка, – «не может быть существования в современном обществе без конструктивной реакции на цели общества и ее основу – экономику, научно-технический процесс, социальные и политические силы». Банки и корпорации рассматриваются как многоцелевые социальные учреждения, преследующие прибыль во вторую (по важности) очередь в сравнении с интересами общества. В то же время очевидно, что большинство руководителей средних и мелких фирм еще тянется, хотя в большой степени мысленно, к этике прибыли. Прибыль не может не оставаться объективным измерителем эффективности фирмы в производстве и распределении (реализации) ресурсов. Главное в том, что все более четко понимается пагубность стародавнего, безнравственного в его основе тезиса: цель оправдывает средства. Ему на смену пришел принцип: прибыль превыше всего, но превыше прибыли – честь.

Что касается молодого российского бизнеса, то его нравственно-психологические основы пока заметно ущербнее в сравнении с таковыми предпринимателей Запада, Японии, хотя из истории российского предпринимательства мы знаем вошедшие в легенду факты о деловых этических нормах взаимоотношений отечественных купцов: миллионные сделки заключались лишь кивком головы, а купеческое слово было дороже золота, причем гарантом этого слова давалась жизнь. Продолжают действовать утвердившиеся в СССР антирыночные поведенческие установки и стереотипы мышления, которые в 90-е годы получили дополнительное подкрепление в виде реакции населения страны на преступные акции «королей» финансовых пирамид и им подобных.

Опыт налаживания предпринимателями внешнеэкономических связей с зарубежными партнерами убедительно свидетельствует, что наши бизнесмены весьма своеобразно понимают основные ценности рынка. Это обстоятельство, дополненное политической нестабильностью ситуации в стране и неконвертируемостью рубля, существенно влияет на неготовность западных потенциальных партнеров осуществлять инвестиции в экономику страны. Нам предстоит усвоить, что современный рынок – это особая этика, психология, логика, т.е. значительный культурный слой, который следует готовить заранее. Не рынок является аморальным, а те люди, которые привносят в него дух наживы, стяжательства, неуважения к покупателям, потребителям, конкурентам, забыв о благородстве, надежности, порядочности, солидарности. Приведем пример деловых переговоров американского бизнесмена с представителем нашей фирмы. Речь шла о закупке в США товаров на сумму около 1млн дол. В ходе обсуждения возник вопрос: если по получении товара и его оплате обнаружится бракованная или испорченная продукция, то как вести дальнейшее сотрудничество? Удивленный американец ответил, что все испорченные упаковки будут заменены за его счет, а для подтверждения количества брака он не будет высылать своих экспертов, так как ему достаточно слова нашего представителя. Этот зарубежный партнер привык работать в условиях цивилизованного рынка, и на том этапе завязывания деловых контактов с нашей фирмой он, видимо, не представлял себе «набора» нравственных недостатков российских бизнесменов, который обобщенно можно представить в следующих пунктах.

1. Практически полное отсутствие привычки и традиции услужить, обслужить, наиболее заметно проявляющееся у работников сферы сервиса. Не случайно при наборе персонала в многочисленные совместные предприятия (магазины, кафе, отели) обязательным требованием к претендентам является отсутствие опыта работы в государственной торговле, общественном питании, гостиничном хозяйстве.

2. Комплекс неполноценности, покорность, боязнь пойти до конца, оправданного риска, психология не победителя, а проигравшего до начала игры. И одновременно – надежда на почти мгновенное, сказочное улучшение, без затрат собственных сил, помноженных на энергию, профессионализм, порядочность.

3. Зеркальное отражение предыдущего – рабская агрессивность, нетерпимость, нездоровое желание растоптать, унизить, повышенная конфликтность в отношениях с партнерами и, тем более, конкурентами, нежелание искать компромиссы.

4. Отчетливо выраженная психология рантье, объясняющаяся, с одной стороны, низким уровнем жизни, а с другой – неуверенностью в завтрашнем дне и нежеланием в него заглядывать.

5. Стремление к ограничению конкуренции, монополизму, к успеху, опираясь на «блат», «телефонное право», «высокие связи» и т.п.

6. Отсутствие имиджа делового человека, предпринимателя, что проявляется в стиле мышления, манере одеваться, вести себя. На Западе большое внимание уделяется тому, чтобы произвести хорошее впечатление.

Все вышеприведенное свидетельствует о стремлении заметного большинства современных российских деловых людей руководствоваться в бизнесе этикой прибыли, не обязывающей к атмосфере честной рыночной конкуренции. Более того, многие из них уподобляют последнюю игре в покер, где ложь, блеф представляется естественно-закономерным явлением. В этой игре считается вполне правомерным «высадить» из нее с помощью блефа даже близкого друга, у которого на руках неплохой вариант. Каждый защищает себя сам. Проявление милосердия к пострадавшему рассматривается как личное дело игрока. Данная игра призывает питать недоверие к партнеру, игнорирует претензии на дружбу, доброту и добросердечие. В ее основе – хитроумный обман и стремление скрыть свою подлинную силу и намерения. Покерный подход к этике деловых отношений ориентирует предпринимателей на овладение искусством вводить партнера в заблуждение, на практику полуправды и недомолвок с целью сколачивания капитала или прорыва к власти, а часто для того и другого одновременно. При этом достаточно далеко отбрасывается этика социальной ответственности бизнеса, его спонсорско-благотворительной сущности, характеризовавшей многих отечественных предпринимателей XIX – начала XX столетий.

Без возврата к этим нравственным истокам, дополненным наработанными современным цивилизованным международным бизнесом моральными аспектами предпринимательской деятельности, российским бизнесменам не добиться международного авторитета, который обеспечивает 50% действительного делового успеха. Это будет означать сохранение и усугубление российских экономико-управленческих проблем, решение которых требует деловых людей новой формации. Чтобы стать таковыми, нашим деловым людям необходимо взять на вооружение лучшие образцы соответствующего международного опыта, которые мы рассмотрим в следующей главе.

Вопросы для самопроверки

3.1. Что такое этика прибыли?

3.2. Какая страна является родиной этики прибыли?

3.3. Что такое этика социальной ответственности?

3.4. Какое качество бизнесмена гарантирует ему 50%-ное достижение делового успеха на мировом рынке?

Контрольные вопросы

3.5. Чем отличается от этики прибыли этика социальной ответственности?

3.6. Какие нравственные принципы присущи современным российским деловым людям?

3.7. Чему могут поучиться – в аспекте этики деловых отношений – российские бизнесмены начала XXI века у наших предпринимателей до октябрьского (1917 г.) периода?

3.8. Что такое «покерный» подход в деловых отношениях?